Авторов Коллектив - История этических учений

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История этических учений"
Описание и краткое содержание "История этических учений" читать бесплатно онлайн.
Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов – по школам и этапам развития, что составляет структуру книги. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия».
98
согласовались с общим духом того времени, отмеченного наивысшим расцветом эротической литературы и живописи. По-видимому, не случайно одним из возможных создателей самого выдающегося китайского эротического романа “Цзинь, Пин, Мэй” (“Цветы сливы в золотой вазе”) считается янминист Ли Чжи (1527-1602).
Согласно Ван Янмину, порочными чувства-эмоции делаются, становясь страстями (юй), т.е. благодаря нарушениям меры, которые суть следствия эгоистических помыслов и стремлений, обнаруживающихся в виде “любви к славе, пользе-выгоде, вещам” и являющихся атрибутами ненастоящего “эгоистического я” - сы у (“Чуань си лу”, цз. 7). Главный из этих пороков - гордыня (ао), “преступлениям которой несть числа” (там же).
Искоренение страстей, с точки зрения Ван Янмина, должно автоматически привести к полному выявлению благосмысленной, абсолютно благой природы человека. Для “доведения благосмыслия до конца” (чжи лян чжи) Ван Янмин считал годными все средства, в том числе и медитирующее самопогружение в безмятежности и покое, и активную практику в социальной жизни. Достижение этой цели он связывал с выполнением нескольких рекомендаций:
1) Для начала - сосредоточенность в “спокойном сидении и пресечении дум и рассуждений”, имеющая целью научить не погружению в нирвану, а “самоанализу и умению властвовать [собой]” (“Чуань силу”, цз. 1).
2) Непреклонное намерение уподобиться совершенномудрому (“Чуань силу”, цз. 3).
3) Личный опыт: “Если хочешь узнать, насколько горька [горькая тыква], тебе надо самому отведать [ее]” (“Чуань силу”, цз. 1). Ср. афоризм Мао Цзедуна: “Если хочешь узнать вкус груши, то тебе нужно ее изменить - пожевать ее” (“Относительно практики”).
4) Самопреодоление и постоянный каждодневный самоконтроль: всякую вредную мысль подстерегать, как кот - мышь (чаньский образ, ранее использовавшийся Чжу Си) (“Чуань силу”, цз. 1).
5) Очищение от эгоизма, себялюбия и вредных пристрастий до конца, иначе “достаточно будет одной крупицы, чтобы нагрянули все скопища зла, влекомые друг другом” (“Чуань силу”, цз. 1).
6) Самотренировка в текущих заботах: “Если проникнуть взором до самой сути, то в обязанностях сохранения достоинства и деловых обстоятельствах нет того, в чем бы благосмыслие не находило чудесного применения (мяо юн). Совсем вне пределов обязанностей сохранения достоинства и деловых обстоятельств вовсе нет благосмыслия” (“Чуань си лу”, цз. 6), а еще лучше под ударами судьбы: несчастья, трудности, печали и горести - настоящие учителя (“Чуань си лу”, цз. 4).
99
7) Ограничение существом дела; главное - сосредоточить свое внимание на основной идее (“Чуань силу”, цз. 2).
8) Воздержание от форсирования всей этой деятельности: “Не нужно помогать расти [побегам, выдергивая их]” (реминисценция из “Мэн-цзы”, II А, 2) (“Чуань силу”, цз. 3), ибо “в доведении знания до конца все мы достигаем только того, что позволяет наше положение и возможности” (“Чуань силу”, цз. 3), а “все замышляющие то, что их силами не достижимо, и добивающиеся того, на что их знания неспособны, не могут осуществлять доведение благосмыслия до конца” (“Чуань силу”, цз. 2); “Природные данные у людей неодинаковы, поэтому при обучении не следует перепрыгивать через ступени. Если с людьми ниже среднего затеять разговор о природе (син2) или предопределении, они не поймут. Нужно шлифовать их потихоньку” (реминисценция из “Лунь юя”, VI, 19/21) (“Чуань силу”, цз. 3).
§ 4. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ В КОНФУЦИАНСТВЕ И КАТЕГОРИЯ “ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ” (МИН)
Проведенный анализ концепций сищ показывает, что за двухтысяче-летний период развития конфуцианства - от Конфуция до Ван Янмина - в нем были выдвинуты и разработаны практически все возможные решения проблемы соотношения человеческой природы с добром и злом. Этот факт реального исчерпания комбинаторно возможных ответов на поставленный философский вопрос свидетельствует прежде всего о том, что внутри традиционной китайской философии шел процесс постоянного развития в специфической форме постепенного перебора всех возможных решений тех или иных выдвинутых в древности проблем, а также перебора всевозможных взаимных комбинаций этих решений.
Причем со времени перехода конфуцианства на положение государственной идеологии в эпоху Хань [1] начала проявляться сильная тенденция к ассимиляции предшествующих концепций в качестве частных случаев более общей теории (этого не наблюдалось ранее, когда, например, Сюньцзы весьма категорически отвергал концепцию Мэн-цзы).
