» » » » Т. Михайлова - ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬНГЕ


Авторские права

Т. Михайлова - ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬНГЕ

Здесь можно скачать бесплатно "Т. Михайлова - ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬНГЕ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Европейская старинная литература, издательство Издательство «Наука», год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Т. Михайлова - ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬНГЕ
Рейтинг:
Название:
ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬНГЕ
Издательство:
Издательство «Наука»
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬНГЕ"

Описание и краткое содержание "ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬНГЕ" читать бесплатно онлайн.



По мнению составителей предлагаемого издания, после уже существующего сборника ирландских саг Л. А. Смирнова, настоящий перевод памятников должен более или менее полно отразить один из сложившихся в раннее средневековье циклов эпических повествований – героических саг, традиционно группировавшихся вокруг наиболее значительных по объему и месту в истории ирландской культуры – «Похищения Быка из Куальнге». Среди множества менее значительных по объему саг героического цикла некоторые считались как бы предваряющими «Похищение Быка из Куальнге». В подборе текстов мы следовали установившемуся соотнесению малых саг с основным текстом.

Подавляющее большинство публикуемых текстов переводится впервые. Исключение составляют саги «Недуг уладов», «Изгнание сыновей Уснеха». «Сватовство к Эмер» и «Смерть Кухулина», уже переведенных Смирновым. В настоящем издании они переведены заново с целым рядом уточнений. В значительной степени откорректирован и перевод одного из эпизодов «Похищения», который в качестве самостоятельного отрывка фигурирует в книге Смирнова – «Бой Кухулина с Фер Диадом».

Нам хотелось бы выразить благодарность А. А. Королеву, чьи советы и поддержка много значили при подготовке этой книги.






343

Фир Болг – В установившейся псевдоисторической схеме последовательно сменявших друг друга рас завоевателей Ирландии (Книга Захватов Ирландии) Фир Болг следовали после Немеда и его спутников, от одной из двух групп которых они и происходили. Потомками сына Немеда Иарбонела считались и Племена Богини Дану. Дискуссию о смысле их имени (болг) см. Т. O'Rahilly. Op. cit., с. 43 сл., но оно скорее всего объясняется как «надувшиеся», «бешеные», Фир Болг и Племена Богини Дану как бы дополняют друг друга. Первые известны в традиции прежде всего установлением правильного деления страны на пять частей, отданных пяти сыновьим Дела, основанием королевской власти и своей военной деятельностью (по преданию при правителе Риннеле у копий впервые появились наконечники rinn). Появившиеся на острове Племена Богини Дану требовали у Фир Болг право на господство в стране или сражение (по другой версии – половину всех владений) и, сразившись с ними в Первой Битве при Маг Туиред, победили своих противников, рассеявшихся на островах Мэн и Арранских.

344

Диан Кехт – бог-врачеватель из Племен Богини Дану («Быстро Идущий» (?) или «власть», «могущество»). Дед бога Луга.

345

Кредне – один из богов Племен Богини Дану, бронзовых дел мастер. Часто образует триаду вместе с Гоибниу (кузнец) и Лухта (плотник), которые называются Три Бога Ремесла.

346

Тетра – Хотя сведений о Тетре сохранилось не так уж много, можно предполагать, что это был заметный мифологический персонаж, по функциям несколько сходный с Мананнаном. сыном Лера. Тетра также считался правителем счастливого потустороннего мира на островах, а его обитатели назывались «людьми Тетры», «могучими Тетры» и т. д. Богиня войны Бадб была его супругой.

347

Мак Ок – божество, сын Дагда и богини Боанн (эпоним реки Бойн), супруги Элкмара. По преданию был зачат и рожден в один день, который Дагда, удаливший Элкмара, сделал подобным девяти месяцам. Традиция приписывает ему победу над Дагда. которого он хитростью вынудил оставить свою резиденцию в знаменитом Бруге (на левом берегу реки Бойн, недалеко от Слейн). Имя его («юный», «юноша») соотносится с валлийским Мабоном и Мапоносом бриттов, отождествлявшимся в римское время с Аполлоном.

348

Король фениев – В данном контексте имеется в виду «правитель свободных, полноправных людей».

349

Огма, сын Этайн – кельтское божество, следы почитания которого мы находим в Ирландии и Галлии (в последнем случае он зовется Огмиос). Из сочинений Лукиана нам известна идентификация Огмиоса с Геркулесом. Лукиан описывает изображение Огмиоса, где тот представлен ведущим группу людей, уши которых цепочками прикованы к языку бога. На ирландской почве Огма также выступает как могучий герой, но в то же время мудрец, создатель так называемого огамического письма (см. примеч. 27 к саге «Похищение Быка из Куальнге»). Как подчеркивает ряд исследователей, в его облике выделяются черты «бога связывателя», сходного с индийским Кaруной.

350

Острова Мод – ныне острова Клью Бей.

351

Эрик – см. примеч. 9 к саге «Похищение Быка из Куальнге».

