Георг Кооп - На линейном крейсере Гебен

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На линейном крейсере Гебен"
Описание и краткое содержание "На линейном крейсере Гебен" читать бесплатно онлайн.
Конечно, нельзя сказать, что во всех несчастьях Российской Империи повинны эти два немецких корабля, но волею Провидения они сделали для этого неизмеримо больше, чем можно было бы предполагать в самых невероятных прогнозах. Горы бумаги и моря чернил изведены журналистами, писателями, военно-морскими специалистами, политиками и историками для того, чтобы со всех сторон и на разные лады описать удивительный феномен “Гебена” и “Бреслау”, однако воспоминания, оставленные самими немецкими моряками, служившими в ту пору на этих кораблях, крайне скудны. В связи с этим предлагаемые вниманию читателя воспоминания немецкого старшины-радиста Георга Коппа, почти всю мировую войну прослужившего в составе экипажа линейного крейсера “Гебен”, представляют несомненный интерес для широких кругов интересующихся военно-морской историей читателей. Эти воспоминания пересказаны живым и доходчивым языком Гансом Малотке, “профессиональным филологом” из ведомства доктора Геббельса, а переведены на русский язык Ольгой Александровной Степановой и публикуются в нашей стране впервые.
Следует отметить, что Копп наблюдал все события, которые он живописует, из радиорубки и был военнослужащим срочной службы. Поэтому воспоминания его в чём-то подобны “Цусиме” А.С. Новикова-Прибоя – батальному полотну, обозреваемому из баталерки броненосца “Орёл”, которое, хотя и не может дать сколь- нибудь достоверного оперативно-тактического и военнотехнического отчёта о боевых действиях, но позволяет понять мироощущение и мотивацию действий широких слоёв матросских масс, вовлечённых волею судеб в эпохальные исторические события. Так что, не стоит предъявлять автору претензий за наивное представление замыслов и действий немецкого и русского командования, за перечисление неисчислимых потерь, которые, как он твёрдо верил, “Гебен” и “Бреслау” нанесли своему противнику. Гораздо интереснее в его описании то, чему он сам был непосредственным свидетелем и участником. А такого материала в книге немало.
Тем временем и “Бреслау” потопил пароход “Провидент”. Он перевозил сахар. Жаль, что русский флот находился в такой опасной близости – захватив как обычно призы, мы могли бы насладиться жизнью в Стении. Во всяком случае, для русских это будет теперь тяжелым ударом, когда они вынуждены были наблюдать, как мы на виду у всей эскадры быстро потопили их собственные пароходы.
Преследователь тем временем достаточно приблизился. Целый флот против “Гебена” и “Бреслау”! Но мы не позволяем запугать нас всей этой линией колоссов, которые в идеальном порядке следуют за нами. Напротив, мы уже подразнили русских, теперь можно сделать это ещё раз. Прежде всего, очень важно маневрировать как можно ближе перед носом у противника и позлить его, чтобы он в ярости бросился преследовать нас в западном направлении.
С этой целью проводится очень дерзкий маневр. Мы все ближе подпускаем русский флот. Вскоре он уже находится на расстоянии выстрела от нас. Русские очень удивятся нашим маневрам. Но это только начало. Если “Гебен” ещё находится на расстоянии 15 000 м от вражеской эскадры, то “Бреслау” должен находиться между нами и русскими, прикрыть нас дымовой завесой. Ему прекрасно удается этот маневр. Поспешно русская эскадра направляется к одинокой жертве, которая, кажется, беспечно тут прогуливается. Теперь для русского Черноморского флота настал великий момент, безусловно, думают они, и уверенно наводят свои орудия.
Но напрасно! В этот момент “Бреслау” изящно встает между нами и вражеским флотом и выпускает настолько густое облако дыма, что мы исчезаем. Русских, должно быть, охватила ужасная ярость, когда их так одурачили. По всей вражеской линии неожиданно вспыхивают огоньки выстрелов. Через мгновение “Бреслау” идет посреди Черного моря в окружении столбов огня и фонтанов воды. Жутко-прекрасная картина. Но нашему “младшему брату” крупно везет. В ярости русские стреляют настолько плохо, что “Бреслау” выходит невредимым из-под града снарядов.
"Провидент’’ потоплен – жаль сахара!
Снова ничего не случилось. Успех был так ощутимо близко, но затем в последний момент всё пошло прахом. Рассерженно русский флот снова начинает преследование. Мы намеренно двигаемся не так быстро, чтобы противник мог поддерживать с нами визуальный контакт. Таким образом он купился на наш маневр и уходит всё дальше и дальше на восток. Пока мы позволяли русскому флоту гнаться за собой, от “Гамидие” приходит сообщение, что он полным ходом направляется с двумя миноносцами в южном направлении, к Босфору. Но эти корабли ещё не находятся в полной безопасности. Игра должна начаться заново, вражескую эскадру нужно продолжать водить вокруг пальца, пока наш “Гамидие” и миноносцы не получат достаточного преимущества во времени.
Часами мы заманиваем русских за нами, они также вновь и вновь попадаются на это. “Гебен” и “Бреслау” должны представлять собой замечательную картину, когда они одновременно вводят в заблуждение авангард русского Черноморского флота, который браво следует за ними. Вновь “Бреслау” служит приманкой для этой шайки. По приказу он сбавляет ход, всё ближе подходит эскадра – волнующие, напряженные мгновения. Стройный крейсер пританцовывает перед неуклюжими колоссами. Но тут он подошел все-таки слишком близко! Из орудий всего Черноморского флота вырываются красные вспышки пламени, грохот прокатывается по всей линии. Позади над водой встает водяная пыль, и над морем прокатывается мощный гром!
