» » » » Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века


Авторские права

Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Лениздат, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века
Рейтинг:
Название:
Архитектура Петербурга середины XIX века
Издательство:
Лениздат
Жанр:
Год:
1990
ISBN:
5-289-00602-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Архитектура Петербурга середины XIX века"

Описание и краткое содержание "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать бесплатно онлайн.



Книга известного историка архитектуры посвящена петербургскому зодчеству. На большом фактическом материале автор рассматривает сложную проблематику архитектуры Петербурга 1820–1860 годов, исследует изменения в творческом методе архитекторов, которые произошли в этот период и вызвали эволюцию архитектуры от классицизма к ретроспективному стилизаторству и эклектике.

На первой странице обложки — Исаакиевская площадь; на четвертой — Ново-Михайловский дворец. Фрагмент северного фасада.






В 1840-1850-х годах сформировалась южная часть ансамбля Исаакиевской площади.

В 1839–1844 годах архитектор А. И. Штакеншнейдер построил монументальный Мариинский дворец, замкнувший с юга пространство Исаакиевской площади. Составлявшие этот квартал особняки XVIII века были откуплены в казну и снесены, но стены одного из них — особняка Чернышева, стоявшего в глубине участка, Штакеншнейдер включил в состав западной половины своей постройки. Таким образом, Мариинский дворец оказался отодвинутым вглубь от старой линии застройки и перед ним образовалось дополнительное открытое пространство. При этом и сам дворец стал выглядеть более импозантно, и улучшился обзор Исаакиевского собора, а увеличенные размеры Исаакиевской площади стали лучше соотноситься с масштабом этого грандиозного здания. Так бывший ученик и сотрудник Монферрана выступил его соавтором в создании нового городского ансамбля.

Одновременно со строительством Мариинского дворца, в 1842 году, был расширен чугунный Синий мост через Мойку, построенный В. И. Гесте в 1818 году[259]: теперь его ширина достигла почти 100 метров. Мост стал частью площади, и ее пространственная композиция получила необходимую цельность и глубину.

С постройкой зданий Министерства государственных имуществ, возведенных по проекту архитектора Н. Е. Ефимова во второй половине 1840-начале 1850-х годов, ансамбль Исаакиевской площади приобрел композиционную законченность и ту представительность, репрезентативность, которые отвечали ее важной градообразующей роли в общей системе архитектурного центра николаевского Петербурга. Правда, угловые участки, занятые частными домами, своими более низкими объемами несколько нарушали масштабную целостность композиции: она была достигнута позднее, уже в XX столетии.

Памятник Николаю I. Фотография конца XIX в.

В 1856–1859 годах в центре Исаакиевской площади был сооружен памятник Николаю I. Проект пьедестала разработал О. Монферран, конную статую изготовил скульптор П. К. Клодт. Пьедестал декорирован аллегорическими статуями и изображениями античных воинских трофеев, созданными скульптором Р. К. Залеманом, а также четырьмя барельефами, изображающими деяния императора. Один из них — «Поднесение Сперанским свода законов» — исполнил скульптор Р. К. Залеман, три других — скульптор Н. А. Рамазанов; они рассказывают о подавлении восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, об усмирении холерного бунта на Сенной площади в 1831 году и об открытии железной дороги Москва — Петербург в 1851 году[260]. Фонари у памятника исполнены по модели архитектора Р. К. Вейгельта. Пьедестал был окружен невысокой оградой, спроектированной архитектором Л. Л. Бонштедтом[261] (позднее она была демонтирована).

Памятник Николаю I органично вписался в пространство Исаакиевской площади. Совмещение «натуральности изображения» (в статуе императора и в барельефах) с аллегорическими фигурами и атрибутами, вычурные, почти барочные по своей стилистике формы пьедестала, обилие декоративных элементов определяют художественную характеристику памятника. Таким образом, его пластическое решение и его архитектурная стилистика воплотили те новые тенденции, которые были характерны для развития искусства и архитектуры в середине XIX века.

Заключительные архитектурные штрихи в ансамбль соседней Сенатской площади были внесены в 1840-х годах, когда возникла новая городская магистраль — Конногвардейский бульвар (ныне бульвар Профсоюзов), связавший Сенатскую площадь с новой Благовещенской площадью (теперь площадь Труда). В 1840-х годах был заключен в трубу и засыпан Адмиралтейский канал: на его месте, в соответствии с проектным замыслом К. И. Росси, был устроен Конногвардейский бульвар (работы проводились под руководством Н. Е. Ефимова). Въезд на бульвар со стороны Сенатской площади был оформлен гранитными колоннами, спроектированными К. И. Росси. На колоннах установили статуи Слав, созданные берлинским скульптором X. Раухом.

