Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Архитектура Петербурга середины XIX века"
Описание и краткое содержание "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать бесплатно онлайн.
Книга известного историка архитектуры посвящена петербургскому зодчеству. На большом фактическом материале автор рассматривает сложную проблематику архитектуры Петербурга 1820–1860 годов, исследует изменения в творческом методе архитекторов, которые произошли в этот период и вызвали эволюцию архитектуры от классицизма к ретроспективному стилизаторству и эклектике.
На первой странице обложки — Исаакиевская площадь; на четвертой — Ново-Михайловский дворец. Фрагмент северного фасада.
Все металлические конструкции моста были изготовлены на отечественных заводах.
Опоры моста — мостовые быки — были возведены на своеобразных искусственных подводных островах, выполненных из деревянных конструкций, заполненных и обсыпанных камнем. Фасады опор были облицованы гранитом.
Благовещенский мост обладал очень выразительным архитектурным обликом. Пролеты арок плавно нарастали к середине реки, по мере возвышения проезжей части моста над водой, образуя стройный, гармоничный силуэт. Гранитные фасады опор подчеркивали монументальность сооружения и контрастно оттеняли ажурность и изящество металлических пролетных строений.
На мосту были установлены интересные по рисунку перила, спроектированные архитектором А. П. Брюлловым. В их композиции использованы аллегории водной стихии. В центре каждого звена — символы моря: раковина и трезубец Нептуна. Два фантастических морских конька, круто изогнув шеи, взмахивают ластами-копытцами. Их тела переходят в пышные листья аканта, разбегающиеся в стороны подобно пенистым гребням волн. Перила Благовещенского моста по рисунку сложнее и живописнее строгих ампирных перил мостов эпохи классицизма — в этом тоже сказалась общая эволюция архитектурных вкусов в период начинающейся эклектики.
В процессе строительства Благовещенского моста возник замысел украсить его устои аллегорическими скульптурами. Разработка эскизов была поручена П. К. Клодту и Н. С. Пименову. Скульпторы выполнили задание, однако из-за финансовых трудностей замысел остался неосуществленным. Позднее, в 1854 году, на быке у разводного пролета была поставлена часовня, посвященная святому Николаю — покровителю мореплавателей. Часовня, спроектированная архитектором А. И. Штакеншнейдером в формах «русско-византийского стиля», официально предписанного для культовых зданий,(несколько нарушила стилевую цельность интерьера проезжей части моста. Позднее мост был переименован в Николаевский — в память императора Николая I. Впрочем, прежнее название моста — Благовещенский — тоже продолжало употребляться.
Благовещенский (Николаевский) мост. Инженер С. В. Кербедз, 1843–1850 гг. Литография Ж. Жакотте и Л. Регамея по рисунку И. Шарлеманя. Публикуется впервые. Перила Благовещенского моста. Архитектор А. П. Брюллов, 1840-е гг. Фотография автора.Новый мост через Неву решено было осветить газовыми фонарями. Проект фонаря, разработанный Д. Цветковым, был утвержден в январе 1850 года и передан для исполнения на завод Берда. Чугунный столб фонаря был оформлен в виде тонкой колонны коринфского ордера, поставленной на полый чугунный пьедестал.
Петербургская пресса оживленно комментировала постройку моста. «Постоянный мост через Неву будет самый величественный и полезный памятник в нашей великолепной столице… — писала в ноябре 1844 года „Северная пчела“. — В самом деле, постройка Невского постоянного моста представляет весьма много удивительного и доселе невиданного! Не говоря уже о самом мосте, даже работы для его сооружения — совершенство в своем роде, истинное гениальное соображение и исполнение… Гений изобретателя и смышленость нашего русского народа боролись с величайшими трудностями и побеждали неимоверную силу природы!»[268].
До постройки первого постоянного моста через Неву ее главное русло пересекали только деревянные наплавные мосты, которые приходилось убирать на период ледостава и ледохода. Хотя остальные мосты: Сенатский[269], Суворовский (Троицкий), Литейный, Тучков и другие — еще продолжали оставаться наплавными, опыт постройки первого постоянного моста был осуществлен успешно и начал новый период в истории петербургского мостостроения.
Благовещенский (Николаевский) мост сыграл важную градообразующую роль в развитии центральной части Петербурга. Его силуэт хорошо вписался в панораму Невы, с моста раскрывался великолепный вид. «Любимая прогулка теперь — Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях!.. — писал современник. — Днем мост кажется прозрачным, будто филигранный, легкий, как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающей между собой два города»[270].
