» » » » Рольф Грамс - 14-я танковая дивизия. 1940-1945


Авторские права

Рольф Грамс - 14-я танковая дивизия. 1940-1945

Здесь можно скачать бесплатно "Рольф Грамс - 14-я танковая дивизия. 1940-1945" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Центрполиграф, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рольф Грамс - 14-я танковая дивизия. 1940-1945
Рейтинг:
Название:
14-я танковая дивизия. 1940-1945
Автор:
Издательство:
Центрполиграф
Год:
2014
ISBN:
978-5-227-04856-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "14-я танковая дивизия. 1940-1945"

Описание и краткое содержание "14-я танковая дивизия. 1940-1945" читать бесплатно онлайн.



История 14-й танковой дивизии вермахта написана ее ветераном Рольфом Грамсом, бывшим командиром 64-го мотоциклетного батальона, входившего в состав дивизии.

14-я танковая дивизия была сформирована в Дрездене 15 августа 1940 г. Боевое крещение получила во время похода в Югославию в апреле 1941 г. Затем она была переброшена в Польшу и участвовала во вторжении в Советский Союз. Дивизия с боями прошла от Буга до Дона, завершив кампанию 1941 г. на рубежах знаменитого Миус-фронта. В 1942 г. 14-я танковая дивизия приняла активное участие в летнем наступлении вермахта на южном участке Восточного фронта и в Сталинградской битве. В составе 51-го армейского корпуса 6-й армии она вела ожесточенные бои в Сталинграде, попала в окружение и в январе 1943 г. прекратила свое существование вместе со всеми войсками фельдмаршала Паулюса. Командир 14-й танковой дивизии генерал-майор Латтман и большинство его подчиненных попали в плен.

Летом 1943 г. во Франции дивизия была сформирована вторично. В нее были включены и те подразделения «старой» 14-й танковой дивизии, которые сумели избежать гибели в Сталинградском котле. Соединение вскоре снова перебросили на Украину, где оно вело бои в районе Кривого Рога, Кировограда и Черкасс. Неся тяжелые потери, дивизия отступила в Молдавию, а затем в Румынию. Последовательно вырвавшись из нескольких советских котлов, летом 1944 г. дивизия была переброшена в Курляндию на помощь группе армий «Север». Она приняла самое активное участие во всех шести Курляндских сражениях, получив заслуженное прозвище «Курляндская пожарная команда». Весной 1945 г. некоторые подразделения дивизии были эвакуированы морем в Германию, но главные ее силы попали в советский плен. На этом закончилась история одной из наиболее боеспособных танковых дивизий вермахта.

Книга основана на широком документальном материале и воспоминаниях бывших сослуживцев автора.






В качестве следующего пункта марша сначала было названо село Липняжка, но вскоре радиограммой пункт назначения был вновь изменен. Из-за начавшегося дождя со снегом пришлось отказаться от движения по проселочным дорогам и объездным путям и направить все транспортные средства по главным магистралям, даже несмотря на то, что при этом приходилось учитывать возросшую опасность с воздуха. Поэтому обозы двинулись через Тишковку и Добрянку в сторону Ольшанки, переправились здесь через Синюху на западный берег, чтобы обойти мост через Южный Буг в Первомайске, и уже вечером 11 марта основная часть обозов прибыла в Молдовку.

Однако, поскольку еще ночью на юг через Молдовку проследовали обозы, а затем и боевые части чужих соединений и принесли весть, что тем временем противник прорвался у поселка Голованевск и в любой момент может появиться здесь, в Молдовке, на следующее утро в 5.00 наши обозы, не дожидаясь прибытия всех маршевых групп, отправились в направлении моста через Южный Буг у села Голоскова. Но новая радиограмма из штаба дивизии остановила их в самом начале движения. Радиограммой им было приказано повернуть назад в сторону Ольшанки, переправиться через Синюху и прибыть в село Синюхин Брод. Дело было в том, что между тем стало известно, что все подразделения, прибывающие в район села Голоскова, но прежде всего подразделения служб снабжения и экипажи отставших от своих частей отдельных транспортных средств, задерживаются заградительными отрядами, и из них формируются сводные роты.

