» » » » Федор Гнездилов - На высотах мужества


Авторские права

Федор Гнездилов - На высотах мужества

Здесь можно скачать бесплатно "Федор Гнездилов - На высотах мужества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство Беларусь, год 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Федор Гнездилов - На высотах мужества
Рейтинг:
Название:
На высотах мужества
Издательство:
Беларусь
Жанр:
Год:
1987
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На высотах мужества"

Описание и краткое содержание "На высотах мужества" читать бесплатно онлайн.



В годы Великой Отечественной воины наши летчики совершили тысячи подвигов. Мужественно сражались против немецко-фашистских захватчиков бойцы 18-го гвардейского, 168-го истребительных авиаполков и французского полка «Нормандия — Неман». О боевом братстве советских и французских летчиков, о воздушных схватках под Москвой и на Курской дуге, в небе Белоруссии и Литвы, в Восточной Пруссии рассказывает в этой книге автор, в прошлом начальник штаба полка.






В дни штурма Пиллау наш полк прикрывал войска, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков, провел последние воздушные бои, в которых майоры Владимир Запаскин, Василий Терентьев и капитан Матвей Барахтаев [232] сразили три самолета врага. Это были последние победы наших воздушных бойцов в военном небе.

В конце апреля в штабе 303-й авиадивизии состоялось совещание. На нем были подведены итоги боевых действий полков за период участия в Восточно-Прусской наступательной операции. В ходе ее, несмотря на сложные условия погоды, гвардейцы 18-го авиаполка произвели более 3800 боевых самолето-вылетов и сбили в воздушных боях 74 самолета. При штурмовке объектов на земле они уничтожили большое число живой силы и техники врага, потеряв при этом двух своих летчиков - лейтенантов П. И. Иванова и З. Г. Моргоева.

Летчики полка «Нормандия - Неман» произвели свыше 1300 самолето-вылетов, сбили 67 самолетов. Их потери - 9 летчиков.

После разгрома фашистских войск в Восточной Пруссии установилась необычная тишина. Не было слышно ни артиллерийской стрельбы, ни взрыва бомб и гула самолетных моторов. Наши Як-3 будто притаились под чехлами. Даже не верилось, что перед нами нет больше врага. Но на сердце не было полного покоя: война еще продолжалась. Под Берлином шла последняя, решающая битва с фашистской Германией. Никто из нас не сомневался, что дни третьего рейха сочтены и для полного разгрома врага сосредоточено достаточно сил и средств. Тем не менее мы надеялись, что вот-вот получим приказ о перелете под Берлин.

Однако из штаба дивизии поступило распоряжение: нашему полку и полку «Нормандия - Неман» перебазироваться… на аэродром Эльбинг, расположенный юго-восточнее Данцига. И мы поняли, что с надеждой участвовать в боях за Берлин следовало распроститься.

С аэродрома Эльбинг истребители нашего полка, вылетая парами, вели наблюдение за блокированными в южной части косы Фрише-Нерунг и в устье Вислы остатками разбитых гитлеровских войск, которые упорно не желали сдаться в плен. Здесь укрывались в основном наиболее ярые фашистские вояки, преступники из гестапо и эсэсовских карательных органов. Были здесь и изменники - старосты, полицейские, прочие фашистские прихвостни. Все они боялись нашего суда и справедливого возмездия, все дрожали за свои продажные шкуры. Их ждала неминуемая кара. Потому-то и не торопились они сложить оружие.

Более того, используя имевшиеся у них средства противовоздушной [233] обороны - крупнокалиберные пулеметы и скорострельные «эрликоновские» пушки, - они обстреливали наши истребители, которые вели разведку и наблюдение за передислокацией войск. Эти обстрелы были для наших воздушных бойцов далеко не безопасными.

Однажды над южной частью косы Фрише-Нерунг гитлеровцы подбили самолет старшего лейтенанта Василия Шалева. Летчик произвел вынужденную посадку.

На следующий день фашистские зенитчики подбили еще один истребитель - капитана Матвея Барахтаева. Ему с трудом удалось дотянуть до берега залива Фришес-Хафф и сесть на «брюхо» на песчаной отмели. Раздосадованный, с парашютом за плечами, Матвей вернулся в полк. Техники сумели поставить самолет на «ноги», и Барахтаев снова уходил на нем на разные задания.

Эти случаи не могли не озадачить нас. Мы попросили разрешения вести разведку с высоты не менее 2000 метров. Из штаба дивизии нам ответили:

- Задачу продолжать выполнять, как выполняли и прежде. Принимайте все меры предосторожности.

В следующий раз командир полка приказал капитану Пинчуку вылететь на разведку. Он тут же поднялся и взял курс на север. Шел вдоль восточного берега косы, затем пересек ее в районе южнее Пиллау и повернул над морем на юг. Полет продолжался на удалении 500 метров от западного берега. Высота не превышала 200 метров. С нее и вел он наблюдение за войсками врага.

Неожиданно летчик почувствовал тупой удар в кабину и почти машинально боевым разворотом отвалил от косы в сторону моря. Осматривая машину, он увидел, что фонарь кабины пробит навылет, с обеих сторон. Поврежденной оказалась и левая плоскость. Об этом Николай доложил по радио. Находясь на КП полка, я приказал ему немедленно возвращаться на свой аэродром.

