» » » » Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи


Авторские права

Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи

Здесь можно купить и скачать "Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Гешарим»862f82a0-cd14-11e2-b841-002590591ed2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи
Рейтинг:
Название:
Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-593273-384-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи"

Описание и краткое содержание "Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи" читать бесплатно онлайн.



За последние двадцать лет появилось немало книг и статей о евреях Российской империи, основанных на архивных документах. Эта книга – научно-популярное изложение истории российских евреев от их первых появлений на различных территориях, которые впоследствии вошли в состав Российской империи. Книга подобного рода впервые выходит на русском языке: в ней использованы новейшие исследования историков и архивные источники.






Среди переселенцев была повышенная смертность из-за тяжелых условий жизни и непривычного климата. Некоторые «отлучались без разрешений» в города; другие возвращались на прежние места в черту оседлости. Один из инспекторов сообщал начальству: «Жестокие морозы‚ каких здешние старожилы не запомнят‚ сильнейшие ветры и вьюги‚ глубокие снега‚ которые завалили в колониях избы по крыши… Все колонисты жалуются на бескормицу‚ скот околевает‚ а люди холодают и голодают… Жиды в ужасном положении и единогласно с пролитием слез умоляют отвратить их от гибели; в худых‚ развалившихся избах без крыш‚ без всякого пропитания и топлива‚ коего и достать негде за безмерными снегами‚ – они изнемогают среди холода и голода‚ среди степи!»

Вторил ему другой инспектор: «В лохмотьях‚ босые и без рубашек‚ по пятнадцать-двадцать человек в избе‚ в духоте и неописанной неопрятности пребывали и жестокую цинготную болезнь расплодили. Больные валялись вместе со здоровыми‚ заражали их; и те‚ и другие умирали». А колонисты поселения Сейдеменуха жаловались начальству: «От перемены вод‚ климата‚ от недостатков‚ отчаяния и болезней в течение трех лет умерло у нас двести душ… да и все мы бедны‚ несчастны!» Власти выделили на переселение евреев 300 000 рублей. Ревизия обнаружила‚ что за три года на эти цели потратили 145 000‚ а в кассе осталось всего лишь… 2519 рублей. Местное начальство не сумело отчитаться за растраченные суммы‚ других денег у казны не было‚ и в апреле 1810 года правительство распорядилось приостановить поселение евреев в Новороссийском крае.

То же самое случилось с привлечением к фабричному труду. В Кременчуге открыли фабрику сукноделия для обучения «праздношатающихся евреев», чтобы подготовить специалистов для будущих предприятий. Фабрика напоминала военную казарму, откуда нельзя было уйти без разрешения; в каждой комнате поселили по нескольку семей, которые получали одежду и еду, дети трудились в цехах вместе с родителями, но за меньшую заработную плату. Сначала в Кременчуге работали более ста человек‚ через три года осталось тринадцать, и фабрику пришлось закрыть; по сообщению надзирателя, последние семьи вместе с детьми «в ночное время в окна из казарм бежали». В отчете отметили‚ что принудительными мерами невозможно приучить людей к новой профессии: «фабрики учреждаются сами собою‚ постепенно и по мере надобности‚ и капиталы‚ употребляемые на насильственное устроение этого рода заведений‚ суть капиталы‚ брошенные в воду».

А вновь созданный Еврейский комитет тем временем продолжал работать и в 1812 году представил императору свой доклад. В докладе – в первый‚ быть может‚ раз – была сказана правда о положении евреев России и их роли в экономике западных губерний. Недостаток хлеба в Белоруссии‚ сказано там‚ происходит не оттого‚ что евреи продают вино крестьянам‚ а от плохого удобрения земель и неправильного хозяйствования. В юго-западных губерниях евреев тоже немало‚ однако тамошние крестьяне зажиточнее белорусских. «Доколе у белорусских и польских помещиков будет существовать теперешняя система экономии‚ основанная на продаже вина‚ доколе помещики не перестанут‚ так сказать‚ покровительствовать пьянству‚ дотоле зло сие‚ возрастая год от году‚ никакими усилиями не истребится, и последствия будут всё те же‚ кто бы ни был приставлен к продаже вина‚ еврей или христианин», – примером тому те губернии‚ где евреев совсем нет‚ а пьянство всё равно существует.

Члены комитета отметили: если выселить из деревень тысячи шинкарей-евреев‚ то на их место встанут тысячи шинкарей-крестьян; в результате этого земледелие лишится многих умелых работников‚ а казна потратит огромные средства‚ чтобы превратить евреев-шинкарей в пахарей. Но какая выгода в том: превращать земледельцев в целовальников‚ а целовальников – в земледельцев? Еврей скупает у крестьянина его урожай в деревне, продает ему косы‚ посуду‚ соль и прочие товары‚ а потому крестьянин не должен тратить время‚ особенно в рабочую пору‚ на поездки в город‚ где он всё равно продаст товары тому же еврею и сможет пропить то‚ что пропивал у себя в деревне.

