Сергей Агарков - Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих"
Описание и краткое содержание "Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга о сексуальной культуре военнослужащих – первое исследование гносеологических, аксеологических и методологических проблем социокультурного полового развития представителей данной социально-профессиональной общности. Выступая, по существу, частью социокультурной сексологии, это направление научных изысканий изучает сексуальную культуру в объеме структурных спецификаций определенного социального института.
Лишь средства армейской печати, как и иные СМИ, публикуют некоторые статьи и заметки, посвященные социально-нравственным проблемам сексуальной культуры военнослужащих. «СПИД-инфо», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Социологические исследования», «Аргументы и факты» в той или иной мере касаются половых проблем в армейских кругах, приподнимая завесу над тем, о чем прежде молчали во всей стране, и осуществляя элементарное половое просвещение военных.
Впервые о сексуальных проблемах в армейской печати заговорили на страницах военно-политического журнала «Коммунист Вооруженных Сил» (№4. 1991. С.93) в рубрике «Комната веселого смеха». На одной страничке без подписи автора были даны юмористические сексуальные рекомендации военнослужащим, в которых ключевой стала следующая: «Прежде всего помните, что супружеские отношения – это сугубо интимное дело. Поэтому не стоит их делать достоянием гарнизонной гласности или доводить до административных, а тем более партийных разбирательств».
Средства печати («Красная звезда», «Воин», «Сын Отечества») и телевидение Министерства обороны («Аты-баты» на ОРТ), организовав разовые материалы, практически устраняются от полового просвещения. По-видимому, армейское руководство не считает целесообразным говорить о сексе в армии, оставляя этот пласт жизни военнослужащих гражданским специалистам.
Однако даже единичные телепередачи, публикации в газетах и журналах вызывают массовые отклики как среди самих военнослужащих, так и гражданского населения. Одни возмущаются тем, что в Вооруженных Силах стали изучать сексуальные проблемы, – неужели больше делать военным нечего! Другие вспоминают годы службы, свое сексуальное поведение и сослуживцев, пытаясь предостеречь молодое пополнение от ошибок юности и ратуя за сексуальное просвещение в войсках.
Между тем половое просвещение является ведущим в целенаправленном формировании сексуального поведения военнослужащих. В том виде, в котором оно существует сегодня, его трудно считать действенным средством формирования высокого уровня сексуальной культуры. Но иного пока нет.
7.4. Половое (сексуальное) воспитание
Начиная с ХХ столетия в сексуальной культуре военнослужащих назрела надобность в организации их полового (или сексуального) воспитания, ассоциирующегося с половой педагогикой, научением, искусством любви, половым образованием и множеством иных видов педагогической активности. Впервые о нем предметно заговорили в армейских кругах на первом съезде офицеров воспитателей кадетских корпусов (1908), где проблеме сексуального воспитания было уделено достаточно большое количество времени при обсуждении следующих докладов: «Борьба с половой распущенностью в средней школе» полковника Михайловского; «Некоторые задачи воспитания в связи с половой жизнью человеческого организма» подполковника Мягкова; «Тайный порок и половая нравственность» капитана Доннера; «Тайный порок и половая нравственность» штабс-капитана Сангайло141.
На съезде отмечалось, что проблеме сексуального воспитания в армии стали уделять должное внимание примерно в 1900 г. Прежде к нему было чисто формальное отношение: «…воспитателям выдавалась книга профессора А. Тарновского „Половая зрелость“, рекомендовались беседы, изредка вопрос поднимался командованием, но все это носило характер внешнего исполнения мало кому интересной программы. Признавалось неудобным говорить о половых вопросах с кадетами (за исключением случаев венерических заболеваний), а меры воздействия сводились к наложению взыскания за нарушение целомудрия».