Новый мост и новая площадь

В середине XIX века начал формироваться ансамбль Благовещенской площади. Она возникла как предмостная площадь на левом берегу Невы в связи с развернувшейся постройкой первого постоянного металлического моста через Неву — Благовещенского (находился на мёсте нынешнего моста Лейтенанта Шмидта). И площадь, и мост получили свои названия по имени расположенной в юго-восточном углу площади полковой церкви лейб-гвардии Конного полка, посвященной празднику Благовещения (построена в 1843–1849 гг. по проекту архитектора К. А. Тона) (см. с. 141) Силуэт церкви, завершенной пятью шатрами, стал высотной доминантой площади.

Благовещенская площадь в 1850-х гг. Вид с Благовещенского моста. Литография Ж. Жакотте и Ш. Башелье по рисунку И. Шарлеманя. Слева — дом В. А. Вонлярлярского. Архитектор М. Д. Быковский. Конец 1840-начало 1850-х гг. Вдали — церковь Благовещения. Архитектор К А. Тон, 1843–1849 гг.

Для устройства предмостной площади засыпали примыкающую к Неве часть Крюкова канала и снесли стоявшие на набережной канала дома. Проектирование новых зданий было поручено архитектору Н. Е. Ефимову. Проект Ефимова, разработанный в начале 1843 года, предусматривал постройку трехэтажного здания с фасадом в стиле ренессанса и с «магазейнами для красных товаров» в первом этаже[262]. На сломку старых зданий были объявлены торги. В мае 1844 года в них включился В. А. Вонлярлярский — писатель и весьма состоятельный человек, хотя в документах он значился просто «отставной поручик». Вонлярлярский обязался «возвести здание по фасаду, который он сам представит на утверждение»[263]. Проектирование своего нового дома на восточной стороне площади, «у съезда с постоянного через Неву моста», Вонлярлярский поручил известному московскому архитектору М. Д. Быковскому — одному из лидеров начинающейся эклектики[264]. Следуя примеру Ефимова, Быковский спроектировал фасады здания с использованием мотивов ренессанса и позднего классицизма. Главный, второй этаж, где располагались парадные помещения, был выделен высокими «брамантовыми окнами» — арочными окнами, заключенными в прямоугольные рамки-наличники. Новым для петербургской архитектуры мотивом был портик с четырьмя кариатидами, украсивший центр второго этажа: позднее такие кариатиды получат в архитектуре эклектики очень большое распространение. Дом Вонлярлярского, завершенный в начале 1850-х годов, стал одним из первых примеров неоренессанса в застройке Петербурга[265].

Особенно важную роль в формировании ансамбля Благовещенской площади сыграл огромный дворец великого князя Николая Николаевича (сына Николая I), построенный в 1853–1861 годах архитектором А. И. Штакеншнейдером. Дворец занял обширный участок на восточной стороне площади — между Галерной улицей и Конногвардейским бульваром (см. с. 205–206). Штакеншнейдер сумел довольно удачно расположить здание Николаевского дворца на узкой площади — он отодвинул его в глубь квартала и перед ним разбил небольшой сад, отделенный от площади узорной чугунной оградой.

Дворец Николая Николаевича, дом Вонлярлярского и Благовещенская церковь придали облику Благовещенской площади новые черты — ансамблевость и представительность, отвечающие ее градостроительной функции предмостной площади, ведущей к исторически сложившемуся на левом берегу Невы центру столицы.

Благовещенский мост был построен в 1843–1850 годах по проекту выдающегося русского инженера С. В. Кербедза[266]. Проект моста, утвержденный 15 октября 1842 года, был выбран в итоге многолетнего состязания, в котором приняли участие многие русские и иностранные инженеры и архитекторы[267]. Предлагались самые разнообразные системы, но в конце концов предпочтение было отдано конструкциям в виде пологих чугунных арок: чугун хорошо зарекомендовал себя при постройке многочисленных арочных мостов через протоки и каналы левобережной части невской дельты, возведенных в первой трети XIX века.

Благовещенский мост имел восемь пролетов. Семь из них были перекрыты арками, собранными из чугунных блоков. У правого берега Невы, вблизи Васильевского острова, был устроен разводной пролет очень оригинальной конструкции: он состоял из двух самостоятельных крыльев, опиравшихся на прибрежный устой, в котором находились механизмы разводки. Крылья поворачивались в горизонтальной плоскости, открывая проход для мачтовых кораблей. Сам принцип такой системы был не нов, но зато новаторской была конструкция крыльев: они представляли собой решетчатые фермы с чугунными раскосами и железными поясами. Это был один из первых случаев применения металлических ферм в мостостроении и первый в мире пример использования металлической раскосной фермы в качестве крыльев разводного пролета.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Архитектура Петербурга середины XIX века"

Книги похожие на "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Пунин

Андрей Пунин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века"

Отзывы читателей о книге "Архитектура Петербурга середины XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.