Промах, вокруг “Бреслау” внезапно встают, словно заколдованные, вздымающиеся столбы воды и затем, пенясь, опадают. Но теперь прочь, “Бреслау”, от русского огня! Единственное попадание одного из этих тяжелых снарядов – и конец. Как спущенная борзая на охоте, “Бреслау” с силой вырывается вперёд, и уже следующий залп падает слишком далеко. Какую же ярость теперь испытывают русские? Каждый раз, когда они полагают, что теперь “Бреслау” попался, он ускользает перед самым их носом.
Медленно мы продвигаемся дальше курсом на юго-восток.
Четыре часа дня, погоня длится уже целый день, и русский Черноморский флот по-прежнему с примерным терпением следует за нами. В этой игре с русскими время проходит очень быстро.
Снова вызывает “Гамидие” и сообщает свое место. Он должен сейчас находиться в Черном море на одной широте с нами.
Вскоре, таким образом, нам всё удалось, лёгкий крейсер и оба миноносца могут достичь Босфора без происшествий.
Если бы только русские знали, для чего всё это было разыграно! Теперь и мы можем подумать о возвращении. Мы боролись с противником достаточно долго.
Медленно идем курсом на юг, чтобы затем, описав циркуляцию, следовать на юго-запад. Тем временем наступает вечер. Русская эскадра осталась далеко позади. Ей уже хватило нескончаемой, бесполезной охоты. Но зато эсминцы упорно всё еще продолжают преследование, они всё же медленно приближаются{20} .
Ага! Нас должны ожидать еще совершенно особые сюрпризы. Русские совсем не так глупы и хотят теперь, когда стемнело, взять реванш за все неприятности, которые мы им причинили за день. Поэтому нам на хвост садятся эсминцы. Итак, атака миноносцев! Ночью это всегда опасно.
Над морем медленно опускается темнота. На небе ни звездочки. В сумерках исчезает всякое представление о расстоянии, пространство как бы утрачивает свою глубину. Беспросветная темнота будто проглатывает всё вокруг. Невидимые во тьме, мы без единого огня двигаемся в иссиня-черной ночи. Нам совершенно не хочется, чтобы эсминцы следовали за нами. Они чувствуют себя в своей стихии, черные спутники, и безусловно, захотят использовать время до появления луны.
Только около 11 часов покажется луна. Тогда худшее время будет позади. Эсминцы больше не смогут действовать так свободно, как теперь в непроглядной мгле. До тех пор, однако, нам угрожает опасность. Наблюдательные посты поэтому повсюду удвоены. Теперь нужно очень внимательно следить за морем.
Ситуацию благоприятной не назовешь. Идем в неизвестности и быть готовым нужно ко всему. Странно, мы проклинаем теперь темноту и с надеждой смотрим туда, где на воде лежит слабый свет луны. У врага же, наоборот, союзник тьма, и он ненавидит предательский лунный свет.
«Бреслау» – наш “младший брат”!
Теперь мы тоже увеличили скорость и несемся, словно призраки. С русскими миноносцами шутить запросто нельзя. Все в напряжении. Бесчисленные зоркие пары глаз сверлят черноту вокруг, тщательно всматриваются в ночь. Ничего не видно. Но в то время, как глаз напрасно и беспомощно натыкается на темноту, обостряется другое чувство – напряженно вслушиваемся в ночную тишину. А в эфире начинает проявляться активность – русская радиосвязь! Это эсминцы, наши невидимые преследователи, которые переговариваются в иссиня-черной ночи и тем самым себя выдают! Далекие голоса становятся все громче – по очень оживленной радиосвязи мы в радиорубке понимаем, что враг приближается достаточно быстро. Счастье, что он вообще радирует. Что бы мы делали иначе?
Сообщения от нас одно за другим следуют в боевую рубку. У нас для всех полно дел. Между тем наступило 10 часов ночи. Итак, ещё целый час до восхода луны! Редко кто так ждет этого, как мы в совершенно непроглядной ночи.
Но теперь наше положение становится совсем опасным! Русские знают так же хорошо, как и мы, что их время на исходе. Радиосвязь эсминцев становится настолько громкой, что наш детектор начинает слишком перегреваться. Во время войны у нас ещё не было наушников, они вошли в обиход лишь в 1918 г. Так что у каждого радиста был свой собственный детектор. С ним обращались так же осторожно, как с сырым яйцом. Русская радиосвязь тем временем становится невыносимо громкой, невозможно слушать, треск стоит в ушах. Зловещие ночные призраки должны быть в непосредственной близости, и тем не менее ничего не видно. Они хотят незаметно следовать за своей добычей под покровом темноты.
В наивысшем напряжении и тянущемся ожидании все на борту находятся по боевым постам. Глаза уже болят от постоянного всматривания в ночь. Возможно, что на черной воде все-таки увидим скользящую темную тень.
Тем временем работа в радиорубке идёт полным ходом! Мы лихорадочно прислушиваемся к каждому сигналу, который выдает врага. Теперь, вероятно, один эсминец передает другому: “Первый атакован!” Чёрт побери, что должно это означать? Почти в то же мгновение нас пульсирующим сигналом вызывает “Бреслау”. Ответ – и наш “младший брат” уже сообщает, что русские эсминцы приближаются в облаке нашего же дыма! “Бреслау” просит держать наши прожектора наготове. По его команде мы должны направить луч света на нашу собственную “дымовую завесу” и осветить эсминцы. Черт побери, они должны находиться уже совсем близко – в любой момент предательский след может вспыхнуть в фосфоресцирующей воде – миноносец, означающий катастрофу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На линейном крейсере Гебен"
Книги похожие на "На линейном крейсере Гебен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Кооп - На линейном крейсере Гебен"
Отзывы читателей о книге "На линейном крейсере Гебен", комментарии и мнения людей о произведении.