Несмотря на плохие дорожные условия, так как из-за быстрого продвижения противника пришлось воспользоваться объездными путями, уже к вечеру обозы прибыли в новый район сосредоточения дивизии. В течение ночи подошли и боевые части, которые сменила 376-я пехотная дивизия.

На следующие дни было предусмотрено продолжение марша через Первомайск и Кривое Озеро в Балту, где дивизии предстояло снова занять оборону. За то короткое время, которое у нее еще оставалось, дивизии предстояло привести свои транспортные средства в транспортабельное состояние и компенсировать потери рациональным распределением имевшихся в наличии грузовиков. Кроме того, нужно было обязательно усилить пехотную боевую мощь дивизии, так как последние бои показали, что один 103-й панцер-гренадерский полк с подчиненными ему отдельными боевыми группами был уже не в состоянии справляться с поставленными перед ним задачами.

А так как между тем в дивизию снова прибыл полковник Грессель, появилась возможность доукомплектовать личным составом 108-й панцер-гренадерский полк. В нашем распоряжении еще оставались остатки нескольких полковых групп. Необходимые транспортные средства, оружие и боевую технику можно было предоставить из запасов дивизии, и таким образом можно было сформировать соединение численностью до батальона. Для этого из обозов и внештатных экипажей танков и бронетранспортеров были образованы сводные роты, объединенные под командованием капитана Зигельмана.

У нас уже не осталось лишней боевой техники, которую мог бы предоставить вновь сформированному соединению 3-й батальон 36-го танкового полка, так как он сам располагал только двумя исправными штурмовыми орудиями, одной командирской машиной и одним бронетранспортером. А для того чтобы отремонтировать неисправные машины, у нас не было возможности обычным путем достать необходимые запчасти.

Уже 13 марта в сильный ливень дивизия выступила на юг. Но вскоре из-за заторов на дорогах и растущего с каждым часом загрязнения шоссе колонна дивизии была разорвана, а ее основная часть безнадежно застряла на въезде в Первомайск. Только отдельные автомобили смогли пробиться к въезду на мост. Чтобы окончательно не потерять контроль над отдельными маршевыми группами и избежать неправильного их направления, дивизия оборудовала в Первомайске временный пункт сбора донесений, а на следующий день еще один такой же пункт был оборудован в селе Кривое Озеро. Для буксировки автомобилей на наиболее загрязненных участках дороги и на крутых подъемах использовались тягачи и тракторы, если, конечно, удавалось их где-нибудь раздобыть.

Тем не менее только к 16 марта в Кривое Озеро прибыла большая часть боевых подразделений. Обозы все еще оставались перед мостом в Первомайске, а также в селах Голта, Каменный Мост и Березки и продвигались вперед черепашьим шагом. Поэтому, как показывал анализ обстановки, нечего было и думать о сборе дивизии раньше 18 марта. Ведь те подразделения, которые отстали больше всех, как, например, зенитно-артиллерийский дивизион, которому приходилось перетаскивать свои 88-мм зенитки от села к селу методом челночного движения, находились еще в районе Ольшанки, и им предстояло преодолеть как мост через Южный Буг, так и крутой подъем у села Калмазова.

Невольно возникшая пауза была использована для формирования еще одного моторизованного сводного батальона, который должен был состоять из офицеров, унтер-офицеров и рядовых танкового полка, артиллерийского полка и зенитно-артиллерийского дивизиона. Командование этим сводным батальоном было поручено капитану Юнге.

