» » » » Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки


Авторские права

Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки

Здесь можно купить и скачать "Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки
Рейтинг:
Название:
Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2393-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Описание и краткое содержание "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлено теоретико-методологическое обоснование развития интеллектуальных способностей подростков в современных условиях спортивной деятельности и организационные аспекты оптимизации интеллектуальной подготовки юных спортсменов на этапах начальной и углубленной спортивной специализации.

Монография адресована широкому кругу специалистов, ученых и практиков, работающих в сфере детско-юношеского спорта и осуществляющих комплексное обеспечение подготовки спортивного резерва, а также студентам профильных вузов, изучающим курсы «Психология физического воспитания и спорта», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Психолого-педагогическое мастерство тренера» и другие профильные дисциплины.






Культурологический подход в образовании построен на сохранении национальной самобытности представителей разных народов, выраженной в их культурном достоянии и ценностных ориентациях, истории народа как целостного культурно-цивилизационного процесса.

В современных условиях перед образованием стоит цель сохранения единства культурного пространства государства (региона) путем преемственности молодым поколением культурных смыслов бытия народа, выраженных в его духовных предпочтениях [120].

Задачи образования могут быть представлены: как «формирование толерантности в восприятии культуры иных народов и национальностей» (поскольку современный спорт – это пространство общения и взаимодействия с представителями различных культур); «патриотическое и нравственное воспитание, обращенное к идеальным установкам народа»; «становление культурных традиций спортивной команды»; «формирование способности к конструктивной совместной деятельности» и другие.

В условиях решения задач используются методы, позволяющие: приобщить подростка к высоким образцам, созданным в национальной культуре – языке, мифологии, литературе, науке, искусстве, философии, исторической и педагогической мысли, – пробуждающим чувство сопричастности к истории родного народа; воспитать позитивное отношение к культурному наследию народа как к предмету общей гордости; развить способности участников образования к духовному осмыслению и оценке родной культуры; сформировать национальное самосознание и другие.

В этом и заключается идея гуманитаризации образования как отбора и выстраивания его содержания, концентрации предметов вокруг культурологических вертикалей. Формируется содержательная глубина личности: от культурных знаний к смыслам деятельности.

В связи со сказанным, культурологический подход позволяет рассмотреть траекторию развития содержания интеллектуально опосредованного образовательного процесса в подготовке юных спортсменов. В интеллектуальной деятельности просматриваются два вектора, направленные: 1) по форме – на непосредственное развитие интеллектуальных способностей (развитие когнитивных функций и другие); 2) по содержанию – на формирование содержательного наполнения образовательного процесса, инициирующего и развивающего данные способности на материале (интер)национальной культуры, культуры межличностного общения и других [210].

Антропологический подход основан на реализации цели образовательного процесса: формирование личности до созревания в ней творческой индивидуальности без потери полноты ее целостной природы [251]. Рожденный личностью индивид должен стремиться к своему идеальному развитию – вырасти до человека, до индивидуальности. По мнению Э. А. Голубевой, развитие переживает следующие стадии: 1) индивид; 2) личность; 3) индивидуальность [79].

При этом процесс развития основан на принципе природосообразности образования, позволяющем учитывать не только индивидуальный исходный уровень развития способностей подростка, но и предпосылки к преимущественному развитию тех или иных интеллектуальных способностей, обеспечивающих формирование предпочитаемых способов интеллектуальной активности – когнитивных стилей деятельности. Вместе с тем опора на принцип природосообразности и сильные личностные и интеллектуальные качества подростка позволяет развивать иные, востребованные практикой спортивной деятельности, стили.

Задачи образования в антропологическом подходе связаны с его гуманизацией и представлены в следующих аспектах:

– развитие у участников образовательного процесса универсальных способностей к образному целостному мышлению в учебной (и/или спортивной) деятельности;

– совершенствование проявления когнитивных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и других) в различных условиях деятельности;

– совершенствование стилей деятельности;

– формирование направленности личности к интеллектуально опосредованной деятельности;

– соотнесение этапов образовательного процесса с закономерностями онтогенеза (постепенного созревания) человека в аспекте развития творческой индивидуальности.