1 То, что потом конфуцианство временами утрачивало это положение, в данном случае несущественно, ибо в нем уже сформировалась и была теоретически обоснована идеологическая претензия на такой статус.
100
В наглядном виде весь комплекс рассмотренных решений проблемы человеческой природы можно представить следующим образом:
Доминантной в конфуцианстве все-таки была идея доброты человеческой природы. Именно эта доминанта обусловила отсутствие некоторых теоретически возможных вариантов трактовки человеческой природы (например, как потенциально или абсолютно злой). Это, в общем, вполне понятно - в противном случае конфуцианство вряд ли могло добиться положения официально господствующей идеологической системы, поскольку таковая заведомо не может быть проникнута духом антропологического пессимизма. В то же время, чтобы не выглядеть оторванной от реальной жизни утопией, такая система должна вскрывать и глубинные корни существующего в человеческом мире зла. Подобная диалектика изначального добра и изначального зла была камнем преткновения, разумеется, не только для конфуцианства. Аналогичную картину дает возможность наблюдать, например, и христианство (во всяком случае, официализированное), в котором идея изначальной доброты человеческой природы как являющей собой образ и подобие божие так или иначе доминировала над идеей первородного греха.
Помимо этого, так сказать, социально-прагматического фактора существовали и весьма важные общемировоззренческие предпосылки для исторического торжества концепции доброты человеческой природы в конфуцианстве.
101
Ставшее основополагающим для всего конфуцианства понимание соотношения между человеческой природой и небесным предопределением (тянь мин) было закреплено в таких фундаментальных произведениях, как “Ли цзи”: “Предопределяемое небом (дословно: то, что приказывает небо. - А. К.) называется [индивидуальной] природой” (“Чжун юн”, § 1), и “Чжоу и”: “До истощения [исследуются] принципы, до исчерпания [раскрывается индивидуальная] природа - для того чтобы дойти до конца в том, что предопределено” (“Шо гуа чжуанъ”, § 1).
Передающий здесь понятие предопределения иероглиф “мин1” имеет этимологическое значение - “устный приказ”, о чем свидетельствуют входящие в его состав элементы: “рот” (коу) и “приказ” (лин). Осмысление неба как безмолвно [1] руководящей миром силы с необходимостью привело к переосмыслению миy1 как негласного предписания, предопределения, судьбы. Подобно русскому слову “судьба”, так же первоначально выражавшему идею устного приказа, приговора, “суда”, иероглиф “мин1” соединяет в себе значения “жизненное предопределение” и “предопределенная жизнь”. Здесь же заключено объяснение того факта, что с помощью термина “мин1” образуются, казалось бы, противоречащие друг другу высказывания. Например, в “Лунь юе” смерть в одном случае определяется как мин (VI, 8,10), а в другом - как “утрата мин” (XIV, 12,13). Но ведь точно так же и по-русски о смерти может быть сказано: “Такова судьба” и “Знать, не судьба!”. Все дело в том, что в первом случае под “судьбой” подразумевается жизненное предопределение, а во втором - сама жизнь, зависящая от предопределения.
1 “Несомое вышним небом не имеет ни звучания, ни запаха” (“Ши цзин”, III, I, 1. 7); “Учитель сказал: “Разве небо [что-нибудь] говорит?”” (“Лунь юй”, XVII, 17/18/19); “Небо не говорит” (“Мэн-изы”, V А, 5).
Интересно, что в основных европейских языках имеются термины, выражающие два аксиологически противоположных понятия судьбы: судьбы как счастья (доброй судьбы) и судьбы как несчастья (злой судьбы). В древнегреческом это tyche (“попадание”, “удача”, “счастливый случай”) и апапсё (“необходимость”, “насилие”, “страдание”), aisa (“доля”, “жизненный век”, “справедливость”) и dice (“судебный приговор”, “наказание”, “возмездие”, “кара”), moira (“часть”, “доля”, “владение”, “счастливый удел”, “счастье”, но также - “несчастный удел”, “кончина”, “гибель”) или eimarmene (“судьба”, “справедливость”) и ammoria (“несчастная судьба”, “несчастье”, “беда”), moros (“участь”, “жребий”, “кончина”, “смерть”)
102
или potmos (“участь”, “жребий”, “несчастье” “смерть”); в латыни - fortuna (“случай”, “удача”, “успех”, “счастье”) [1] и fatum (“рок”, “неизбежность”, “неотвратимое несчастье”, “гибель”, “смерть”) [2]; в русском - “счастье” [3] и “рок”, “судьба” [4] и “участь” [5], “доля” [6] и “недоля”. Нет нужды говорить, что это различие распространяется и на заимствования из классических языков в языках новоевропейских. Из приведенного попарного списка терминов явствует также связь идей счастливой судьбы и случайности и, наоборот, несчастливой судьбы и необходимости.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История этических учений"
Книги похожие на "История этических учений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторов Коллектив - История этических учений"
Отзывы читателей о книге "История этических учений", комментарии и мнения людей о произведении.