» » » » Клара Корепова - Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие


Авторские права

Клара Корепова - Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие

Здесь можно купить и скачать "Клара Корепова - Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Клара Корепова - Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие
Рейтинг:
Название:
Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-358-14150-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие"

Описание и краткое содержание "Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие" читать бесплатно онлайн.



Пособие предназначено учителям, работающим по учебнику Г. М. Грехнёвой, К. Е. Кореповой «Литературное чтение. 4 класс». Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включён в Федеральный перечень.

Пособие содержит тематическое и поурочное планирование и методические рекомендации по курсу.






Сказка интересна по композиции. Здесь два сюжетных хода и соответственно как бы две сказки, объединенные в одну. Первая из них повествует об освобождении матушки Ивана-царевича Настасьи-царицы, а вторая – о его женитьбе на Елене Прекрасной. При этом каждая из частей строится как отдельная волшебная сказка. Работа с новой композиционной разновидностью волшебных сказок расширит представления детей о волшебной сказке, с одной стороны, а с другой – даст элементарное понятие о построении прозаических произведений.

Сказка имеет также серьезное воспитательное значение. Ее главный герой – человек с замечательными нравственными качествами. Смелый, решительный, всегда готовый помочь, при этом добрый, незлопамятный, он воплощает лучшие качества русского народа. Название темы урока связано именно с этим героем сказки.

Задачи:

• закрепить и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки (особый вымысел, типы персонажей, построение, речевые особенности);

• учить оценивать героев по их поступкам;

• учить выявлять нравственное содержание волшебной сказки;

• ввести понятие «противопоставление» и выявить его роль в сказке;

• ввести понятие «троекратный повтор»;

• продолжать развитие речи: обогащать словарный запас за счет сказочной фразеологии (постоянные эпитеты, устойчивые формулы и т. п.); развивать навыки устной речи при пересказе близко к тексту (с сохранением сказочной стилистики); развивать умение строить текст-рассуждение и подтверждать свое суждение примерами («сказка волшебная, потому что…»);

• воспитывать любовь к родному языку, умение видеть богатство, выразительность и красоту русского языка.

Виды работы:

• чтение текста;

• выборочное чтение;

• пересказ близко к тексту;

• беседа по вопросам, в ходе которой выявляются нравственные качества героя и особенности построения волшебной сказки;

• речевая работа: нахождение в тексте слов и выражений, характерных для волшебной сказки; сравнение значений слов с лексическим повтором и без него; нахождение рифмы;

• творческая работа: создание сказочного эпизода по модели;

• работа с учебной статьей.

Дополнительные вопросы

1. Перескажите близко к тексту любой эпизод из первой или второй части (Иван-царевич в медном, серебряном и золотом царствах; схватка с Вихрем; Иван-царевич добывает подвенечное платье и т. д.). Используйте в пересказе сказочные слова и выражения.

2. «Вихрь носил-носил Ивана-царевича»; «шел-шел»; «ходил-ходил»; «ехал-ехал». Переделайте выражения так, чтобы слово не повторялось, а смысл высказывания остался прежним. Какое слово каждый раз вам придется добавлять? Определите теперь, какое значение выражается повтором.

3. «Золотой дворец стоит, как жар горит»; «столбики точеные, колечки золоченые»; «теперь захочу – весь свет переворочу». Найдите созвучные части в каждом выражении. Как такие созвучия называются? Подумайте, зачем в прозаическом тексте используется рифма. Какова ее роль?

4. Постарайтесь найти все случаи троекратного повтора.

5. В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какие уроки вы извлекли из этой сказки? Чему она учит?

6. В сказке две части, как бы две сказки. Попробуйте сделать так, чтобы сказка закончилась уже в первой части. Вспомните, чем обычно заканчивается волшебная сказка.

7. Может быть, кто-то из вас читал или слышал несколько иной вариант сказки о трех царствах. Расскажите, чем он отличается от этой сказки. Вспомните, почему народные сказки, в отличие от литературных, могут иметь несколько вариантов. Расскажите, как это получается.

Комментарий к вопросам

Вопрос 1. Эта сказка волшебная потому, что здесь: а) волшебные события: все золотое царство Елена Прекрасная запрятала в яичко; Иван-царевич покатил яичко и вызвал золотой дворец и снова спрятал его в яичко; с помощью яичка создал золотое царство; Иван-царевич, испив воды, приобрел богатырскую силу; б) волшебные персонажи: Вихрь, огнедышащие змеи, Хромой да Кривой, появляющиеся ниоткуда и выполняющие любое задание хозяина; в) волшебные предметы: чудесные шарики, указывающие путь; чудесное яичко; чудесная палица. В сказке есть также речевые признаки волшебной сказки: сказочные формулы начала и конца, троекратные повторы и др.

