» » » » Вера Пакулова - Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс


Авторские права

Вера Пакулова - Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс

Здесь можно купить и скачать "Вера Пакулова - Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Пакулова - Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс
Рейтинг:
Название:
Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-358-12922-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс"

Описание и краткое содержание "Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс" читать бесплатно онлайн.



Учебник соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по природоведению.

Учебник адресован учащимся 5 класса и входит в учебно-методический комплекс по биологии линии В. В. Пасечника.






Для того чтобы измерить температуру, используют термометр.

Весы служат для измерения массы. Вспомните, как продавец, отпуская вам товар, кладет его на весы.

Определенные объемы жидкости отмеряют мензуркой.

Микроскоп служит для изучения мельчайших деталей строения природных тел, неразличимых невооруженным глазом.

1. Какие вам известны способы изучения природы?

2. Какими приборами и инструментами пользуются при изучении природы?

3. Наблюдайте за погодой. Отмечайте температуру воздуха, облачность, виды осадков, направление ветра. Эти данные нам будут нужны, когда мы будем изучать погоду.

4. Возьмите две баночки из-под майонеза. В каждую из них налейте воды. Поместите в них по луковице, как показано на рисунке. Одну баночку с луковицей поставьте на окно, которое хорошо освещается солнцем, а другую – на ту сторону, где практически солнца не бывает. Понаблюдайте несколько дней. Где быстрее появятся зеленые листья? Какие можно сделать выводы?

Опыт по выращиванию лука

Глава 1

Вселенная

Человека всегда влекло небо, с давних пор мечтал он подняться в космос. Космическое пространство, включающее в себя планеты, звезды и другие небесные тела называется Вселенной.

Вспомните:

• Какие планеты и звезды вам известны?

• В какое время суток вы их наблюдали?

§ 1. Звезды на небе

В древние времена люди считали, что звезды – это серебряные гвоздики, вбитые в небесный свод – «хрустальный купол неба». Безоблачной ночью на небе можно увидеть очень много звезд. Они отличаются друг от друга по блеску, окраске, величине (рис. 2).

Рис. 2. Звездное небо

Раньше людей, изучавших звезды, называли звездочетами. Позже у них появилось еще одно название – астрономы (в переводе с греческого «астро» означает звезда). Ученые-астрономы установили, что звезды представляют собой раскаленные газовые тела шарообразной формы.

По величине звезды разные. Многие из них гораздо больше Солнца. Это звезды-гиганты. Есть такие, которые меньше Солнца, их называют звезды-карлики.

Созвездия

Звездное небо условно разделено на участки со строго установленными границами. Их называют созвездиями. С давних пор человек давал им имена, например, созвездия Волка, Лисички, Рака, Большой Медведицы, Малой Медведицы, Геркулеса, Зайца и др. Ученые считают, что самое древнее наименование имеет созвездие Большая Медведица (рис. 3). На звездном небе это созвездие самое заметное и похоже на большой ковш. Недалеко от него можно разглядеть ковш маленьких размеров – созвездие Малая Медведица. В этом созвездии есть яркая звезда, с которой начинается ручка малого ковша. Ее называют Полярной. Полярная звезда расположена над Северным полюсом и издавна используется для навигации – служит ориентиром на север.

Рис. 3. Созвездие Большая Медведица. Это созвездие на звездном небе самое заметное

От древних греков дошла до нас такая легенда. Когда-то, в незапамятные времена, у царя Лиокаона, правившего Аркадией, была дочь красавица Каллисто. Она соперничала по красоте с богиней Герой – супругой всемогущего Зевса. Ревнивая богиня превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркас, возвращаясь с охоты, увидел у дверей своего дома медведицу, он хотел убить ее. Но всемогущий Зевс не допустил преступления. Он удержал руку Аркаса, а Каллисто взял на небо, превратив ее в прекрасное созвездие.

В настоящее время насчитывают 88 созвездий. Чтобы было легко ориентироваться среди множества звезд, ученые создали карту звездного неба (рис. 4).

Когда мы смотрим на небо, нам кажется, что все звезды, входящие в созвездие, близко расположены друг к другу. На самом деле звезды одного созвездия находятся на огромных расстояниях друг от друга.

