» » » » Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки


Авторские права

Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки

Здесь можно купить и скачать "Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки
Рейтинг:
Название:
Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2393-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Описание и краткое содержание "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлено теоретико-методологическое обоснование развития интеллектуальных способностей подростков в современных условиях спортивной деятельности и организационные аспекты оптимизации интеллектуальной подготовки юных спортсменов на этапах начальной и углубленной спортивной специализации.

Монография адресована широкому кругу специалистов, ученых и практиков, работающих в сфере детско-юношеского спорта и осуществляющих комплексное обеспечение подготовки спортивного резерва, а также студентам профильных вузов, изучающим курсы «Психология физического воспитания и спорта», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Психолого-педагогическое мастерство тренера» и другие профильные дисциплины.






По мнению Б. Ф. Ломова, системный подход предполагает несколько планов исследования [157]. Первый план требует выявить качественную определенность изучаемого объекта и его отношение к видородовой системе. В нашем исследовании важно выделить: сущность и содержание категории «интеллектуальные способности подростка-спортсмена», каковы их достижимые качественные характеристики и как они встраиваются и оптимизируют спортивную и другие виды личностно значимой деятельности субъекта исследования.

Второй план состоит в исследовании объекта как относительно-самостоятельной системы (представлено ниже).

Системный анализ организации исследования в области педагогики и психологии позволяет выделить несколько уровней. Рассмотрение интеллектуальных способностей подростка-спортсмена с позиции уровневой организации деятельности позволяет выделять их содержательные аспекты. Первый уровень – это исследование развития человека в системе общественных отношений. Нам интересен этот срез исследования тем, что интеллектуальные способности спортсмена проявляются в социальных условиях субъект-субъектного взаимодействия и спортивная деятельность, организуемая на верхних порогах проявления способностей, иногда – в экстремальных условиях – предъявляет сложную систему требований к компонентам интеллектуальной готовности, включающим составляющие социального интеллекта.

Значимым аспектом взаимодействия социума и личности является реализация интеллектуальных способностей последней в социальной деятельности, и интеллект подростка-спортсмена выступает важным фактором, влияющим на характер и специфику социального взаимодействия. Одной из психологических переменных, опосредующих это влияние, является механизм формирования самооценки. Формирование самооценки определяется взаимодействием когнитивных и аффективных механизмов, при этом уровень интеллектуального развития субъекта связан с особенностями когнитивных стратегий, применяемых при формировании как самооценки, так и непосредственных факторов соревновательной успешности, в ходе развития которых происходит эмоциональное подкрепление смыслов деятельности. Социальная и эмоциональная компетентность, проявляемая в адекватности организации деятельности подростка-спортсмена, интеллектуально обусловлена, определена нормами, правилами соревнования, социальным запросом к качественным характеристикам личности.

На втором уровне осуществляется исследование структуры личности (динамики ее потребностей и мотивов, способностей и субъективных отношений, механизмов регуляции деятельности и общения, поведения в целом). Рассматривая структуру интеллектуальных способностей, мы анализируем направленность личности, проявление волевых качеств в системе развития общекультурных компетенций и соревновательно значимых способностей подростка-спортсмена.

Третий уровень исследования предполагает рассмотрение интеллектуальных способностей в системе активности психических процессов: сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических, эмоциональных и других. В логике данного фрагмента исследования выявляются структурные компоненты интеллектуальных способностей, опирающиеся на психические функции, особенности выбора спортсменами спортивных специализаций, стилевые особенности организации деятельности и специфические факторы, условия и способы развития интеллектуальных способностей у подростков-спортсменов в различных видах спорта.

В нашем исследовании принцип системности проявляется в понимании интеллектуальных способностей подростка-спортсмена как многомерной иерархически организованной целостности, представляющей единство и взаимосвязь психических функций, когнитивных стилей, направленности личности, проявления волевых качеств в системе общественных отношений. Таким образом, «…системный анализ человеческой деятельности необходимо является также анализом поуровневым. Именно такой анализ и позволяет преодолеть противопоставление физиологического, психологического и социального, равно как и сведение одного к другому» [42, с. 84].

