Федор Гнездилов - На высотах мужества

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На высотах мужества"
Описание и краткое содержание "На высотах мужества" читать бесплатно онлайн.
В годы Великой Отечественной воины наши летчики совершили тысячи подвигов. Мужественно сражались против немецко-фашистских захватчиков бойцы 18-го гвардейского, 168-го истребительных авиаполков и французского полка «Нормандия — Неман». О боевом братстве советских и французских летчиков, о воздушных схватках под Москвой и на Курской дуге, в небе Белоруссии и Литвы, в Восточной Пруссии рассказывает в этой книге автор, в прошлом начальник штаба полка.
В это же время с соседнего аэродрома Дубровка наперехват тем же ФВ-190 поднялось дежурное звено, в составе которого летел и молодой французский летчик Морис Шалль. «Нормандцы» прибыли в заданный район позднее четверки Архипова. Из боязни потерять ведущего Морис Шалль - это был у него первый боевой вылет - почти не спускал с него глаз, слабо ориентировался и, увидев «яков», посчитал их за вражеские. Открыл огонь и одного из них подбил.
Послышался голос Василия Архипова:
- Подбит своими, ухожу…
Он начал снижение курсом на аэродром.
Не обращая внимания на опознавательные знаки, Шалль атаковал наш самолет повторно. Як-9 взорвался в воздухе. Архипов погиб. Так по нелепой случайности мы потеряли одного из лучших летчиков, сбившего 12 самолетов врага.
Эта трагическая ошибка глубоко взволновала летчиков «Нормандии». На похороны Архппова они прибыли во главе с командиром Пьером Пуйядом. Выступая на траурном митинге, он от имени всех летчиков полка заявил, что считает этот случай черным пятном в истории «Нормандии» и что французы сделают в боях против врага все, чтобы искупить вину за гибель советского товарища по оружию.
Морис Шалль, сознавая тяжесть своей вины, готов был понести любое наказание. Он просил лишь об одном - не отправлять его с позором во Францию, дать возможность искупить вину.
Советское командование учло то обстоятельство, что поступок совершен неумышленно, оставило Шалля в полку. Это решение потрясло французов своим великодушием. Они еще раз убедились в гуманности советских людей, по достоинству оценили оказанное им доверие и своими делами оправдали его в боях.
Шалль воевал храбро, рвался в самое пекло боя. За подвиги в небе был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й и 2-й степени. 27 марта в [168] боях над Восточной Пруссией он сбил десятый самолет врага и погиб сам.
6 июня 1914 года из сообщения по радио мы узнали, что англо-американские войска наконец-то высадились на побережье Франции, открыли второй фронт. На французских летчиков это произвело большое впечатление. У них возросла надежда на скорое изгнание оккупантов из их страны.
С открытием второго фронта фашистское командование усиленно стремилось добыть данные о месте и времени начала наступления наших войск. Самолеты-разведчики все чаще пытались проникнуть в наш тыл. Командующий войсками фронта генерал И. Д. Черняховский поставил задачу - не пропускать в наш тыл ни одного самолета врага.
Нашему полку командир дивизии приказал совместно с полком «Нормандия» закрыть небо для воздушных разведчиков врага. Для своевременного обнаружения их, оповещения и наведения истребителей штаб воздушной армии выделил в распоряжение полка радиолокационную станцию РУС-2 и дополнительные средства связи. На развертывание станции и создание системы оповещения с помощью дополнительных средств связи у нас оставалась всего одна ночь. И в течение всей этой ночи А. Е. Голубову, офицерам штаба и мне ни на минуту не пришлось сомкнуть глаз. К рассвету все было готово. Оставалось облетать радиолокатор для определения точности его показаний. Несмотря на бессонную ночь, настроение у нас было бодрое: успели все-таки!
В предрассветных сумерках на стоянках истребителей работали техники и механики. Они готовили машины к боевым вылетам. Над горизонтом загоралась заря. На синевато-фиолетовом фоне неба проплывали облака. Под ними виднелся темный частокол далекого леса. Он словно подчеркивал линию горизонта.
- Кого пошлем на облет радиолокатора? - спросил я командира полка.
- Самому хотелось бы слетать. А вы со штурманом руководите полетом, убедитесь в надежности работы всей системы.
- Но вы не спали всю ночь.
- Ничего. В полете освежусь. Будем считать, что вопрос решен.
Голубов вызвал дежурного и приказал дать команду о подготовке истребителя к вылету. [169]
- Кто пойдет вашим ведомым? - спросил я командира.
- Ни к чему он в таком полете.
- Командиру полка летать одному не положено. К тому же пара будет видна на экране лучше, чем один самолет.
- Что ж, вы правы. Беру нашего стажера майора Брыка.
С восходом солнца Голубов и Брык взлетели и с набором высоты пошли к фронту. Минут через десять из динамика донеслось:
- «Гранит», я - «Орел-первый». Что на экране-то?
- Вижу вас у ориентира «один». Высота - четыре тысячи метров.
- Ишь, глазастый какой! Все верно! - подтвердил Голубов.
Облет уже подходил к концу, когда оператор радиолокатора подозвал меня к экрану и, указав на светившуюся точку, сказал:
- На экране новая цель.
