» » » » Сергей Титов - Естествознание. Базовый уровень. 11 класс


Авторские права

Сергей Титов - Естествознание. Базовый уровень. 11 класс

Здесь можно купить и скачать "Сергей Титов - Естествознание. Базовый уровень. 11 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Титов - Естествознание. Базовый уровень. 11 класс
Рейтинг:
Название:
Естествознание. Базовый уровень. 11 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-358-10731-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Естествознание. Базовый уровень. 11 класс"

Описание и краткое содержание "Естествознание. Базовый уровень. 11 класс" читать бесплатно онлайн.



Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования и рассчитан на преподавание предмета из расчета 3 часа в неделю.

Учебник содержит сведения об основных законах и закономерностях, отражающих порядок и самоорганизацию в природе; о строении и деятельности живых систем от клетки до экосистемы; о происхождении и развитии жизни на Земле; об особенностях происхождения и развития человека, его генетике и заболеваниях; о ноосфере и технических достижениях человека.

Современное оформление, многоуровневые вопросы и задания, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Учебник адресован учащимся 11 класса.






Изменение температуры и давления. Выясним, как связаны температура и давление в том случае, когда объём газа остаётся неизменным. Для этого надо закрепить поршень так, чтобы он не мог двигаться, и нагреть сосуд с газом. Поверхность сосуда, а следовательно, и частота ударов молекул о неё меняться не будут, но сила ударов возрастёт из-за увеличения кинетической энергии молекул. В этом случае давление будет увеличиваться пропорционально увеличению температуры, как и утверждает закон Шарля.

Закон состояния идеального газа

А теперь вернёмся к нашему первому опыту, где происходило одновременно изменение объёма, температуры и давления. Эти три величины связывает между собой закон состояния идеального газа, который утверждает, что отношение произведения объёма на давление к абсолютной температуре всегда остаётся постоянным:

pV/T = const,

где p – давление, V – объём сосуда, T – абсолютная температура.

В заключение ещё раз напомним, что все описанные здесь закономерности применимы только к идеальному газу. В реальных газах они соблюдаются с определённым приближением и иногда становятся неверными, особенно в тех случаях, когда, например, температура и давление приобретают очень большие значения.

Проверьте свои знания

1. Что представляет собой модель идеального газа?

2. От каких характеристик молекул газа зависит давление на стенки сосуда, в котором он находится?

3. Используя рисунки 6 и 7, расскажите, какие процессы происходят при сжатии газа в закрытом сосуде.

4. Что такое изотермическое и изобарическое расширение?

Задания

Проведите исследование. Для этого возьмите пластиковую бутылку из-под любого напитка. Плотно заверните крышку и поместите бутылку в морозильную камеру. Стенки бутылки сожмутся, и объём её уменьшится. Немного нарушьте герметизацию бутылки, слегка отвернув крышку. Вы услышите, как внутрь бутылки входит струя воздуха, а её объём увеличивается. Теперь снимите крышку с бутылки, заткните её комком ваты и поместите в горячую воду. Через некоторое время комок ваты вылетит из бутылки. Объясните все свои наблюдения с точки зрения теплового поведения молекул газа.

§ 4 Энергия и работа

Две бочки ехали; одна с вином,
Другая пустая.
Вот первая – себе без шуму и шажком
Плетётся,
Другая вскачь несётся;
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страху жмётся,
Её заслышавши издалека.
Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой, велика.

И. А. Крылов
Вода как источник энергии

Древние изобретатели старались отыскать в природе дополнительные источники энергии. Первым таким источником стала вода. Люди обратили внимание на её мощные потоки и придумали, как извлечь пользу из этого движения. Так появилось водяное колесо, которое изначально было предназначено для орошения полей. Сначала в воду опускали колесо с черпаками и вращали его вручную, поднимая воду на поверхность, но вскоре догадались, что если к колесу приделать лопатки, то текущая вода сама будет вращать его и доставлять воду наверх. Вскоре на основе водяного колеса были созданы водяные мельницы (рис. 8), которые сначала использовали для помола зерна, а начиная с XIII в. – для изготовления бумаги, ковки железа, резки брёвен и многих других работ, а впоследствии и для выработки электроэнергии. В тех местах, где течение рек и ручьёв было недостаточно быстрым, стали создавать плотины, с высоты которых вода падала с большой скоростью. Несмотря на очевидную выгоду водяных мельниц, их работа вызывала у людей непонимание и боязнь, считалось, что в их окрестностях обитают русалки и водяные, а мельников подозревали в преступных связях с нечистой силой.