Вопрос 4. Трудности: Иван-царевич только на третий день смог подняться на стеклянную гору; он трижды прошел мимо страшных змей. Эти трудности он преодолел сам, благодаря своей смекалке и упорству. Вихря он победил с помощью матушки; трижды выполнял трудные задания царя и Елены Прекрасной с помощью чудесного предмета – яичка (добывал башмаки, платье, строил золотой дворец); сумел вернуться в свое царство с помощью Хромого да Кривого. Его помощники – царевны медного и серебряного царств, его матушка, Хромой да Кривой. Он заслужил их помощь своей добротой, хорошими поступками (вопреки воле отца отправляется на поиски матушки, освобождает царевен медного и серебряного царств, побеждает Вихря).

Вопрос 5. Главный его противник – Вихрь, который похитил матушку, держит в заточении царевен. Противниками оказались потом его братья, которые предали Ивана-царевича.

Вопрос 6. Первая часть – это история освобождения матушки и царевен. Для нее можно было бы сохранить название, которое есть, или назвать: «Три царства», «Как Иван-царевич победил Вихря», «Иван-царевич и Вихрь». Вторую часть можно озаглавить «Как Иван-царевич женился на Елене Прекрасной».

В первой части главный герой – Иван-царевич, его противник – Вихрь. Во второй части герой – опять же Иван-царевич, а противники – его братья.

В сказке две основные части, как бы две сказки, при этом каждая из них построена сходно: случается беда (в первой части похищение матушки, во второй – предательство братьев), и герой предпринимает некоторые действия, чтобы эту беду устранить, при этом он действует не только сам, но и приобретает помощников. Волшебная сказка обычно заканчивается свадьбой героя, но поскольку первая часть несамостоятельная и будет иметь продолжение, у нее как бы нет конца и настоящий конец (свадьба) во второй части.

Вопрос 7. Вся сказка построена на противопоставлении. Сначала противопоставлены все братья их противнику Вихрю, но есть здесь и противопоставление братьев: младший сумел сделать то, чего не сумели старшие. Во второй части противопоставлен Иван-царевич своим братьям как противникам. Есть противопоставление волшебных предметов: вода, дающая силу, и вода, отнимающая силу.

Вопрос 8. Словосочетания с постоянными эпитетами: «добрый конь», «студеная вода», «царевна красоты неописуемой», «красота ненаглядная», «скука смертная», «люди добрые», «кони быстрые», «голос громкий», «каменья самоцветные», «богатырь могучий», «дети любезные». Сказочные выражения: «в некотором царстве, в некотором государстве», «позволишь – уйду, и не позволишь – уйду», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «запечалился», «закручинился», «мамушки, нянюшки», «дожидайся три года и три месяца», «путь-дорога», «долго ли, коротко ли», «молод-зелен», «в царстве-государстве»; «утром-светом»; «утро вечера мудренее»; «тут и сказке конец»; «царь-батюшка»; «был тут пир на весь мир»; «идет невесел, седую голову повесил» и др.

Вопрос 2 (доп.). «Носил-носил» – долго носил. С помощью повтора выражается длительность действия. Все остальные примеры имеют то же значение.

Вопрос 3 (доп.). Рифма делает сказочную речь выразительной, доставляет удовольствие слушателю.

Вопрос 5 (доп.). Как и все волшебные сказки, эта сказка учит добру и осуждает зло. Воплощением добра является здесь главный герой. Он прекрасный сын: едет искать похищенную мать даже вопреки воле отца, он милосерден (не держит зла на братьев, прощает их). Он находчивый, смекалистый, смелый, поэтому у него в трудной ситуации находятся помощники. В волшебных сказках обычно добро вознаграждается.

Классную работу над сказкой совместно с учителем целесообразно продолжить самостоятельной работой учащихся: выполнением заданий, предлагаемых в рабочей тетради. Задания предусматривают работу над языком сказки (замена обычных выражений сказочными, составление сказочных выражений из фрагментов фраз – «сказочная мозаика», заполнение пропусков сказочными эпитетами и др.).

Уроки 25, 26. Тема: «Петушок-заступник»

(Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы»)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие"

Книги похожие на "Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Клара Корепова

Клара Корепова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Клара Корепова - Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие"

Отзывы читателей о книге "Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.