- Ее состав? Куда идет?
- По-моему, три самолета. Курс - девяносто.
- Штурман, цель на планшет, - приказал я и, взяв микрофон, передал Голубову обстановку: - В квадрате сорок пять - цель!
- Иду наперехват. Наводите!
- Удаление - двадцать. Курс - двести шестьдесят!
- Вас понял. Выполняю!
- «Первый», я - «Пятидесятый». Барахлит мотор, - доложил Брык.
- Идите домой. Справлюсь один! - распорядился Голубов.
Услышав этот разговор, я приказал дать сигнал на вылет дежурным самолетам, а в эфир передал:
- «Первый», на помощь вам выпускаю дежурную пару!
В это время Голубов уже шел наперерез врагу. Внимательно осматривая горизонт, над которым уже поднялось солнце, он видел пока лишь розоватые облака. Утреннее небо было удивительно синим. И тут командир увидел «Юнкерс-88». Он шел под прикрытием двух Ме-109. Фашисты не заметили наш истребитель. Решение пришло мгновенно - первый удар нанести по ведущему пары «мессеров» сверху сзади. «Юнкерс» же далеко не уйдет.
- «Гранит», цель вижу. Атакую! - услышал я доклад командира. [170]
Маскируясь лучами солнца, Голубов занял выгодную позицию, бросил машину в атаку. И вот уже ничего не подозревавший «мессер» в прицеле. Враг шел спокойно. Голубов нажал гашетку. Точные пулеметно-пушечные очереди прошили Ме-109 насквозь. Он вспыхнул и начал падать. Было видно, как из кабины выбросился с парашютом фашистский летчик. Выполнив боевой разворот, командир полка ввел истребитель в предельно крутой вираж, чтобы атаковать другой «мессер», но тот удрал в сторону линии фронта.
Этот бой происходил над аэродромом полка, и все наши воины-авиаторы, наблюдая за ним, невольно восторгались мастерством командира.
- Смотрите, «юнкерс» тоже дранануть собрался!
- «Первый», «юнкерс» уходит на запад! - передал я командиру.
- Цель вижу. Буду атаковать!
Командир полка зашел со снижением в хвост «юнкерсу» и открыл огонь. Очередь и на этот раз не прошла мимо. У «юнкерса» задымил мотор. Экипаж врага отчаянно отстреливался. Было видно, как огненные трассы тянулись к «яку». Голубов выполнил вираж, быстро сблизился с врагом, снова открыл огонь. От «юнкерса» стали отлетать обрывки дюраля. Затем он завалился на крыло, вспыхнул и, разматывая борозду черного дыма, пошел к земле.
- Еще одному фашисту каюк! - выкрикнул кто-то из механиков.
Наблюдая за падавшим «юнкерсом», я потерял командира из виду. Он тоже молчал. Обеспокоенный этим, я спросил:
- «Первый», вы слышите меня?
- Слышу отлично. Подошли наши «яки». Уходим домой!
Пока подполковник Голубов находился в воздухе, к нам прибыли комдив генерал Г. Н. Захаров и штурман майор И. А. Заморин. Они слетали к месту приземления фашистского летчика - наши бойцы уже захватили его в плен - и доставили на КП. Захаров и Заморин были в комбинезонах, и пленный принял их, вероятно, за рядовых летчиков. Увидев же у меня погоны подполковника, пленный вытянулся передо мной, встал по команде «смирно».
Это был худой и высокий майор в мундире серого цвета. На груди чернели два креста. Матерый, видать, фашистский ас. Он был без головного убора. Длинные светлые волосы спадали на лоб, образуя челку, подобную той, [171] какую носил Гитлер. Он уставился на меня блекло-голубыми глазами, губы у него шевелились.
- Ну что, отлетался? - спросил я. - Впрочем, для тебя это - аллес гут энде гут{4}.
Услышав немецкую поговорку, пленный оживился, громко ответил:
- Яволь, гер оберст. Гитлер капут!
- Ишь ты, понятливый какой! - засмеялся К. Ф. Федоров. - Тебе капут, а до Гитлера мы еще доберемся!
Услышав слово «капут», майор дрогнувшим голосом, путая немецкие и русские слова, залепетал:
- Гер оберст, не надо капут. Не надо шиссен…
- У нас пленных не расстреливают. Нихт шиссен гефанген. Ферштеен зи?
- Яволь! Я понимайт. Данке шен… Благодарью!
- Благодари наши советские законы. Где твой аэродром?
- Бальбасоф, - показал он на своей карте.
- Понятно, Болбасово, - поправил его Федоров и - ко мне: - Пора идти командира встречать. Он уже на посадку зашел.
Вместе с К. Ф. Федоровым я подошел к стоянке. А. Е. Голубов, заруливая «як», увидел нас из кабины и показал большой палец - у меня, дескать, все отлично. Как только истребитель остановился, я вскочил на крыло, наклонился к открытой кабине и обнял Анатолия Емельяновича:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На высотах мужества"
Книги похожие на "На высотах мужества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Федор Гнездилов - На высотах мужества"
Отзывы читателей о книге "На высотах мужества", комментарии и мнения людей о произведении.