» » » » Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века


Авторские права

Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Лениздат, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века
Рейтинг:
Название:
Архитектура Петербурга середины XIX века
Издательство:
Лениздат
Жанр:
Год:
1990
ISBN:
5-289-00602-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Архитектура Петербурга середины XIX века"

Описание и краткое содержание "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать бесплатно онлайн.



Книга известного историка архитектуры посвящена петербургскому зодчеству. На большом фактическом материале автор рассматривает сложную проблематику архитектуры Петербурга 1820–1860 годов, исследует изменения в творческом методе архитекторов, которые произошли в этот период и вызвали эволюцию архитектуры от классицизма к ретроспективному стилизаторству и эклектике.

На первой странице обложки — Исаакиевская площадь; на четвертой — Ново-Михайловский дворец. Фрагмент северного фасада.






Дома были разделены на так называемые «Нумера» — довольно большие комнаты, которые «от домовладельца» нанимали разного рода «промышленники» и уже «от себя» сдавали внаем покоечно — разного рода «коечным» и «угловым» жильцам. Вот описание одного из таких «нумеров», приведенное К. Веселовским в 1848 году в журнале «Отечественные записки»:

«Большая, довольно светлая комната, сажени в четыре длины и столько же ширины, в углу огромная русская печь, из которой несется запах варящейся пищи; вокруг стен и среди комнаты широкие полати, или нары, на которых там и сям лежат отдыхающие рабочие, женщины, дети разного возраста; под потолком, над срединой комнаты и по углам, протягиваются веревки, на которых развешаны разные тряпки, белье, верхняя одежда… Этот нумер содержит солдатка, живущая тут же со своим мужем, находящимся в отставке, и с ребенком… Кто же эти жильцы? „Да вот, — отвечает вам хозяйка, — шесть пар пильщиков, две пары каменщиков, пяток плотников, отставной служивый с женой, торговец с. Сенной площади, вот его жена с детьми“… Из всего исчисления оказывается, что в этой комнате жильцов 40 человек, мужчин и женщин, взрослых и детей. Все они местятся ночью на нарах, кто на тюфяке, кто на голых досках, с разостланным тулупом вместо постели и с армяком под изголовье»[280].

В подвальных этажах «Вяземской лавры» размещались так называемые «курени» — большие помещения пекарен, в которых пеклись разного рода булки, хлебы и пироги для уличной торговли. Соответствующие «промышленники» снимали эти помещения и уже «от себя» нанимали рабочих — пекарей и разносчиков, которые спали тут же на лавках или на нарах, установленных в узких нишах. В таких «куренях» жило порой до 20 человек.

Соседствующая с «Вяземской лаврой» Сенная площадь в XIX веке была традиционным местом оживленной торговли съестными припасами, сеном, соломой, овсом. Продавались здесь и рыба, и птица, и мелкий скот. Площадь оставалась неблагоустроенной, и ее санитарное состояние было весьма плачевным. Замощение площади булыжником, осуществленное в 1864 году, мало изменило общую картину. Комиссия, созданная для обследования санитарного состояния Сенного рынка, докладывала в 1866 году в городской думе: «Площадь постоянно покрыта грязью и от разлагающихся нечистот… всюду распространяется зловоние. В эту зараженную атмосферу ежедневно свозят для продажи значительное количество мяса, рыбы, молока, творогу, зелени… На одной стороне улицы торгуют этими припасами в кое-как сколоченных балаганах и лачугах… по другой стороне Сенной, под открытым небом, без всякой защиты от дождя и непогоды, торгуют овощами, стеклянною и фаянсовою посудою, башмаками, рукавицами и т. п.»[281].

Садовая улица на участке между Сенной площадью и Невским проспектом сложилась как одна из главных торговых улиц столицы. Еще в XVIII веке здесь были построены два каменных торговых здания — Гостиный двор и оптовый Никольский рынок. Многочисленными лавками и складами была занята территория Апраксина двора, вдоль Садовой тянулось длинное здание с открытой аркадой в первом этаже (его история была описана выше — см. с. 183–184).

Невский проспект

Невский проспект, запечатленный на известной панораме, исполненной В. С. Садовниковым в начале 1830-х годов, в середине XIX века изменился еще сравнительно мало. Однако новые штрихи в нем все же появились: жизнь ставила перед архитектурой новые задачи, и это не могло не отразиться в облике проспекта. Вблизи него, у начала Думской улицы, появилось новое здание Городской думы с неоренессансным фасадом, на противоположной стороне проспекта — здание Пассажа (см. с. 181–183).

Дома на Невском проспекте в большинстве своем в середине XIX века еще продолжали сохранять прежние классицистические фасады, зафиксированные В. С. Садовниковым. Но многочисленные рекламы все сильнее закрывали их, а в первых этажах все чаще пробивались широкие витрины.