Фактически данный подход позволяет выделить характер формулирования задач в развитии по уровням освоения и владения образовательным материалом: 1) ученический; 2) типовой; 3) эвристический; 4) творческий [107, с. 17]. В условиях спортивной деятельности интересны все уровни, поскольку они отражают разные этапы самоорганизации деятельности.

Антропологический подход позволяет рассмотреть развитие способностей в контексте чувств, переживаний, системы отношений, проявления мотивационно-потребностной сферы личности. Полнота ее природы проявляется в следующем: способность к мышлению связана с потребностью в истине и способностью отличать ее от лжи, способность к сопереживанию связана с потребностью в добре и способностью отличать его от зла, способность к созиданию связана с потребностью в красоте и способностью отличать ее от безобразного.

Образование с позиции антропологического подхода опирается на взаимодействие субъектов деятельности: в творческом коллективе, способном к самоуправлению; в условиях развития самодеятельности участников образовательного процесса (в так называемом свободном воспитании); в провозглашении педагогики сотрудничества и сотворчества; в применении метода философского диалога; в проявлении глубокого уважения к постепенно формирующейся у учеников тяге к самосовершенствованию и обретению индивидуальности. Перечисленные методы организации образовательной деятельности учащегося отражают основные принципы гуманной педагогики.

Онтологический подход позволяет определить основу, принципы, структуру и закономерности образовательной деятельности подростка. Данный подход выдвигает свою цель образования – создать основы ноосферного образования, сформировать у его участников планетарное мировоззрение, впервые заявленное в философии русского космизма (Н. Федоров, Э. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский, Л. Гумилев, Н. Моисеев, А. Субетто), где раскрывается космическое назначение человека [251].

Данная цель отражается в наборе специфических задач:

– благоговение перед жизнью, преодоление небратских отношений друг к другу людей, живущих на одной планете;

– воспитание экологического сознания;

– бережное отношение к своему здоровью как к чуду жизни, к красоте природы как к факту ее нерукотворной сути;

– ограничение излишних потребностей, ведущих к хищническому разорению ресурсов планеты.

Подросток развивается в деятельности, которая инициируется складывающейся системой отношений, включающей отношение к себе, к окружающим и к самой деятельности. Рассмотрение проблемы проявления и развития интеллектуальных способностей юного спортсмена с позиции онтологического подхода позволяет увидеть динамику взросления личности, содержательного ее наполнения, формирования собственных представлений о мире, выражающихся в мировоззренческих позициях и позволяющих сохранять психоэмоциональную устойчивость в вариативных условиях спортивной деятельности, в условиях сотрудничества и соперничества, взаимосодействия партнеров и противоборства соперников.

Данный подход к восприятию картины мира проявляется у подростка в условиях, когда личность сталкивается с двойственной ситуацией и осознает расхождение представлений с моделью поведения. Возникает ситуация выбора: эмоционального или ровного и сдержанного реагирования на ситуацию; импульсивной ответной реакции или осмысленного поведения с опорой на личную мировоззренческую позицию, характеризующую аспекты деятельности в категориях «понимаю», «знаю», «владею», «осуществляю». При этом мировоззрение и вера подростка выступают психологической опорой в выборе деятельностной позиции. Владимир Соловьев рассматривает веру как «более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании доказательной связи субъекта с объектом. Чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответствующая ей вера».

По мнению философа, «сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями». Вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира.

Построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира – это работа сознания субъекта, опирающегося в ней на механизмы познания, предвосхищения, каузальной атрибуции, вытеснения, рационализации, замещения и т. п. Чем пытливее ум человека, тем более сложными являются его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. Если же «вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще» [206].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Книги похожие на "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Кузьменко

Галина Кузьменко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Отзывы читателей о книге "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.