От переселений в города еврейский народ «подвергся разорению»‚ и потому комитет предложил – в преддверии войны с Францией – не ожесточать до последней крайности и без того угнетенный народ. Следует оставить их на прежних местах и вновь разрешить им сельскую аренду‚ винокурение и продажу вина‚ от чего они «никогда не обогащались‚ а извлекали одно только пропитание и удовлетворение лежащих на них повинностей». Но предложения комитета были уже не ко времени. Наступил 1812 год‚ на Россию двигался Наполеон‚ и разрешение еврейского вопроса отложили до лучших времен.

6

У маленькой еврейской общины Петербурга не было сначала своего кладбища‚ и первых трех умерших похоронили среди христиан. В 1802 году община приобрела земельный участок на лютеранском кладбище‚ и в книге записей лютеранской общины Петербурга отметили: «Не возбраняется евреям носить своих покойников к своему кладбищу через наше кладбище»‚ – при этом лютеране брали по десять рублей за каждые похороны. На вновь созданное кладбище перенесли останки первых умерших.

В книгу записей общины вписывали имена погребенных «для сохранения памяти». Вот некоторые из них: «Йосеф сын Элиэзера из Могилева‚ прозванный Йосефом Косым»; «Возле рва похоронен выкидыш от Моисея сына Яакова Киршнера из Шклова»; «Скончался и похоронен знаменитый раввин и славный врач Моше Элькан из Тульчина»; «Заносим для памяти‚ что в госпитале умер больной‚ и нам приказано было его похоронить‚ так как перед смертью он открыл начальству госпиталя‚ что он еврей и желает быть погребенным на еврейском кладбище. Мы также знаем‚ что он религии своей не переменил‚ но поведение его не подобало истинному еврею‚ поэтому положили его в отдельном месте‚ на южной стороне у вала. Имя его: Авигдор сын Давида Чахечовер из Варшавы».

Нота Ноткин был поставщиком армии князя Г. Потемкина, «неоднократно рисковал потерять жизнь и поставлял для войск провиант и фураж в такое время‚ когда никто другой кроме него приступить к сему не хотел». Казна не вернула ему затраченные деньги – около 200 000 рублей‚ и Нота Ноткин дважды разорялся. Есть сведения‚ что Павел I подарил Ноткину за его заслуги имение в Могилевской губернии‚ а Александр I пожаловал ему золотую‚ усыпанную брильянтами табакерку за четкую поставку продовольствия армии и флоту. Нота Ноткин был ходатаем за своих единоверцев и помогал петербургской общине; он умер в 1804 году и похоронен на еврейском кладбище Петербурга‚ которое основали с его помощью. На могильном памятнике написали: «Высокопоставленный и знатный господин Натан Ноте сын Хаима из Шклова».

Жил в Петербурге коммерции советник Абрам Перетц‚ сын раввина из Галиции‚ подрядчик по строительству кораблей и снабжению русской армии. Перетц принимал у себя в доме весь Петербург‚ «славился умом» и «долго был памятен столице по своим достоинствам‚ по своим огромным делам и потом по своим несчастьям». «Откупщик Перетц – жид‚ но человек добрый и истинно благородный»‚ – аттестовали его. Финансовая реформа 1810 года в России во многом обязана своим успехом «наставлениям банкира Перетца»‚ а в 1812 году‚ во время Отечественной войны‚ Перетц вложил свои деньги и опыт в организацию снабжения русской армии провиантом. После войны он не мог получить с казны собственные деньги – около четырех миллионов рублей и разорился. В конце девятнадцатого века о нем снова вспомнили: «Перетцу в 1812 и 1813 гг. наша армия обязана главным образом своим продовольствием».

Жил в Петербурге и Иегуда Лейб бен Ноах, он же Лейба Невахович из Подолии‚ друг и учитель Перетца. Он занимался литературным творчеством – «тайная некая сила призывает меня к перу»‚ знал несколько языков‚ но писал, в основном, по-русски‚ как сам говорил‚ «на языке более известном и употребительном в моем отечестве». В 1801 году Невахович сочинил оду на иврите и русском языке «на Всерадостнейший день… восшествия на Прародительский Престол» Александра I. И подписал: «Верноподданнейший Еврей Лейба Невахович».

Уже роза расцветает, и возникает рог спасения;
Александр восходит на священнейший Престол России…
Красота Иосифа блистает в чертах образа Его,
А разум Соломона царствует в душе…

В 1803 году, во время работы Еврейского комитета, Невахович написал книгу «Вопль дщери Иудейской» и посвятил ее члену Еврейского комитета, министру внутренних дел графу В. Кочубею, «осмелившись изобразить слабым пером моим» судьбу «уничиженной и слезящейся дщери Израиля». «Я не для того вещаю‚ чтобы вывести себя в пышности на сцену. Может ли тщеславие иметь место в сердце унылом и сокрушенном? Нет‚ я изливаю токмо ту горесть‚ которою чрез меру наполнена душа моя!»


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи"

Книги похожие на "Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи"

Отзывы читателей о книге "Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.