Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Архитектура Петербурга середины XIX века"
Описание и краткое содержание "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать бесплатно онлайн.
Книга известного историка архитектуры посвящена петербургскому зодчеству. На большом фактическом материале автор рассматривает сложную проблематику архитектуры Петербурга 1820–1860 годов, исследует изменения в творческом методе архитекторов, которые произошли в этот период и вызвали эволюцию архитектуры от классицизма к ретроспективному стилизаторству и эклектике.
На первой странице обложки — Исаакиевская площадь; на четвертой — Ново-Михайловский дворец. Фрагмент северного фасада.
Совершенно иное впечатление производит здание со стороны сада: его асимметричный объем, прорезанный окнами самых разнообразных очертаний, дополненный эркером с кариатидами, лоджией и оранжереей, создает живописную игру архитектурных масс. Пространство здания и окружающее пространство сада вступают здесь в иную взаимосвязь: они уже не разделяются жесткой плоскостью фасада, а словно взаимопроникают друг в друга. И это взаимопроникновение пространств придает иную эмоциональную интонацию архитектурному образу здания: городской особняк приобретает черты загородной виллы.
Примененный Г. А. Боссе в собственном особняке на Васильевском острове новаторский прием свободного пространственного размещения объемов получил дальнейшее развитие в композиции загородного дворца великого князя Михаила Николаевича в Михайловке, построенного Боссе в 1858–1861 годах. Дворец стал главным зданием большого ансамбля, возникшего в середине XIX века на Старой Петергофской дороге, между Стрельной и Петергофом, в итоге деятельности архитекторов И. И. Шарлеманя, Г. А. Боссе, А. И. Штакеншнейдера, А. И. Резанова и других.
Дворец в Михайловке. Архитектор Г. А. Боссе, 1858–1861 гг. Гравюра 1860-х гг.Дворец стоит над бровкой приморского откоса. На верхней террасе простирается великолепный тенистый парк с вековыми деревьями, с целой системой прудов, каналов и мостиков. У откоса рядом с дворцом — искусственная горка, с которой открывался вид на нижнюю террасу парка и на Финский залив. В юго-западной и западной части усадьбы расположены оранжереи, кухонный корпус, конюшни и кавалерский корпус, перестроенный Боссе и Штакеншнейдером из старого дворца конца XVIII века.
Фасады дворца в Михайловке обработаны суховато трактованными мотивами ренессансного и классицистического характера — колоннами, пилястрами, кариатидами и т. д. Этот тип декора Боссе часто применял на фасадах своих построек — например, в собственном доме на Васильевском острове, в особняках Пашковых (см. с. 226–228) и т. д. Фасады дворца в Михайловке — стилизация, довольно типичная для архитектуры середины XIX века. Но его план и его объемно-пространственная композиция — явление совершенно необычное и во многих отношениях новаторское. Принцип свободной, асимметричной компоновки объемов, сгруппированных по функциональному признаку, достиг в нем своего апогея. Дворец в Михайловке — самое крупное здание во всей русской архитектуре середины XIX века, скомпонованное по этому новаторскому принципу.
При обходе вокруг дворца зритель получает целый комплекс разнообразных впечатлений: объемы здания словно поворачиваются перед ним своими гранями, то приближаясь, то отдаляясь; их живописная игра дополняется разнообразием деталей и малых архитектурных форм. Здание и окружающее пространство как бы взаимопроникают, взаимоперетекают друг в друга, что достигается не только игрой объемов, но и многочисленными крыльцами, лестницами, перголами, портиками, лоджиями, балконами, прорывающими, растворяющими границы между внутренним и наружным пространством. И это создает ту тесную связь с природой, которая выдвигалась тогда в качестве одного из важнейших критериев в оценке достоинств загородных домов.
Архитектурный облик дворца в Михайловке, собственного дома Боссе и ряда других зданий подобного типа, построенных в середине XIX века, обладает определенной внутренней противоречивостью. С одной стороны — их планировка и свободная, живописная объемно-пространственная композиция, продиктованная функциональными соображениями, характеризуются многими новаторскими чертами и, как уже отмечалось, в известной мере предвосхищают те приемы, которым суждено было получить дальнейшее развитие в будущем. С другой стороны, декор фасадов этих зданий основан на повторении мотивов исторических архитектурных стилей: ренессанса, барокко, готики и т. д.