Прошло около четверти часа. Наконец Пинчук произвел посадку. Истребитель обступили техники и механики. Начали осматривать повреждения, подсчитывать пробоины. Механик Василий Сироткин взял кусок проволоки и, протянув ее через оба отверстия в фонаре кабины летчика, попросил капитана Пинчука:

- Сядьте, пожалуйста, в кабину и прислонитесь к бронеспинке, так, как это было в полете.

Николай выполнил просьбу. Василий снова протянул проволоку через отверстия в фонаре, сказал:

- Вы в рубашке, наверное, родились, товарищ капитан! [234] Посмотрите сюда! - Он указал на проволоку, - Смерть прошла от вас всего в сантиметре!

Все находившиеся возле самолета не без удивления смотрели на эту проволоку. Точные измерения показали, что крупного калибра пуля, прошив фонарь кабины, пронеслась всего в сантиметре от переносицы Пинчука. Будь в ту секунду скорость самолета чуть-чуть выше, лежал бы теперь летчик на дне Балтийского моря.

Это произошло в то время, когда на нашем 3-м Белорусском фронте боевые действия по существу прекратились, а до Победы оставались считанные дни.

После нашего доклада в штаб дивизии о случае с Николаем Пинчуком поступило распоряжение:

- При полетах на разведку над косой Фрише-Нерунг летчикам без крайней необходимости на высоту ниже полутора тысяч метров не снижаться.

В один из майских дней мне позвонил бывший помощник начальника штаба 168-го истребительного авиаполка М. Г. Кузнецов. Он служил теперь в оперативном отделе штаба 303-й авиадивизии. Этот штаб располагался вместе с нашим полком и полком «Нормандия - Неман» на аэродроме Эльбинг. Михаил Георгиевич взволнованно сказал:

- Хочу сообщить вам очень приятную новость. На наш аэродром летит бывший командир сто шестьдесят восьмого полка Константин Александрович Пильщиков. Он направлен к нам в штаб!

Это сообщение взволновало меня до глубины души, и я растерянно спросил:

- Это… это правда? Он же в плену! Впрочем, что я говорю… Как он чувствует себя?

- Жив-здоров. Больше ничего не знаю.

«Костя Пильщиков жив. Он вырвался из плена. Это же замечательно!» - радовался я, положив трубку аппарата.

С К. А. Пильщиковым я служил в 168-м авиаполку со дня его формирования до середины 1943 года. Он был моим добрым товарищем и другом. Глубоко уважая Константина Александровича, я прежде всего ценил в нем прекрасной души человека и отличного командира. Его хорошо знали и уважали во всех полках нашей 303-й авиадивизии. В 1943 году, когда случилась «брянская эпопея», описанная в главе «Над Курской дугой и «Смоленскими воротами», его необоснованно обвинили и отстранили от командования полком. Это вызвало недоумение среди летчиков дивизии, так как все понимали, что [235] основными виновниками того, что произошло при налете нашей авиации на брянский аэродром, были другие.

Еще в 168-м авиаполку, когда мы вели воздушную разведку в интересах войск 16-й армии, К. А. Пильщиков зарекомендовал себя превосходным воздушным разведчиком. Видимо, учитывая это, осенью 1943 года его назначили командиром 523-го истребительного авиаполка. Под командованием Константина Александровича этот полк, выполняя в основном задания по разведке, стал «зорким глазом» и 1-й воздушной армии, и штаба 3-го Белорусского фронта. В полку было немало опытных воздушных следопытов. Фактически они летали на разведку при любых погодных условиях.

Сам Пильщиков выполнял наиболее важные задания, часто по непосредственным указаниям командующего воздушной армией и штаба фронта. Не однажды приходилось ему летать в условиях, когда, как говорят, «консолей крыла не видно», при низкой облачности, над самыми верхушками деревьев и крышами зданий. В таких полетах истребитель неизменно попадал под свирепый огонь малокалиберной артиллерии и стрелкового оружия врага.

Обычно фашисты тщательно маскировали свои войска и технику. Нужны были большой опыт и особое чутье, острая зоркость и незаурядная военная хитрость, чтобы увидеть то, что противник всячески маскировал. Следовало как-то заставить его обнаружить себя. Не всякому это давалось, не каждому было под силу.

К концу 1944 года на счету К. А. Пильщикова было уже более 260 боевых вылетов. В воздушных поединках он сразил 13 вражеских самолетов. В это число не входят те «юнкерсы» и «мессеры», что были уничтожены в составе групп во время штурмовых ударов по аэродромам фашистских «люфтваффе».

Во второй половине декабря 1944 года, когда велись бои уже над территорией Восточной Пруссии, мы доставили в штаб фронта весьма важные данные о сосредоточении танков врага западнее Гольдапа. Поначалу вылетавшие в тот район разведчики никак не могли обнаружить противника. Не видны были танки и на аэрофотоснимках.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На высотах мужества"

Книги похожие на "На высотах мужества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Федор Гнездилов

Федор Гнездилов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Федор Гнездилов - На высотах мужества"

Отзывы читателей о книге "На высотах мужества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.