А. Панкова - Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий"
Описание и краткое содержание "Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий" читать бесплатно онлайн.
Обе представленные здесь работы – как емкая и проникновенная биография Шри Ауробиндо, написанная его учеником, так и Глоссарий терминов, составленный на основе цитат из произведений самого Шри Ауробиндо, – являются неотъемлемым дополнением к настоящему собранию сочинений. Мы надеемся, что они будут интересны и полезны не только последователям Шри Ауробиндо, но и всем, кто интересуется философской мыслью вообще и индийской философией в частности.
Пуруша, Пранамайя см. ВИТАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
ПУРУШИ, ТРИ
Атман предстает перед нашим сознанием в трех состояниях, которые определяются отношениями между ПУРУШЕЙ И ПРАКРИТИ, Душой и Природой. Эти три состояния следующие: акшара, неподвижный и неизменяющийся, кшара, подвижный и преходящий, и пара или уттама, Всевышний. [12:87]
Существуют три Пуруши: Кшара, Акшара и Уттама. Кшара – подвижный и изменяемый – это Природа, свабхава, различные состояния становления души; на этом уровне Пуруша проявляется в виде множественности божественного Существа и отождествляет себя с Пракрити. Акшара – неподвижный и неизменяющийся – это безмолвный дух, пребывающий в бездействии, божественное Существо в своем единстве, Свидетель Природы, не отождествляющий себя с ней; пассивный Пуруша, свободный от Пракрити и ее проявлений. Уттама – это Господь, всевышний Брахман, Дух, вмещающий в себя как неизменное единство, так и преходящее множество. [13:73]
ПУРУШОТТАМА (ПАРАПУРУША)
Пара Пуруша, или Пурушоттама, – это Дух, вмещающий в себя и наслаждающийся как неподвижностью, так и движением и в то же время не зависящий ни от одного, ни от другого. Это Господь, Брахман, Неизреченный и Непознаваемый, объемлющий все и вся. [12:88]
Пурушоттама… есть всевышнее Божественное, БОГ, вездесущий и в конечном, и в бесконечном; Он совмещает, сочетает и объединяет в себе личное и безличное, единство и множество, бытие и становление, вселенскую активность и супракосмический покой, правритти и нивритти. [13:118]
Пурушоттама (Парапуруша) и Парабрахман см. Парабрахман и Парапуруша
Р
РАБОТА
Под работой я не имею в виду действие, совершаемое в духе неведения и имеющее эгоистические мотивы удовлетворения раджасических желаний. Без стремления избавиться от своего эго и раджасического желания – краеугольных камней неведения, не может быть никакой Карма-йоги.
Я также не вкладываю в это слово таких понятий, как филантропия, служение человечеству или нечто подобное, связанное с представлениями о высоких моральных и идеалистических устремлениях; хотя такие ассоциации возникают в сознании обычного человека, подменяя собой более глубокую истину, скрытую в понятии «работа».
Под работой я подразумеваю действие, выполняемое только ради Божественного и совершаемое во все более возрастающем единстве с Божественным. [23:528]
Работа и Действие и Служение
Действие предполагает различного рода активность; работа есть организованное и постоянно выполняемое действие, направленное на достижение определенного результата; служение – это работа, выполняемая в целях и интересах, определенных МАТЕРЬЮ и под ее руководством. [23:676]
РАДЖАС см. ГУНЫ
РАЗУМ
Слово «Разум» в широком смысле обозначает все сознание в целом, ибо ЧЕЛОВЕК есть ментальное существо, склонное воспринимать все окружающее в ментальных категориях. Но в терминологии нашей йоги слова «разум» и «ментальное» используются для обозначения той части человеческой природы, которая связана с восприятием и ИНТЕЛЛЕКТОМ, с идеями, ментальными или мысленными представлениями, реакциями мысли на окружающую действительность, включая все проявления ментального характера, ментальное видение, волю ипр., являющиеся составной частью человеческого интеллекта. [22:320]
Разум по существу есть СОЗНАНИЕ, которому свойственна фрагментарность восприятия единого и неделимого целого. [18:162]
Разум есть инструмент анализа и синтеза, но не истинного ЗНАНИЯ. Его функция сводится к выделению определенного непознанного объекта и рассмотрению его как целого, и к последующему анализу и разложению выделенного объекта на составные части, которые, в свою очередь, являются для разума ментальными объектами. [18:127]
Разум по своей природе относится к сфере света и представляет собой орудие СверхразумА и, хотя он и действует в конкретных заданных пределах и сам создает определенные ограничения, эти пределы и ограничения являются своего рода границами света, очерченными свыше в плоскости проявлений конечного и преходящего, простирающегося в своей безбрежности до слияния с бесконечным. [16:53]