352

Кайрпре, сын Этайн – филид из Племен Богини Дану, по преданию погибший от солнечного луча (в ирландской традиции среди прочих источников мудрости нередко упоминается действие солнца, в частности, когда от его лучей на растениях образуется роса, дарующая вдохновение). Все последующее описание уединения филида в темном помещении типично для описаний ирландских обрядов, связанных с поэтическим ремеслом.

353

…пребудет пусть Брес. – Как говорится ниже, это первая песнь поношения, злая песнь, которую знала Ирландия. Такого рода поэтическое обвинение какого-либо лица было привилегией филидов и имело необычайное значение в древней Ирландии, как о том говорит множество источников.

Изображенное выше отступление Бреса от норм правильного поведения короля очень характерно. Ирландские триады выражают их сущность так: «Три вещи, без которых нет короля: договор с другими королями, праздник Тары, изобилие в его царствование».

354

Лохланн – По распространенному представлению фоморы появились из расположенной на севере (западе?) мифической страны Лохланн.

355

Луг Лоннансклех – Луг, Неудержимый в Сражении.

356

…люди трех богов. – Имеются в виду часто встречающиеся в ирландской традиции так называемые «три бога (богини) Дану». Иногда их название интерпретировалось как «три бога Племен Богини Дану», а в настоящем тексте сами Племена богини называются «людьми трех богов». В позднесредневековое время даже возникла тенденция объяснять название Племена Богини Дану, исходя из имени «три бога (богини) Дану». Скорее всего само это название – плод позднейшего переосмысления, в ходе которого древнейшая идея, связанная с этими богами (от an – «ремесло», «искусство»), трансформировалась под влиянием широко известного имени Богини Дану. Таким образом, первоначальный смысл скорее всего соответствовал обозначению «три бога ремесла». По одной из традиций имена этих богов были Бриан, Иухар и Иухарба. Отцом их чаще всего назывался Туирилл Пикренн, но иногда и Делбает или Брес. Известное предание гласит, что три брата напали на отца Луга Киана и убили его, а в возмещение за это убийство Луг отправил их на поиски чудесных предметов, которые они и достают, в частности, знаменитое копье Ассал, возвращавшееся после броска. Они же выковывают оружие (за семь лет) которое нужно Лугу для битвы при Маг Туиред. Заметим, однако, что в нашем тексте «тремя богами ремесла» обозначаются Гоибниу, Лухта и Кредне. Каково соотношение между этими триадами с уверенностью сказать недьзя, однако в устной традиции, практически незатронутой литературными воздействиями, именно Гоибниу выковывает оружие, предназначенное для убийства Балора.

357

Кро Луга – Так как мы не знаем точных правил и расположения фигур при игре в фидхелл, то понять выражение затруднительно. Слово Кро (crо) имеет довольно широкий ряд значений – прежде всего «ограда», «огражденное место», «хижина» и т. д.

358

…случились в одно время. – Типичный пример переосмысления древней традиции и привязывания ее к известным событиям мировой истории.

359

Греллах Доллайд – ныне Гирли, недалеко от города Келлс, графство Мит.

360

Амрун Людей Богини – Тайный Уговор Людей Богини.

361

…хозяев заезжих домов… – За отсутствием приемлемого эквивалента мы вынуждены дать очень приблизительный перевод ирл. слова bruíden, часто встречавшегося в сагах и законах. Обычно этот человек являлся богатым землевладельцем, чей дом располагался на проезжей дороге. В его обязанность входило проявлять практически неограниченное гостеприимство по отношению ко всем проходящим и проезжающим мимо. Но, так как он выполнял в своем роде общественные и весьма обременительные функции, то его цена чести (из расчета которой определялось возмещение за преступления и т. д.) равнялась цене чести короля племени, и такой человек пользовался большим почетом.

362

…и брегонов, дабы втайне расспросить их… – Очевидно, в раннее время знание и применение законов было привилегией филидов, но затем эти функции перешли к особой касте брегонов.

363

…чародея по имени Матген… – Имя, связанное со значением «чары», «колдовство», как и валлийское Мат (имя правителя чародея) и галльское Маттон.

364

…двенадцать величайших гор Ирландии… – В ирландских преданиях часто упоминаются двенадцать главных гор, рек, долин и озер страны. Большинство из упомянутых здесь находятся в графствах Роскоммон и Слиго.

365

…в пору Самайна… – см. примеч. 19 к саге «Сватовство к Эмер».

366

…имя женщины… было Морриган. – См. примеч. 6 к саге «Похищение Коровы Регамны».

367

…След Палицы Дагда. – Далее в тексте следует фрагмент так называемой риторики, как чаще всего и бывает, весьма трудной для понимания. При переводе эти фрагменты нами опускаются. Они были отдельно изданы Рудольфом Турнайзеном (см.: Zeitschrift für celtischie Philologie, N 12, S. 401-406).

368


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬНГЕ"

Книги похожие на "ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬНГЕ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Т. Михайлова

Т. Михайлова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Т. Михайлова - ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬНГЕ"

Отзывы читателей о книге "ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬНГЕ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.