» » » » Коллектив авторов - Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)


Авторские права

Коллектив авторов - Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «НЛО»f0e10de7-81db-11e4-b821-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)
Рейтинг:
Название:
Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4448-0394-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)"

Описание и краткое содержание "Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)" читать бесплатно онлайн.



1940—1980-е годы стали особой эпохой в истории школы в СССР, а также в странах Восточной и Западной Европы. В послевоенную эпоху школа по обе стороны «железного занавеса» столкнулась с рядом сложных проблем, на которые должны были реагировать и учителя, и ученики, и администраторы образования. Ответом на этот кризис стали бурный рост новых образовательных институтов и множество проектов и программ по реформированию образования, часто утопических. Авторы этой коллективной монографии рассматривают несколько важнейших идей, нашедших воплощение в государственных и локальных образовательных инициативах послевоенного периода: новый коллективизм, индивидуальный подход к ребенку, политехнизация школы, сочетание планирования и творческого начала в организации образования. В сборнике речь идет также о преемственности и разрывах с педагогикой предшествующих периодов (1900—1930-х годов), о судьбе различных дисциплин школьного курса, а также об изображении школы и школьников в литературе и кинематографе. Статьи сборника посвящены школьному образованию и внешкольным формам организации детей в республиках СССР, в Венгрии, Югославии, Швеции и ФРГ.






С 1948 года позитивные ссылки на американский опыт уже были невозможны. Однако недолгий период знакомства с работами современных американских педагогов и дискуссиями о будущем американской школы, в которых многие важные идеи принадлежали последователям прогрессивистского движения, по-видимому, оказался для внимательных советских читателей и своевременным, и плодотворным.

4. Новые меры преодоления кризиса: проекты А.Г. Калашникова (1945 – 1946)

С начала 1944 года Наркомат просвещения РСФСР, российский и общесоюзный совнаркомы пытаются справиться с экономической и демографической составляющей все более очевидного кризиса средней школы: 5 марта 1944 года издается постановление «О порядке возвращения школьных зданий, используемых не по назначению», а перед началом первого послевоенного учебного года, когда наиболее острой стала проблема нехватки учителей, выходят постановления «Об улучшении дела подготовки учителей» (20 августа), «Об организации дополнительного (одиннадцатого) педагогического класса при 25 женских школах» (29 августа 1945 г.) и, наконец, Приказ Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР и НКП РСФСР «О заочном обучении учителей» (19 декабря 1945 г.).

Принимавшиеся решения были экстренными и рассчитанными на скорейшую, почти «пожарную» реализацию: так, Постановление Совета министров РСФСР о создании 11-х педагогических классов в женских школах было подписано 29 августа 1945 года и предписывало начать занятия в этих классах уже с 1 октября, обеспечив поступающих полным комплектом учебных пособий, и предписывало Министерству просвещения разработать и утвердить программу этих классов в течение десяти дней с момента подписания постановления77. Точно такое же постановление издал и Совет министров УССР: на Украине педагогические классы тоже открылись с 1 октября 1946 года.

Тогда же, в 1945 году, заместитель наркома просвещения РСФСР, а с апреля 1946 года – министр просвещения Алексей Георгиевич Калашников в нескольких докладных записках, адресованных в Совет министров РСФСР и в ЦК, анализирует положение средней школы и предлагает программу ее реформирования78.

Главная проблема, которую Наркомат, а затем Министерство просвещения должны решать в этот момент, – катастрофический недобор в высшие учебные заведения, обусловленный низким количеством выпускников средней школы. Согласно приведенной в тех же докладных записках статистике, количество выпускников 10-х классов в 1945 году составило 64 200 человек, в то время как в 1941 году из 10-х классов выпустилось 176 400 (почти в 3 раза больше).

При этом в 1945 году впервые проводились экзамены на аттестат зрелости, пройти которые успешно (то есть без двоек) смогли только 56,3 % закончивших 10-е классы (показатель 64,2 тысячи человек отражает именно количество выпускников, успешно сдавших экзамены, а не количество закончивших школу). Калашников называет множество причин масштабного оттока учеников из старшей школы и недостаточной успеваемости: это введенная еще в 1940 году плата за обучение в старшей школе, неудовлетворительное материальное положение многих семей и потеря кормильцев, принятый 1 сентября 1939 года закон о всеобщей воинской обязанности (после того как он вступил в силу, юноши закономерно хотели быть призванными в армию, уже имея хоть какую-то специальность), а затем отмена во время войны одной из статей этого закона, дававшей отсрочку ученикам средних школ. Упоминались также мобилизация учеников старших классов в так называемые «школы трудовых резервов»79 и низкие, «иждивенческие» нормы продовольственного снабжения учеников старшей школы (ученики училищ и техникумов обеспечивались по студенческим нормам снабжения). Говорил Калашников и об общих для всей средней школы проблемах нехватки учительских кадров и их низкой компетенции, о недостатке учебников и наглядных пособий, дефиците школьных помещений, общем снижении уровня преподавания и усвоения учебного материала, о произошедшем во время войны укорачивании на месяц учебного года (занятия начинались только 1 октября), о скудном питании детей, перегруженности и несогласованности учебных программ.