Разум, Божественный см. БОЖЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ
Разум, Верховный см. ВЕРХОВНЫЙ РАЗУМ
Разум, Внутренний см. ВНУТРЕННИЙ РАЗУМ
Разум, Возвышенный см. ВозвышенныЙ РАЗУМ
Разум и Дух см. Дух и Разум
Разум, Интуитивный см. ИНТУИТИВНЫЙ РАЗУМ
Разум и Сверхразум
Разум не является самостоятельной и независимой сущностью, но представляет собой одно из проявлений Сознания-Истины, или Сверхразума. [18:174]
Разум во всех своих проявлениях и ограничениях есть искаженное и несовершенное выражение на ментальном уровне определенных реалий супраментального сознания. [21:730]
Разум – это одно из проявлений Сверхразума, оперирующее категориями двойственности и исходящее в своих действиях из определенного видения космического миропорядка и взаимодействия составляющих его сил. [18:267]
Истина на уровне разума всегда носит характер относительности и неполноты; чаще всего это лишь частичное отражение подлинной Истины, ее обманчивая тень, которая даже в лучшем случае не является собственно Истиной, но лишь ее символом. Разум не пребывает на уровне Истины, но лишь стремится к ней и самое большее, на что он может рассчитывать – это уловить отдаленные ее проблески. Сверхразум, напротив, представляет одно целое с Истиной, с ее существом и формами выражения. Ему не надо стремиться к ней, ибо Сверхразум непроизвольно обладает Истиной. В этом главное различие между разумом и Сверхразумом. [17:73]
Разум, Озаренный см. ОЗАРЕННЫЙ РАЗУМ
РАЗУМ СВЕТА
Под новым человечеством мы подразумеваем появление и развитие новой расы ментальных существ, отличительной чертой которых будет не стремящийся к знанию и Свету несовершенный разум Неведения, остающийся в сфере Неведения даже по достижении знания, но разум Света, способный пребывать в истине и выражать ее в жизни прямым и непосредственным образом. [16:67]
То, что мы называем Разумом Света, есть на самом деле последний из нисходящих уровней сознания, на котором проявления СверхразумА находятся в скрытом состоянии, а главная сущность Сверхразума остается при этом без изменения. Отличительным признаком этого уровня сознания является действие света, истины и знания при полном отсутствии несознания, неведения и заблуждения. Движение разума света направлено от знания к знанию, ибо на этом уровне сознание-истина еще не переступило границы неведения.
По мере нисхождения уровней сознания от Сверхразума к Неведению отмечается последовательное ограничение проявлений Сверхразума от Верховного Разума к Интуитивному Разуму, от Интуитивного – к Озаренному Разуму и от Озаренного – к Возвышенному Разуму. Разум Света – это промежуточный уровень сознания, соединяющий сверхразум и сверхчеловечество с человечеством озаренного разума. [16:71–72]
Разум, Составные Части
Разум состоит из многих частей, каждая из которых представляет собой определенную силу с присущими ей свойствами, функциями, интересами и средствами выражения; эти силы могут вступать в противоречие друг с другом. [22:322]
Собственно разум подразделяется на три части: мыслящий разум, динамический разум и внешний разум. Первый имеет дело с идеями и процессом познания, второй – с применением ментальных сил, направленных на реализацию идей, и третий – с формами выражения этих идей в жизни, причем не только с использованием речевых средств, но любых возможных. [22:326]
Человек обычно прочно стоит на самом низком уровне сознания интеллекта; можно также назвать этот уровень сознания физическим ментальным, поскольку его чувственное восприятие объективной реальности зависит от физического мозга, чувственного разума и органов чувств. На этом плане бытия человек придает большое значение объективным фактам окружающей действительности и своей внешней жизни, его внутренняя субъективная жизнь не отличается большой насыщенностью и интенсивностью и в значительной степени подчинена требованиям и условиям внешнего существования…
Выше уровня физического разума находится витальный разум, который по отношению к разуму физическому расположен в глубине нашего существа. Он обладает динамичностью, открытостью, жизнестойкостью, хотя все еще остается закрытым для влияния психического существа и способен лишь к формированию подобия души, своего рода поверхностного витального Пуруши… Витальный разум поддерживается нашим витальным существом и может легко вступать в контакт с витальным миром, его силами и реалиями, запредельными материальной вселенной…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий"
Книги похожие на "Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Панкова - Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий"
Отзывы читателей о книге "Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий", комментарии и мнения людей о произведении.