» » » » Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки


Авторские права

Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки

Здесь можно купить и скачать "Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки
Рейтинг:
Название:
Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2393-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Описание и краткое содержание "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлено теоретико-методологическое обоснование развития интеллектуальных способностей подростков в современных условиях спортивной деятельности и организационные аспекты оптимизации интеллектуальной подготовки юных спортсменов на этапах начальной и углубленной спортивной специализации.

Монография адресована широкому кругу специалистов, ученых и практиков, работающих в сфере детско-юношеского спорта и осуществляющих комплексное обеспечение подготовки спортивного резерва, а также студентам профильных вузов, изучающим курсы «Психология физического воспитания и спорта», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Психолого-педагогическое мастерство тренера» и другие профильные дисциплины.






– взаимосвязи мотивационного и когнитивного компонентов интеллектуальной готовности (личностно-деятельностный подход): И. И. Портнягин (2000), Н. В. Глазырина (2003), М. Н. Фирсов (2006);

– взаимосвязи когнитивного и личностного развития (сопоставительный подход): Г. М. Юшкова (2001), Е. А. Пархоменко (2002), М. Б. Позина (2009);

– взаимосвязи когнитивного и эмоционально-волевого компонентов деятельности (личностно-деятельностный подход): Л. Ф. Мальгина (2009);

– раскрытия формы, содержания и требований деятельности к личности (процессуально-деятельностный подход): В. В. Чешихина (1996), Б. П. Яковлев (2000), Г. И. Савенков (2006);

– продукта целенаправленного обучения (результативный подход): Н. В. Рыженкова (2007), Г. И. Савенков, Л. К. Серова, В. Л. Марищук, И. Ш. Тучашвили;

– формирования совокупности элементарных процессов обработки информации (информационный подход): Л. Н. Акулова, Н. Н. Воскресенская, Г. К. Варлачев, С. Э. Воронин, Л. Б. Мануковская, Н. И. Пономарев, А. В. Седов, С. С. Филиппов;

– системы разноуровневых познавательных процессов и когнитивных стилей (структурно-уровневый подход): А. Г. Бармин (2001), М. А. Тесля (2005), Н. В. Жбанкова (2006);

– взаимосвязи структурных и качественных характеристик интеллекта (структурно-функциональный подход): Е. В. Федотова (2001), Л. Н. Вахрушева (2011);

– раскрытия особенностей саморегуляции (регуляционный, факторно-аналитический подходы): Л. Л. Терстоун, С. Барт, Т В. Корнилова (1999), В. В. Курунов (2008);

– сформированности структур интегральной индивидуальности (системный и интегративный подходы): Л. И. Лоскутова (2010).

Данное многообразие подходов к раскрытию процесса развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена и факторов, оказывающих непосредственное влияние на качество его интеллектуальной активности, инициирует необходимость рассмотреть вопросы взаимодействия компонентов интеллекта, выявить наиболее значимые из них на этапах начальной и углубленной спортивной специализации с учетом возрастного развития подростка. При этом значимость приобретают такие стороны интеллектуальной готовности к осуществлению деятельности, как ценностно-смысловая, информационная, мотивационная, когнитивная, операционально-деятельностная, эмоционально-волевая, регулятивная.

В основу учебно-тренировочной и соревновательной успешности юного спортсмена заложены процессуальные и результативные параметры проявленных интеллектуальных способностей, обеспечивающих адекватность решения текущих и перспективных интеллектуальных задач спортивной деятельности, экстремальный характер которой усиливает весомость факторов информационной компетентности, перманентной мотивации достижения высоких спортивных результатов, направленности личности на сознательное развитие комплекса двигательных и психических способностей на фоне субъективных переживаний побед и поражений – помеховлияний, требующих от личности высокого уровня волевой регуляции деятельности, направленной на оптимизацию ее операциональных параметров: скорости приема и переработки информации, оперативности мыслительных действий и избираемых интеллектуальных стилей в условиях взаимодействия и противодействия субъектов. Интеллектуальные способности юных спортсменов проявляются прежде всего в результативных, креативных, процессуальных и индивидуально-своеобразных свойствах и характеристиках интеллектуально опосредованной деятельности (в конвергентных, дивергентных способностях, обучаемости, в степени овладения познавательными стилями (и их вариативности), социальным контекстом их реализации). Очевидно, что процесс развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена опосредован биологическим и социальным аспектами. Каковым бы ни был социальный заказ и запрос общества на качество спортивной деятельности, он обусловлен и в некотором смысле лимитирован биологическими факторами – особенностями функционального и психического развития, созреванием и развитием психических функций и функциональных систем организма.