В это же время произошел перевод полковника Лангкайта на новую должность, он был назначен командиром танкового полка «Гроссдойчланд». И хотя это означало повышение по службе, но как для него, так и для дивизии, с которой он был связан долгие годы, расставание оказалось болезненным. До прибытия его преемника майор Бернау принял командование 36-м танковым полком.

Раньше, чем предполагалось, уже 17 марта, дивизии пришлось продолжить марш на запад. Тем временем противник расширил свои плацдармы у Гайворона и южнее Гайсина и начал наступление силой нескольких армий на Балту и Вапную. До сих пор ему противостояли лишь мелкие боевые группы, и если бы в результате ввода в бой нескольких соединений не удалось в последнюю минуту задержать его, он мог бы нанести удар по отступавшим колоннам 8-й армии, оставшимся без защиты. Не считая того, что в этом случае была бы перерезана последняя коммуникация, железнодорожная линия Лемберг (Львов) — Одесса, значительно уменьшалась бы возможность использовать для обороны такое естественное препятствие, как Днестр. Поэтому на задний план отошли все сомнения относительно поспешного ввода в бой еще так до конца и це сформированных боевых групп. Надо было прикрыть открытый фланг армии и обеспечить путь отхода — даже если бы для этого причлось пожертвовать той или иной дивизией.

К счастью, тем временем дороги уже подсохли, по крайней мере сверху, так что по пути произошло лишь несколько незначительных задержек. Двигаясь через Ясенево и Гольму, уже к вечеру 18 марта дивизия подошла к железнодорожному вокзалу городка Балта, где ей представилась возможность пополнить свои сильно сократившиеся запасы горючего и боеприпасов. На армейском продовольственном складе, расположенном рядом с вокзалом, где, к нашему огромному удивлению, охотно раздавали запасы проходящим воинским соединениям, чтобы однажды их не пришлось уничтожать или оставлять русским, мы получили продукты питания и маркитантские товары — спиртные напитки, сигареты и разную мелочь. Правда, из-за того что у раздаточных пунктов собралось много народу и пришлось долго ждать, выступление дивизии задержалось на несколько часов, так что последние боевые группы смогли прибыть к указанному месту назначения, к поросшим лесом холмам севернее Слободки, только поздно ночью 19 марта. С запада 14-я танковая дивизия примыкала к 3-й танковой дивизии СС «Тотенкопф», которая занимала позиции примерно в 15 километрах севернее Балты. Обе дивизии, между которыми было довольно большое расстояние, сначала должны были обеспечивать охранение главной железнодорожной магистрали на Одессу и железнодорожной ветки, которая вела через Рыбницу в Бельцы.

Пока противник еще не давал о себе знать. И наши собственные соединения, которые еще совсем недавно теснились в плотных колоннах в Балте, внезапно куда-то пропали. И только из лесистой местности севернее железнодорожной линии Березовка — Крутые постоянно доносился шум боя. Но никто не мог сказать, кто и с кем там сражался. Возможно, речь шла о нападении на немецкие позиции партизанских отрядов, которые встречались в этой местности особенно часто.

Уже на следующее утро нам было приказано оставить свои позиции и отойти дальше на юго-запад, так и не дождавшись серьезных столкновений с противником. Вопреки всем ожиданиям, русские направили на юг лишь слабые силы. Основная часть их ударных соединений устремилась мимо немецкого прикрытия к Днестру. Наша воздушная разведка установила, что передовые отряды Советов уже форсировали Днестр между городами Сороки и Могилев-Подольский и что южнее кавалерийские и танковые соединения, которые предположительно должны были еще дислоцироваться в районе Кодыма — Будеи, уже находились всего лишь в нескольких километрах от переправы в Рыбнице.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "14-я танковая дивизия. 1940-1945"

Книги похожие на "14-я танковая дивизия. 1940-1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Рольф Грамс

Рольф Грамс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Рольф Грамс - 14-я танковая дивизия. 1940-1945"

Отзывы читателей о книге "14-я танковая дивизия. 1940-1945", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.