» » » Татьяна Ритерман - Психология. Полный курс


Авторские права

Татьяна Ритерман - Психология. Полный курс

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ритерман - Психология. Полный курс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство АСТ, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Ритерман - Психология. Полный курс
Рейтинг:
Название:
Психология. Полный курс
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-17-066561-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология. Полный курс"

Описание и краткое содержание "Психология. Полный курс" читать бесплатно онлайн.



Издание предназначено для студентов высших учебных заведений. Оно может служить пособием при подготовке к экзамену по основным курсам психологии. Здесь можно найти ответы на основные экзаменационные вопросы. Форма подачи материала позволяет за короткое время усвоить большой объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.






Благодаря способности органов чувств и головного мозга, активно опережая, отражать внешние объекты в форме психики, появляется возможность выполнять действия, адекватные свойствам этих объектов, а следовательно, выживать. Таким образом, к основным функциям психики относятся:

1. Отражение, создающее образ среды, где функционируют живые существа. Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, отражение имеет объективный и субъективный аспекты. «Объективно» отражение означает двигательное реагирование на данный агент, а субъективно оно проявляется во внутреннем ощущении (переживании) агента.

2. Ориентация во внешней среде (осознание человеком своего места в окружающем мире).

3. Удовлетворение потребности в контактах со средой (регуляция поведения и деятельности). Контакты, в свою очередь, являясь своего рода обратной связью, дают представление о правильности отражения.

Нормальная жизнедеятельность организма невозможна без поддержания относительно стабильного состава внутренней среды. Организм постоянно регулирует объем питательных и минеральных веществ и жидкости. В случае необходимости в чем-либо, что поддерживает нормальную жизнь и развитие организма, возникает особое состояние, именуемое потребностью (главная движущая сила любого поведения). Потребности подразделяются на физиологические и социальные.

Физиологические потребности проявляются в связи с необходимостью обеспечивать жизнедеятельность организма, удовлетворять его потребности в кислороде, пище, воде, тепле и т. д. Такими потребностями обладают и все животные. У человека значительную роль играют социальные потребности, связанные с поведением в обществе (потребность работать, учиться, творить и т. д.).

В определенный период времени преобладающей является только одна какая-либо потребность, а другие находятся в подчиненной позиции. Удовлетворение преобладающей потребности называется поведением. Прежде ученые включали в процессы жизнедеятельности только усвоение питательных веществ, выделение, рост, размножение и т. д. Теория Леонтьева позволяет расширить эти границы, включив в них активность, «вставленную» между актуальной ситуацией и обменом веществ, или так называемым биологическим витальным актом. Эта активность позволяет обеспечить биологический результат в условиях, объективно не позволяющих ему реализоваться сразу. Животные могут мигрировать в поисках водопоя, а растения не способны перебраться на другой, более солнечный берег. У растений нет психики. При этом практически все животные демонстрируют сигнальное поведение, что дает основание для вывода о наличии у них психики.

Психика, под которой понимается внутренний мир человека, включающий в себя его ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазии, чувства и волю, оказывает серьезное воздействие на поведение индивида. Таким образом, поведение человека следует рассматривать как единство психических и физиологических процессов. Оно складывается из наследственно закрепленных реакций и привычек, а также навыков, приобретенных в течение жизни в процессе обучения и воспитания.

Для дальнейшего объяснения связи психики и поведения необходимо ввести несколько понятий.

Раздражимость – это «способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия». Даже корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, содержащимся в почве (соприкасаясь с ними, корни начинают всасывать «пишу»). В отличие от «отражения» раздражимость не имеет субъективного аспекта.

Чувствительность – это «способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами».

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс. Выделяют условные и безусловные рефлексы. Безусловные (прирожденные) рефлексы являются более простыми. Они закономерно возникают в ответ на раздражение, имеют непосредственное значение и постоянные наследуемые реакции. При переходе к описанию более сложных форм врожденного поведения мы сталкиваемся с инстинктами, которые вместе с безусловными рефлексами образуют наследственную программу поведения. При этом отметим, что врожденная программа поведения не дает гарантии выживания, приспособления каждого живого организма к постоянно изменяющимся условиями внешнего мира. Организму требуется собственный, индивидуальный опыт, который формируется под влиянием и на основе приобретенной программы поведения, базирующейся на условных рефлексах и навыках.

Условные рефлексы вырабатываются на протяжении индивидуальной жизни, чему способствует образование временных нервных связей в высших отделах центральной нервной системы.

Навыками называют автоматизированные действия, благодаря которым человек осваивает новые двигательные умения и вырабатывает другие формы поведения.

Благодаря торможению организм может изменить свое поведение, чтобы адаптироваться к текущим условия в постоянно изменяющейся среде. Выделяют внешнее и внутреннее торможение. Первое является реакцией на сильный посторонний раздражитель, который не связан с выработанным условным рефлексом, а второе (известно также как угасание) возникает, когда в течение длительного срока отсутствует подкрепление безусловным раздражителем. Следовательно, условные рефлексы и навыки, не имеющие для человека жизненно важного значения, не востребованные им и не подкрепляемые, начинают угасать, а на их месте зарождаются и развиваются другие формы поведения.

В процессе практической деятельности важнейшие человеческие качества приобретает восприятие и его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Ребенок, манипулируя объемными, близлежащими и удаленными предметами, открывает, что предметы и пространство имеют ширину, высоту, глубину. Благодаря этому человек учится воспринимать и оценивать формы.

С деятельностью связано и воображение: человек представляет или воображает, что когда-либо выступало в опыте, было элементом, условием какой-либо деятельности.

Деятельность человека в еще большей степени связана с памятью, причем одновременно с двумя ее основными процессами: запоминанием и воспроизведением. Запоминание представляет особого рода мнемическую деятельность, которая осуществляется в повседневной жизни и включает в себя действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его сохранению в памяти (структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и т. д.).

Некоторые формы мышления идентичны практической деятельности (так называемое практическое мышление). Более развитые формы – образное и логическое мышление – выступают в виде внутренних, мыслительных действий и операций.

Для определения еще одного вида деятельности, связанного с психикой, используется словосочетание «речевая деятельность», которая является высшей функцией центральной нервной системы, важным механизмом интеллектуальной деятельности человека и формой общения людей.

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной обратимостью изменений, способностью накапливать изменения (обратимостью), закономерным характером и «надстраиванием» новых изменений над предыдущими.

Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.

В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых существ с окружающей средой. Подобные изменения могут иметь как биологическую, так и общественно-историческую основу. Способность живых существ к раздражимости породила психику как способность ощущения, которая, в свою очередь, развивалась в процессе образования и развития их нервной системы. Выделяют такие стадии эволюции психики, как сенсорную, перцептивную, интеллектуальную и формирование сознания. Особенность сознания состоит в том, что оно присуще только психике человека и возникло вследствие общественно-исторического развития человеческого общества.

В онтогенезе происходит процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Определяя истоки психики в данном случае, ученые обращаются к формированию способности активно передвигаться в пространстве на определенном этапе развития живых существ. То есть считается, что удовлетворение потребностей осуществляется путем активных перемещений в окружающей среде, после предварительного поиска необходимых предметов. Если говорить о развитии психики человека, то в ее основе лежит овладение общественными орудиями, исторически сформировавшимися в процессе эволюции человека и служащими средством удовлетворения его потребностей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология. Полный курс"

Книги похожие на "Психология. Полный курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ритерман

Татьяна Ритерман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ритерман - Психология. Полный курс"

Отзывы читателей о книге "Психология. Полный курс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.