По мнению А. В. Родионова [230], ведущими принципами анализа взаимопроникновения психического и физического, на основе которых может строиться диагностика психофизического развития детей и подростков, является деятельностный подход; принцип единства сознания и деятельности; принцип развития (Д. Б. Эльконин, 1971; Л. С. Выготский, 1982; А. Н. Леонтьев, 1975; С. Л. Рубинштейн, 1992; Д. Д. Донской, 1996).

Деятельностный подход позволяет определить методологическое направление исследований, в основе которого должна быть представлена категория предметной деятельности как методологическая предпосылка исследования развития и становления личности в зависимости от конкретных условий ее деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).

Анализ видов спортивной деятельности, в которых реализуется подросток-спортсмен, целесообразно классифицировать:

– по компонентному составу (учебная, тренировочная, учебно-тренировочная, соревновательная, контролирующе-оценочная, организационная, коммуникативная, игровая и другая);

– по целевой направленности (на процесс и на результат деятельности);

– по вовлеченности субъектов деятельности (индивидуальная, командная, коллективная);

– по степени проявления мотивации (мотивированная, немотивированная);

– по особенностям предмета деятельности и характера двигательной активности;

– по характеру регуляции (произвольная, непроизвольная) и другим.

Процесс развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена рассматривается с позиции спортивной деятельности, осуществляемой в различных видах спорта и характеризующейся определенными особенностями, принципами, условиями, нормами.

Результаты педагогических исследований показали, что продуктивность интеллектуальной деятельности в тренировочном и соревновательном процессе, кроме других факторов, зависит от интеллектуального стиля. На наш взгляд, качество конкретной деятельности можно повысить, обучая индивида оптимальной стратегии ее выполнения. В работе М. К. Акимовой (1999) выделено два подхода к пониманию продуктивности индивидуального стиля деятельности. Если его продуктивность детерминирована непосредственным влиянием синдрома проявления силы нервной системы, то из-за малой изменяемости последней могут обнаружиться пределы достижения интеллектуальной успешности у некоторых индивидов. Если же компоненты индивидуального стиля деятельности рассматривать с позиции развития стилевой гибкости, то тренируемость отдельных способностей позволяет оптимизировать деятельность. Исследования О. В. Соловьевой подтверждают, что развитие познавательных способностей выступает в неразрывном единстве биологического и социального или наследственного и средового [254].

Применение аксиологического подхода в рассмотрении проблемы развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена позволяет нам соотнести аксиологическую характеристику личности как субъекта ценностных отношений с результатами рассматриваемой самодеятельности ребенка. В процессе исследования должна быть представлена обобщенная характеристика «ценности» и такие аксиологические категории, как значение интеллекта, смысл развития интеллектуальных способностей для подростка-спортсмена, оценка и самооценка данных способностей, потребность в их совершенствовании, мотивация к развитию социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена, ценностные ориентации и отношения. Научные исследования К. А. Абульхановой-Славской, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, М. Я. Виленского, Н. Х. Хакунова, Л. И. Лубышевой, В. И. Столярова, В. К. Бальсевича, Н. А. Фоминой позволяют рассмотреть развитие интеллекта спортсмена с позиции социальной и индивидуальной ценности.

Культурологический подход, используемый в нашем исследовании, раскрывает особенности развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена и способствует нахождению соответствия между культурным потенциалом спортивной деятельности и динамикой культурных запросов личности подростка-спортсмена. Теоретические и методологические положения М. В. Богуславского, А. П. Валицкой, Г. Ф. Карповой, И. А. Колесниковой (1999), З. И. Равкина (1995), Н. М. Шеховской, Е. Н. Шиянова (1995) позволяют соотнести категории «интеллектуальное развитие личности подростка-спортсмена» в системах «культуры личности» и «культуры деятельности».

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования и практики организации спортивной деятельности подростка в образовательных учреждениях спортивной направленности выявил следующие методологические противоречия:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Книги похожие на "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Кузьменко

Галина Кузьменко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Отзывы читателей о книге "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.