Ветер как источник энергии

Вторым источником дополнительной энергии для человека стал ветер. Мощность ветра меньше, чем мощность падающей воды, да и дует он не всегда, зато он не привязан к рекам и может использоваться в любом месте. О том, что сила ветра может вызывать полезное движение, было известно очень давно, ещё со времени изобретения парусов. Примерно в VII в. люди из засушливых степей Азии, видевшие, как работают водяные мельницы, но не имевшие собственных водных источников, изобрели ветряные мельницы, которые могли вращать жернова. Из жёрнова выходил вертикальный вал с парусами, который поворачивался, когда дул ветер. С помощью таких мельниц можно было молоть зерно, а также качать воду из– под земли. Впоследствии ветряные мельницы сделали вращающимися, для того чтобы «ловить» ветер, когда он меняет своё направление (рис. 9).

Энергия, запасённая в органических веществах

Самый главный источник энергии долгое время оставался неосвоенным. Конечно, им пользовались очень широко, но не для производства механической работы. Речь идёт о химической энергии, запасённой в таких органических веществах, как древесина, торф или каменный уголь, и способной легко превращаться в энергию тепловую. Уже далёкие предки человека были знакомы с этой энергией, когда научились использовать, а затем и добывать огонь.

Рис. 8. Водяная мельница

Все знали, что в процессе горения образуется огромное количество теплоты, но проходили десятки тысяч лет, а эту энергию использовали только для обогрева, освещения и приготовления пищи.

Рис. 9. Ветряные мельницы

Зачем нужны источники энергии

Прежде чем мы познакомимся с историей появления тепловых машин и с их устройством, задумаемся над одной проблемой. А зачем вообще для совершения работы требуются какие-либо источники энергии, ведь энергии всегда и везде достаточно? Мы уже говорили о законе сохранения энергии и знаем, что она не может никуда исчезнуть. Мы говорим, что для совершения работы требуется затратить энергию. Но что означает слово «затратить»? Ведь количество энергии после совершения этой работы останется таким же, как и было, иначе будет нарушен закон её сохранения.

Вернёмся к водяным и ветряным мельницам. Откуда берётся энергия, необходимая для того, чтобы их жернова вращались? Конечно, она складывается из кинетических энергий воды или ветра, но легко понять, что для приведения в движение мельничных жерновов этого недостаточно. Опустим водяное колесо в стоячий пруд и убедимся в том, что, хотя молекулы воды в нём непрерывно движутся, колесо вращаться не будет. Для того чтобы оно стало вращаться, необходимо, чтобы его окружала текущая вода. То же самое относится и к ветряным мельницам, а заодно и к парусам. В безветренную погоду ни жернова, ни корабль двигаться не будут, хотя о них каждое мгновение ударяются миллиарды миллиардов молекул, несущих в сумме огромную кинетическую энергию. Причина этого заключается в том, что, хотя давление воды или воздуха, оказываемое на лопасть водяного колеса, крыло ветряной мельницы или парус, может быть очень большим, оно одинаково со всех сторон. Все удары молекул уравновешиваются, и механизм остаётся неподвижным. Для того чтобы он пришёл в движение, требуется, чтобы в каждый момент времени об одну сторону его лопасти ударялось больше молекул, чем о другую, что и происходит, если вода или воздух движутся в постоянном направлении.

Таким образом, для того чтобы энергия могла совершать работу, её количество должно быть неодинаковым в различных местах. Молекулы газа или жидкости будут двигаться в различных направлениях по– разному, если между определенными точками в пространстве существует какая-либо разница. Вода течёт, потому что её уровень в различных участках русла неодинаков. Ветер дует, когда между различными местами существует перепад давлений. Песок или зерно, использовавшиеся в машинах Герона, приводили в движение различные предметы потому, что они изначально находились на разной высоте, т. е. обладали разной потенциальной энергией.

Рис. 10. Г. Гельмгольц

Если энергия в разных местах системы неодинакова, то такая система может совершить работу. В этом случае говорят, что система обладает свободной энергией. Если же энергия во всех частях системы одинакова и даже очень велика, она не сможет выполнить работу. Такую бесполезную энергию называют связанной. Понятия свободной и связанной энергии предложил в 1881 г. выдающийся немецкий физик, физиолог и психолог Герман Гельмгольц (1821–1894) (рис. 10). Когда в изолированной системе совершается работа, общая энергия этой системы не меняется, но часть её переходит из свободного состояния в связанное и, таким образом, обесценивается. С этим обстоятельством столкнулись создатели первых тепловых машин.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Естествознание. Базовый уровень. 11 класс"

Книги похожие на "Естествознание. Базовый уровень. 11 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Титов

Сергей Титов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Титов - Естествознание. Базовый уровень. 11 класс"

Отзывы читателей о книге "Естествознание. Базовый уровень. 11 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.