Калашников предлагает создать материальные стимулы для обучения в старшей школе – отменить оплату за обучение, ввести стипендии для малообеспеченных учеников, приравнять старшеклассников по нормам снабжения к студентам, – и одновременно начать кардинальный пересмотр учебных программ, которые, с его точки зрения, были сильно перегружены лишним материалом. Все эти предложения, очевидным образом противоречившие основным принципам сталинской школы, во второй половине 1940-х так и не были реализованы.

В Российском государственном архиве социально-политической истории сохранился «материал о плане перевода средней школы на одиннадцатилетний срок обучения и о практических мероприятиях, связанных с этой реформой школы», по сути представляющий один из вариантов проекта реформы школы, который А.Г. Калашников направил в апреле 1946 года новоназначенному секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецову, явно в расчете на то, что сталинский фаворит сдвинет, наконец, дело с мертвой точки80. Однако никаких резолюций Кузнецова на машинописи не сохранилось. Чуть позже, в августе того же 1946 года, Калашников направил записку на имя другого секретаря ЦК, А.А. Жданова, где подробнейшим образом отчитался о единодушной поддержке участниками Всероссийского совещания по народному образованию проекта школьной реформы. На этой записке уже в ноябре 1946 года Жданов оставил многозначительную резолюцию: «В архив»81.

Однако вопрос о школьной реформе не был забыт и в последующие годы. В Государственном архиве Российской Федерации хранятся почти идентичные тексты докладных записок А.А. Вознесенского и И.А. Каирова, последовательно возглавлявших Министерство просвещения после А.Г. Калашникова, – в 1949 году они обращались в Совет министров РСФСР с тем же предложением о введении 11-летнего обучения и отмене оплаты и так же, как и их предшественник, не добились результата82.

Единственная мера, которая была осуществлена по предложениям Калашникова, – отмена в августе 1946 года введенных во время войны курсов по военной подготовке в 5 – 8-х классах и тех же курсов для учениц 8 – 10-х классов. Программы допризывной военной подготовки юношей – учащихся 8 – 10-х классов также были изменены83. Это позволило высвободить много учебных часов, которые можно было использовать для преодоления отставания по другим предметам школьной программы.

5. «Местность, лежащая ниже уровня моря…»: показатели знаний выпускников городских школ (1945 – 1947)

Масштабы всеобщего отставания стали понятны к концу первого полугодия первого послевоенного учебного года – по отчетам отдельных школ и региональных органов управления народным образованием. Так, например, в Министерство поступили отчеты о первом полугодии работы 11-х педагогических классов, созданных по Постановлению Совнаркома РСФСР в октябре 1945 года.

11-е педагогические классы были призваны скорейшим образом разрешить ситуацию с нехваткой учителей начальной школы: выпускниц десятилетки приготовляли к этой профессии в течение года, в то время как срок обучения в педагогических училищах составлял три года, а с конца 1946 года – четыре.

Эта мера была очевидным заимствованием из дореволюционной практики (педагогические классы существовали при женских гимназиях с 1874 года, по их окончании выпускницы получали звания домашних учительниц или наставниц) и оказалась довольно результативной: первые выпускницы педагогических классов пришли на работу в школы уже осенью 1946 года. Среди них была и получившая известность в 1970-е педагог-новатор Софья Николаевна Лысенкова.

Педагогический профиль намеренно вводили в старых школах с сильным преподавательским составом: опытные учителя с многолетним стажем работы старались за год обучить своих учениц основам педагогического ремесла84. Так, например, в Ярославле педагогический класс был организован при женской средней школе № 43. В этом классе работали преподаватели и сотрудники Ярославского педагогического института, педагогического училища, методисты института усовершенствования учителей. В Костромской области такие же педагогические классы работали после войны в некоторых средних школах. Например, в Вохомской средней школе с 1949 по 1955 год в педагогическом классе было подготовлено 156 учителей начальных классов85.

Судя по сохранившимся документам, в этих классах учились далеко не только те, кто окончил школу в 1945 году: многие выбирали эту дополнительную образовательную ступень после длительного перерыва, вызванного участием в войне, работой на заводах, эвакуацией. Вчерашние выпускники составляли в среднем не более 1/3 состава таких классов.

Директора школ и руководители педагогических классов в один голос говорили о чрезвычайно низком уровне подготовки и огромных пробелах в знаниях выпускниц не только начала 1940-х, но и самого последнего учебного года. При этом речь шла прежде всего о неусвоении программы начальных классов. Так, директор московской 124-й школы писала: «Большую тревогу вызывает успеваемость по письменному русскому языку: 12 учениц имеют неудовлетворительные отметки, среди них ряд очень хороших учениц, которые прекрасно дали пробные уроки (Абрасимова А., Ярвляйн Л. и др.). Некоторые из учениц, напр. Дегтева Л., окончила 10 классов в 1945 г. в одной из лучших московских школ, имеет в аттестате по письменному русскому языку 4, по устному – 5, теперь имеет по письменному русскому языку – 2. Руководство надеется выправить в течение оставшегося времени учения граммотность (так!)86 учащихся. С этой целью оно увеличило число уроков на русский язык с 4 до 6 в неделю, заменила (так!) преподавательницу Мартынову Т.И., имеющую большой опыт в преподавании литературы, крупнейшим специалистом в борьбе за грамотность Закожурниковой М.Л., которая уже преступила (так!) к работе»87.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)"

Книги похожие на "Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)"

Отзывы читателей о книге "Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.