Рис. 4. Карта звездного неба

Яркость звезд

Наблюдая за звездами, можно заметить, что они отличаются друг от друга по яркости. Существует шкала их яркости – от первой до шестой величины.

Самые яркие называют звездами первой величины. Цвет звезд сильно зависит от их температуры. Ученые установили, что самые горячие звезды имеют цвет белый или чуть голубоватый. Менее горячие, такие как наше Солнце, – желтого или оранжевого цвета. Красные звезды самые холодные. В красивейшем созвездии Ориона находится звезда первой величины Ригель. Этот белый гигант излучает света столько же, сколько 27 00 °Солнц взятых вместе! Свет от нее идет до Земли 600 лет.

Звезды, которые едва видны с Земли невооруженным глазом, – шестой величины.

Звезды на небе можно наблюдать в бинокль и подзорную трубу (рис. 5). Но эти приборы дают очень маленькое увеличение. Чтобы не только наблюдать, но и изучать звезды, ученые создали телескоп (в переводе с греческого «теле» – далеко и «скопос» – наблюдатель). Телескоп – очень сложный прибор; дает увеличение в 500 раз (рис. 6). Как правило, устанавливают его в специальных помещениях – обсерваториях. Их строят вдали от больших городов, предпочтительно в горах, где воздух менее загрязнен дымом и пылью.

Рис. 5. Школьный телескоп и бинокль – приборы, с помощью которых наблюдают звезды

Рис. 6. Телескоп

Движение звезд

Звезды находятся в постоянном движении. Телескопические наблюдения позволяют определить их перемещение.

Посмотрите на рисунок 7; на нем изображено изменение вида созвездия Большая Медведица на протяжении 100 000 лет. Расположение звезд продолжает меняться и в настоящее время.

Рис. 7. Изменение вида созвездия Большая Медведица на протяжении 100 тыс. лет

Немного истории. Люди испокон веков наблюдали движение на небосклоне Луны и Солнца. Полную картину мира впервые создал Клавдий Птолемей (ок. 90– 160 н. э.), грек по национальности. Он считал, что шарообразная Земля занимает центральное неподвижное положение, а вокруг нее по круговым орбитам движутся небесные тела: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Такое представление о Земле, как центре мира, несмотря на высказываемые сомнения в его правильности, продержалось в науке 14 веков.

К. Птолемей и его система мира

В середине XVI в. польский ученый Николай Коперник (1473–1543) предложил свою теорию, по которой в центре системы находится Солнце, а все планеты, включая Землю, движутся вокруг него по круговым орбитам. Коперник считал, что наблюдаемые на небе движения светил можно объяснить тем, что Земля одновременно вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Однако Копернику не удалось доказать справедливость предложенной им новой системы мира. В 1616 г. произведение Коперника «О вращении небесных сфер» было внесено католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Этот позорный запрет продолжался более 200 лет.

Н. Коперник и его система мира

Учение Николая Коперника расширил и развил великий итальянский ученый Джордано Бруно (1548–1600). Практически всю свою жизнь он посвятил популяризации учения Коперника. Бруно высказывал предположения, что миров, подобных нашему, множество; что Солнце – не единственная звезда во Вселенной, вокруг которой обращаются планеты.

Джордано Бруно (1548–1600)

Публичные выступления Бруно не нравились представителям инквизиции. Его схватили и заточили в тюрьму на восемь лет. Церковь требовала от Бруно, чтобы он отрекся от своих идей. Но Бруно остался непоколебимым, и тогда его сожгли на костре.

Однако наблюдения звездного неба продолжались. Итальянский физик и астроном Галилео Галилей, построивший первый в мире телескоп, 7 января 1610 г. увидел через него лунный пейзаж с кратерами и холмами, которые поразили его необычайной красотой. Еще одним достижением Галилея было открытие спутников у Юпитера. До этого Земля была единственной планетой, у которой был известен спутник. Исследования Галилея подтверждали правильность учения Коперника. Католическая церковь обвинила Галилея в отступлении от Священного Писания, и в 1633 г. инквизицией был учинен суд, завершившийся «торжественным покаянием» и публичным отречением Галилея от «заблуждений». Затем последовал домашний арест.

Галилео Галилей (1564–1642)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс"

Книги похожие на "Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Пакулова

Вера Пакулова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Пакулова - Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс"

Отзывы читателей о книге "Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.