Контраст архаичного декора с новаторским объемнопространственным решением порождает противоречивость и особую «внутреннюю эклектичность» таких построек. Это прямое следствие творческого метода архитекторов-эклектиков, характерной чертой которого был принцип «умного выбора». Рационально было отказаться от традиционной классицистической симметрии, и архитектор отказывался от нее, компонуя план здания и его объем на основании «удобств во внутреннем расположении». А так как новый язык декоративных архитектурных форм в те годы еще не успел выработаться, то архитектор, распланировав постройку, затем облекал ее в «красивую форму», одевал в традиционный наряд ренессансного или барочного, готического или русского декора. Такое сочетание новаторского и традиционного встречается в целом ряде построек середины XIX века, и в этом заключается одна из главных стилистических особенностей архитектуры того периода.
Дворцы и особняки, виллы и дачи, несмотря на социальную ограниченность этих типов зданий, рассчитанных на потребителей и заказчиков с достаточным капиталом, тем не менее сыграли важную роль в общей эволюции русского зодчества на протяжении 1830-1850-х годов. В них — порою раньше и последовательнее, чем в других областях строительства, — проявились тенденции, связанные с формированием не только новых художественных воззрений, но и новых взглядов на функциональную сторону зодчества. В их архитектурных решениях воплотились поиски новых, более рациональных приемов планировки и объемно-пространственной композиции, развернувшиеся в середине XIX века. В итоге оказалось, что в этих типах зданий особенно последовательно отразился процесс углубляющейся гуманизации архитектуры, связанный с более внимательным и всесторонним отражением утилитарных и эстетических запросов.
Доходные дома
Утверждение капиталистических отношений и рост населения Петербурга стимулировали строительство доходных домов «под жильцов» — с квартирами, сдаваемыми внаем. Оно шло нарастающими темпами, охватывая все новые и новые районы, и стало одной из характернейших особенностей градостроительного развития столицы России в XIX веке.
Многоквартирные дома «под жильцов» появились в Петербурге еще в XVIII веке. В первых десятилетиях XIX века они стали получать все большее распространение и в середине XIX века составляли уже большинство вновь построенных зданий. При стремительном росте населения столицы это было закономерно: только такой тип зданий мог обеспечить город достаточным количеством жилых помещений, размещенных на сравнительно небольших по площади земельных участках. Сдавание квартир внаем приносило домовладельцам огромные прибыли, и это способствовало широкому привлечению частного капитала в сферу строительства многоквартирных жилых домов.
И. Пушкарев, автор «Описания Санкт-Петербурга», изданного в 1839 году, писал, что «постройка новых зданий в Петербурге производится с быстротою почти невероятною… Едва только положат фундамент, как через пять месяцев делается уже огромный каменный дом, в три и более этажей, в котором на другой год все комнаты, от чердака до уголка дворника, наполняются постояльцами… Торговля домами приносит здесь большие выгоды»[224].
Строительство доходных домов велось очень высокими темпами. Своеобразный рекорд был поставлен в 1845 году при возведении жилого доходного дома № 31/34 на углу Садовой и Гороховой (ныне улица Дзержинского) улиц, принадлежащего купцу и фабриканту В. Г. Жукову[225]. Четырехэтажный дом, спроектированный архитектором Н. П. Гребенкой, был сооружен под его руководством вчерне (без внутренней отделки) всего за 50 дней. Рассказывая об этом, журнал «Иллюстрация» писал: «9 августа этого года на углу Садовой и Гороховой начали ломать старый каменный дом, а около половины октября на этом месте уже красовался под крышей новый каменный дом, в четыре этажа, с подвалами, изящной, благородной архитектуры, словно волшебством созданный капиталом и стараниями Жукова и талантом молодого нашего архитектора Н. П. Гребенки»[226]. Н. П. Гребенка приобрел многочисленную клиентуру: он построил и перестроил в Петербурге десятки жилых домов, став одним из самых популярных архитекторов-строителей середины XIX века.
Увеличивающиеся темпы строительства доходных домов вели к сокращению числа особняков: предприимчивые люди скупали участки, занятые особняками, и застраивали их многоэтажными домами «под жильцов». Процесс вытеснения особняков доходными домами происходил и по-другому: лицевой флигель, выходящий на улицу, оставался особняком владельца, а В глубине участка возводили многоэтажные флигеля с квартирами, сдаваемыми внаем, либо надстраивали жилые этажи над служебными постройками. Затем надстройки и перестройки продолжались, пока внутренняя часть владения не превращалась в типичный доходный дом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Архитектура Петербурга середины XIX века"
Книги похожие на "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века"
Отзывы читателей о книге "Архитектура Петербурга середины XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.