Благовещенский мост успешно выполнял свою транспортную функцию вплоть до 1930-х годов. Однако новые условия и требования судоходства, возникшие в XX веке, и возросшие потоки городского транспорта вынудили провести капитальную реконструкцию моста: в 1936–1938 годах он был заменен новым сооружением — ныне существующим мостом Лейтенанта Шмидта[271].
Часовня Святого Николая Мирликийского на Благовещенском (Николаевском) мосту. Архитектор А. И. Штакеншнейдер, 1854 г. Литография Ж. Жакотте и Л. Регамея по рисунку И. Шарлеманя, 1850-е гг. Публикуется впервые.Районы аристократической застройки в Первой Адмиралтейской и Литейной частях
В центральном районе Петербурга — в 1-й Адмиралтейской части, лежавшей между Невой, Мойкой и Крюковым каналом, к 1830-м годам не осталось ни одного деревянного здания. Кварталы были застроены каменными домами, стоящими вплотную друг к другу. Здесь сложилось «царство лучшего общества, место жителей высшего круга, большого, тонного или модного света»[272]. Вдоль набережных Невы и Мойки, вдоль Миллионной улицы, само название которой достаточно красноречиво говорило о социальном положении владельцев ее домов, вокруг Исаакиевской площади, на Большой и Малой Морской стояли роскошные особняки знати, возвышались дворцы великих князей. Рядом с ними появились и доходные дома с квартирами, рассчитанными на весьма состоятельных жильцов, — своими нарядными фасадами они нередко были похожи на особняки. На многих участках лицевые корпуса представляли собой особняки, а дворовые флигеля — доходные дома, где квартиры сдавались внаем.
Набережная Невы от Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) до Ново-Адмиралтейского канала была застроена еще в первые десятилетия существования Петербурга. К середине XIX века здесь сосредоточились в основном особняки знати. Среди обращенных к Неве классицистических фасадов появилось несколько новых зданий, перестроенных в соответствии с потребностями и вкусами того времени. Особенно выделяется своими размерами и нарядной отделкой «в стиле ренессанс» особняк богатейшего коммерсанта барона А. Л. Штиглица, построенный архитектором А. И. Кракау в 1859–1862 годах (современный адрес — набережная Красного Флота, 66–68).
С прокладкой Конногвардейского бульвара началась интенсивная застройка кварталов между бульваром и Галерной улицей (ныне Красная улица). Здесь разместились и особняки (например, особняк князя М. В. Кочубея, построенный в 1850-х годах архитектором Г. А. Боссе, — см. с. 227–230), и доходные дома с «барскими» квартирами в лицевых флигелях. Нарядным необарочным фасадом выделился дом № 17, построенный архитектором Р. И. Кузьминым в конце 1850-начале 1860-х годов[273].
Застройка кварталов между Дворцовой набережной и Миллионной улицей в середине прошлого столетия, как и в предыдущие десятилетия, в полной мере отвечала названиям улиц. И все же процесс вытеснения особняков доходными домами начался и здесь. В лицевых корпусах таких домов располагались шикарные «барские» квартиры, во внутренних флигелях — более скромные квартирки для «средних классов». Типичнейшим образцом может служить рассмотренный выше (см. с. 270–272) доходный дом Жеребцовой: его северный фасад, выходящий на Дворцовую набережную, кажется настоящим дворцом елизаветинской эпохи.
Адмиралтейская верфь была закрыта в 1840-х годах, но застроили ее территорию со стороны Невы многоэтажными домами позднее — в 1880-1890-х годах. В 1870-х годах около Адмиралтейства был разбит Александровский сад; до этого здесь существовала Адмиралтейская площадь, на которой на масленицу и на Пасху устраивались балаганы и карусели. По словам современников, все это имело «чрезвычайно оживленный и оригинальный вид».
Особняк княгини Радзивилл. Архитектор Н. Е. Ефимов. Проект. 1846 г. ЦГИАЛ. Публикуется впервые. Особняк барона А. Л. Штиглица. Архитектор А. И. Кракау, 1859–1862 гг. Акварель Альберта Бенуа, вторая половина XIX в. НИМАХ.Марсово поле в XIX веке представляло собой обширный незамещенный плац, служивший для воинских парадов и учений, хотя по старой традиции петербуржцы нередко называли его Царицыным лугом. С конца 50-х годов на Марсовом поле по распоряжению правительства стали устраивать в последних числах августа однодневные гулянья, приуроченные к дням коронации и тезоименитства Александра II.
Позднее, начиная с 1873 года, народные масленичные и пасхальные гулянья переместились с Адмиралтейской площади на Марсово поле, где они проводились вплоть до конца XIX века[274].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Архитектура Петербурга середины XIX века"
Книги похожие на "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века"
Отзывы читателей о книге "Архитектура Петербурга середины XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.