Невский проспект в те годы был «всеобщей коммуникацией» Петербурга, его главной улицей. Движение на проспекте становилось все более оживленным. Старый Аничков мост с его гранитными башнями разводного пролета, возведенный еще в 1780-х годах, стал тесен: он был намного уже Невского проспекта, и на нем постоянно возникали заторы. В 1841 году мост был капитально перестроен. Новый трехпролетный каменный мост, спроектированный инженером И. Ф. Бутацем, был возведен всего за шесть месяцев — пример поистине скоростного строительства. На мосту были установлены перила с изображениями морских коньков, русалок и дельфинов, повторяющие рисунок перил Дворцового моста в Берлине, построенного в 1822–1824 годах по проекту К. Шинкеля. Устои Аничкова моста украсили скульптурами «Укротители коней», изваянными скульптором П. К. Клодтом. Две группы (на западных устоях — на съезде со стороны Адмиралтейства) были установлены в 1841 году, две другие — в 1850 году (раньше здесь стояли повторения скульптур, установленных на противоположной стороне моста)[282]. Скульптурная сюита, созданная Клодтом, языком аллегории раскрыла тему борьбы человека со стихийными силами природы и победы над ними. Аничков мост с его прославленным ансамблем скульптур явился одним из последних примеров тех высоких традиций синтеза искусств, которые были свойственны русской архитектуре эпохи классицизма.

Существенный штрих в облик главной улицы Петербурга внес архитектор А. И. Штакеншнейдер, построивший в 1846–1848 годах на углу Фонтанки, у Аничкова моста, дворец князей Белосельских-Белозерских — первое в Петербурге тех лет здание с фасадами «во вкусе Растрелли» (см. с. 215–218).

На участке от Фонтанки до Литовского канала Невский проспект был застроен к середине XIX века домами в два — четыре этажа, стоящими, как правило, вплотную друг к другу. Отделка их фасадов была скромной и довольно однообразной: многие из них представляли собой типичные примеры того позднего, «николаевского» классицизма, когда соображения экономии сводили декор фасадов к минимуму и они приобретали почти казарменный облик.

А. Ф. Кони в своих «Воспоминаниях старожила» так описывает эту часть Невского проспекта, лежащую между Фонтанкой и Литовским каналом:

«Дома на Невском в значительной степени имеют однообразный, совершенно бесцветный характер, постепенно по направлению к Аничкову мосту увеличиваясь в объеме и высоте. С правой стороны (т. е. по четной стороне проспекта. — А. П.) — ряд домов, в которых помещаются экипажные заведения до угла Шестилавочной, ныне Надеждинской, с выставкою за стеклами широких окон обширных помещений карет, колясок и дрожек. Чередуясь с ними, идут в нижних этажах глубокие темноватые помещения, в которых часто находятся театры марионеток, случайные выставки и кабинеты восковых фигур…

Знаменская площадь в 1850-х гг. Литография Ж. Жакотте по рисунку И. Шарлеманя. Слева — здание гостиницы. Архитектор А. П. Гемилиан, 1840-е гг. Справа — Николаевский вокзал. Архитектор К. А. Тон при участии архитектора Р. А. Желязевича, 1844–1851 гг.

Левая сторона Невского проспекта представляет необычный для настоящего времени вид. Там, где теперь начинается Пушкинская улица, названная первоначально Новой, тянется длинный забор, а за ним огороды»[283].

Пушкинская улица была проложена в 1870-х годах и быстро обстроилась большими доходными домами[284]. В конце XIX-начале XX века сформировалась и ныне существующая застройка Невского проспекта к юго-востоку от Фонтанки.

Литовский канал в середине XIX века еще не был заключен в подземную трубу — это была, по словам Кони, «узенькая речка», по берегам которой росла трава; вода в ней была «мутна и грязна», Невский проспект пересекал Литовский канал широким мостом. На углу (на том месте, где теперь находится надземный павильон станции метро «Площадь Восстания») стояла Знаменская церковь, построенная на рубеже XVIII и XIX веков и давшая название возникшей около нее площади.

Облик Знаменской площади (ныне площадь Восстания) стал быстро меняться в середине XIX века, когда она стала привокзальной площадью, от которой начиналась первая в России магистральная железная дорога. В 1844–1851 годах по проекту К. А. Тона был сооружен Московский (Николаевский) вокзал.

Строительство железной дороги волновало жителей столицы. Здание вокзала, выраставшее на Знаменской площади, привлекало внимание многих. Ф. М. Достоевский вспоминал о том, как он однажды встретил на площади В. Г. Белинского, который последние месяцы жизни провел в небольшом деревянном доме Галченковых на Лиговке и любил прогуливаться в сторону Знаменской площади. Белинский сказал Достоевскому: «Я сюда часто захожу взглянуть, как идет постройка (вокзала Николаевской железной дороги, тогда еще строившегося). Хоть тем сердце отведу, что постою и посмотрю на работу: наконец-то и у нас будет хоть одна железная дорога. Вы не поверите, как эта мысль облегчает мне иногда сердце»[285].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Архитектура Петербурга середины XIX века"

Книги похожие на "Архитектура Петербурга середины XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Пунин

Андрей Пунин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Пунин - Архитектура Петербурга середины XIX века"

Отзывы читателей о книге "Архитектура Петербурга середины XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.