Настало время, отмечалось на съезде, когда необходимо выполнение трех основных задач сексуального воспитания:
1) Просвещение в вопросах половой жизни (начиная с самых младших классов кадетских корпусов, т. е. с 10 лет): «… первейшей задачей сексуального воспитания является своевременная, но при этом весьма осторожная, требующая от руководителя много душевного такта осведомленность детей в явлениях половой жизни при помощи методического школьного курса естествознания»142;
2) Формирование «половой совести», то есть развитие «…чувства стыда, справедливости и милосердия, религиозного чувства, чувства собственного достоинства, чувства идеализированной любви и, наконец, чувство общественной солидарности – ответственности перед обществом и потомками за доброкачественность рода»143;
3) Выработка и усовершенствование характера и воли, способной укрепить в душе сознание неизбежности и необходимости полового воздержания. «Сексуальная пропедевтика (по определению Ф. Ферстера) должна заключаться …в ознакомлении военнослужащих с великой силой человеческого духа, в развитии у них способности быть господином над их телесными раздражениями и капризами»144. Эта задача должна была занять центральное место в области сексуального воспитания, утверждалось на съезде.
Военные воспитатели увидели решение проблемы социокультурного полового развития подчиненных в области преодоления. В связи с этим выдвигалась необходимость «эстетико-сексуального воздействия» на военнослужащую молодежь, которое заключается в привитии им любви к прекрасному через развитие привычки сострадательно относиться к некрасивому и уродливому.
По мнению п/п-ка Мягкова, например, преодоление предполагает «… результат борьбы двух противоположных начал человеческой природы и может быть достигнуто только укреплением власти души над нашими чувствами и страстями; в результате же получается культивирование и разнуздание тех именно тенденций, которые в интересах истинной культуры личности должны всегда оставаться связанными и подчиненными»145.
Необходимость сексуального воспитания была обусловлена наличием фактов подростковой мастурбации (которые ассоциировались с тайными пороками и половой распущенностью), ростом венерических заболеваний среди военнослужащих и надобностью их нравственного совершенствования. Поэтому на съезде искали формы и способы повышения имеющегося уровня сексуальной культуры. И в первую очередь думали о том, кто должен заниматься сексуальным воспитанием военных.
В докладе подполковника Мягкова утверждается, что непосредственно сексуальным воспитанием должны заниматься врач, законоучитель и родители. Но в прениях по его докладу одни офицеры утверждали, что физиологические аспекты надо оставить врачу, а нравственные – воспитателю.
Другие отстаивали позицию: лучше поменьше говорить и читать об этом, культивируя физкультуру, борясь с алкоголем и табаком.
Третьи утверждали, что необходимы профессионалы: «Не любые дилетанты должны заниматься половым воспитанием, как рекомендуют здесь на съезде, а особо способные и с великой осторожностью»146.
Наиболее предпочтительной выглядела позиция подполковника Бахтина. Он считал, что сексуальное воспитание необходимо проводить различным людям: законоучитель при случае знакомит с религиозными нормами, законовед – с юридическими, естественник – с биологическими, доктор – с гигиеническими, жизнь и литература – с бытовыми и экономическими, воспитатель может и должен принимать все возможные косвенные меры, в смысле защиты юношества от вредных для него влияний, но избегать прямых мер, иначе он очутится в ложном положении147.
Материалы данного съезда, наглядным образом констатируя существовавшие социально-нравственные проблемы сексуальной культуры в военно-учебных заведениях, впервые: а) показали возросшую озабоченность ими командования и военных воспитателей; б) определили задачи и цели сексуального воспитания в армии; в) заявили о необходимости появления профессионалов в области сексуального воспитания и просвещения;
г) обозначили важность и необходимость повышения сексуальной культуры институциональными средствами.
Например, на съезде популяризировался опыт воспитателя капитана Петрова, который по совету врача давал бром кадетам за 1 час до отхода ко сну; другие офицеры организовывали прогулки на свежем воздухе; третьи – спортивные состязания; четвертые проводили медицинские осмотры гениталий после летних каникул, Рождества и Пасхи. Тогда считалось, что «рано пробуждаемая и взлелеянная чувственность тем более опасна, что она, вызывая усиленный и бурный рост органов половой сферы, лишает остальные части организма необходимых для их развития жизненных сил и вместе с тем угнетающим образом действует на психику человека»148.
С позиций сегодняшнего дня необходимо подчеркнуть, что при всей слабости зарождавшейся сексологии военные первыми подняли вопрос о необходимости направленного воздействия на подчиненных для оптимизации их социокультурного полового развития и предложили действенные меры по его осуществлению: педагогическое просвещение, воспитательное воздействие, физическое развитие, медицинскую профилактику.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих"
Книги похожие на "Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Агарков - Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих"
Отзывы читателей о книге "Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих", комментарии и мнения людей о произведении.