При рассмотрении интеллекта юного спортсмена в аспекте текущей готовности к его проявлению большее значение приобретают биологические природные факторы, и, как результат, в практике спортивной подготовки содержание спортивного отбора ориентировано на предпочтение юных спортсменов, имеющих более высокие показатели сложной двигательной реакции, оперативного мышления, скорости принятия решения. Если же интеллект представлен в аспекте его развития, то данный вопрос рассматривается с позиции возможной компенсации и развития значимых интеллектуальных способностей.

Очевидно, что спортивное совершенствование подростка проистекает на фоне взаимодействия образовательных учреждений общей и дополнительной спортивной направленности и подчинено стратегии и организационным условиям развития данных учреждений. Рассматривая процесс развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена, чрезвычайно важно ответить на вопросы: какую роль в системе общего и дополнительного образования подростка-спортсмена играет развитие интеллекта и его определенных видов? Насколько применимы и как реализуются в спортивной, учебной и последующей профессиональной деятельности различные виды интеллекта? Насколько значимо для личности подростка то, что стремятся воспитать и развить тренер и педагог?

В представленной монографии рассмотрены организационные и научно-методологические предпосылки, раскрывающие сущность развития интеллектуальных способностей подростка в современных условиях спортивной деятельности.

Результаты исследований, представленных в монографии, получены автором в результате научно-исследовательской деятельности на научно-образовательных площадках МПГУ, в детско-юношеских спортивных школах и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва.

Выражаем благодарность педагогическим коллективам образовательных организаций Москомспорта ГБОУ Центру образования «Чертаново», ГБОУ Центру образования «Самбо-70», ГБОУ СПО КФКС «Спарта» за возможность организации и проведения экспериментальных исследований: директору и заместителю директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ ЦО «Чертаново» Сабитову Шамилю Яруковичу и Федоровой Ладе Викторовне; директору, заместителю директора по учебной работе и психологу ГБОУ ЦО «Самбо-70» Бойченко Ирине Афанасьевне, Луговских Тамаре Николаевне, Жигулиной Марине Ивановне и директору общеобразовательной школы ГБОУ СПО КФКС «Спарта» Камардиной Татьяне Ивановне и всем педагогам. Благодарим педагогические коллективы тренеров-преподавателей ДЮСШ № 1, № 2, № 3, № 51 Москомспорта, СДЮШОР ЦСКА, СДЮШОР «Трудовые резервы», СДЮШОР № 54 «Ориента», ФОК «Олимп».

Глава 1. Развитие интеллектуальных способностей подростка в системе образовательных учреждений спортивной направленности

1.1. Развитие интеллектуальных способностей подростка-спортсмена в контексте научных подходов и задач современного образования.

1.2. Ведущие психолого-педагогические категории, их взаимодействие и соподчиненность в процессе развития интеллектуальных способностей.

1.3. Структурная организация детско-юношеских образовательных учреждений спортивной направленности в России: организационно-управленческий аспект.

1.4. Концепции, принципы, цели и задачи учреждений дополнительного образования спортивной направленности.

1.1. Развитие интеллектуальных способностей подростка-спортсмена в контексте научных подходов и задач современного образования

Когда садовник садит деревцо,
Плод наперед известен садоводу.

И. Гете «Фауст»

Тенденции развития общего и дополнительного образования детей, подростков и учащейся молодежи ориентированы на формирование способностей к самореализации в социально значимых сферах деятельности: получении качественного общего образования, деятельном удовлетворении личных интересов в избранной сфере дополнительного образования (спортивного, творческого и других), проявлении способностей в социальных проектах.

При этом ведущими деятельностными характеристиками выступают: творческий подход, основанный на анализе имеющейся информации и овладению ею; определение цели и избрание целесообразных, адекватных средств и методов ее достижения; организация коллективного взаимодействия и многое другое.

Учебная и спортивная деятельность на современном этапе создают такие условия для подростка, которые инициируют личность к освоению разнообразных культурных и профессиональных знаний, умений, навыков и способностей к самостоятельной и творческой их реализации.

Современные преобразования, представленные в законодательном документе – федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), – на ступени общего образования обусловлены необходимостью понимания самим подростком обучения как процесса подготовки к реальной жизни. Изменилась система социального запроса, который требует от личности школьника: готовности к реализации активной жизненной позиции, успешного решения жизненных задач, умения сотрудничать и работать в группе, готовности к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда, активного решения проблем с целью выработки определенных достижений [23, 218, 279].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Книги похожие на "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Кузьменко

Галина Кузьменко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Отзывы читателей о книге "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.