» » » » Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки


Авторские права

Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки

Здесь можно купить и скачать "Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки
Рейтинг:
Название:
Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2393-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Описание и краткое содержание "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлено теоретико-методологическое обоснование развития интеллектуальных способностей подростков в современных условиях спортивной деятельности и организационные аспекты оптимизации интеллектуальной подготовки юных спортсменов на этапах начальной и углубленной спортивной специализации.

Монография адресована широкому кругу специалистов, ученых и практиков, работающих в сфере детско-юношеского спорта и осуществляющих комплексное обеспечение подготовки спортивного резерва, а также студентам профильных вузов, изучающим курсы «Психология физического воспитания и спорта», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Психолого-педагогическое мастерство тренера» и другие профильные дисциплины.






Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования и практики организации спортивной деятельности подростка в образовательных учреждениях спортивной направленности выявил следующие методологические противоречия:

– между понятиями «интеллект», «интеллектуальные способности» и структурно-содержательными компонентами интеллектуальных способностей ребенка-спортсмена;

– между имеющимися различными моделями структуры интеллекта и необходимостью обоснования структурных компонентов интеллекта с позиции деятельности и личности;

– между запросом социума на интеллектуально подготовленного спортсмена и отсутствием стратегии развития интеллектуальных способностей, детерминирующих результаты всех видов спортивной деятельности.

С учетом указанных противоречий назрела необходимость разработки концептуальных положений и модели процесса интеллектуального развития личности ребенка в процессе спортивной деятельности, отличающихся от традиционных подходов.

Выявление противоречий позволило сформулировать проблему исследования в логике: рассмотрения проблемы структуры и генерального фактора интеллекта; проблемы механизмов средовой детерминации интеллектуальных способностей ребенка в спортивной деятельности; проблемы реализации интеллектуального потенциала в реальных жизненных и спортивных достижениях личности. Таким образом, проблемой нашего исследования является разработка концепции интеллектуальной подготовки подростков-спортсменов в различных видах спорта.

Опираясь на данные исследований Н. А. Бернштейна (1977, 1991), Е. К. Аганянца (1991), можно выделить влияние высокого психофизического и психомоторного статуса, который является «базой оптимальной организации и управления произвольными движениями» спортсменов. Анализ учебно-тренировочной деятельности подростка-спортсмена показывает, что в тренировке спортсмен постоянно закрепляет стереотип двигательной деятельности на заведомо заниженном уровне психической нагрузки, тогда как в условиях соревнования этот уровень может превысить оптимальные и даже предельные возможности спортсмена. Таким образом, режимы осуществления интеллектуально обусловленной деятельности в ходе тренировочного процесса и собственно соревнования не совпадают, в связи с этим важно выделять особенности организации видов деятельности, характер и специфику проявления компонентов интеллектуальных способностей, учитывая стилевую организацию как отдельных психических процессов, так и целостной деятельности.

Системообразующим фактором в изучении процесса развития интеллектуальных способностей подростка в различных видах спорта выступает соревновательная и личностная успешность как результативные компоненты самореализации личности. Таким образом, критерии процесса самореализации выступают в качестве как процесса, так и конечного результата в ходе развития на конкретных этапах спортивной подготовки.

Целью проводимого исследования является выявление структуры интеллектуальных способностей, главных факторов, тенденций, условий и способов их развития у подростков-спортсменов в различных видах спорта.

Логическую структуру научного исследования о развитии интеллектуальных способностей подростка в спортивной деятельности целесообразно обозначить следующими научнопедагогическими позициями. Рассмотрение проблемы развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена в спортивной деятельности опирается на определение субъекта исследования. В нашем исследовании субъектами деятельности, активно преобразующими процесс развития интеллектуальных способностей подростков-спортсменов, являются: тренер-преподаватель, сам спортсмен, спортивный коллектив (группа спортсменов), родители юного спортсмена.

Объектом нашего исследования является процесс спортивной подготовки в различных видах спорта и его специфические характеристики, оказывающие влияние на интеллектуальное развитие подростка. В данном случае процесс интеллектуальной подготовки в различных видах спорта с учетом особенностей деятельности рассматривается в отношениях к системам более высокого уровня, как элемент макроструктуры, в которую он объективно включен, то есть в процесс спортивной подготовки подростка.

Предметом исследования являются структура и содержание интеллектуальных способностей подростка-спортсмена в различных видах спорта, обусловливающих эффективное осуществление различных видов спортивной деятельности, методология и технология их развития.

Сущность методических принципов развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена заключается в следующем:

– интеллектуальные способности подростка-спортсмена проявляются и развиваются в различных видах деятельности: учебной, тренировочной, игровой, организационной, контролирующе-оценочной, рефлексивной, коммуникативной, рекреационно-восстановительной, соревновательной, при этом соревновательная деятельность является смыслообразующей;

– на каждом этапе спортивной подготовки происходит развитие определяющих компонентов интеллектуальных способностей подростка в названных видах спортивной деятельности с совершенствованием процессуальных характеристик в логике операциональной готовности;

– научение интеллектуальным операциям и действиям осуществляется с учетом пространственно-временных характеристик соревновательной деятельности в конкретной группе видов спорта;

– выполнение интеллектуальных действий в соревновательной деятельности подростков в различных видах спорта осуществляется с постоянным преодолением непосредственного и опосредованного сопротивления противника в жестком физическом, физическом и условном физическом контактах, лимитировано во времени и пространстве, тогда как развитие интеллектуальных способностей на современном этапе ведется без учета действий противника и других внешних и внутренних помеховлияний;

– развитие интеллектуальных способностей подростков-спортсменов детерминировано особенностями ведущей спортивной деятельности;

– алгоритм интеллектуальной деятельности (действия, операции) заключается: в восприятии интеллектуальной задачи – определении смысла деятельности – определении условий деятельности – поиске эффективных способов деятельности – рефлексии – конструктивном совершенствовании способа деятельности – осуществлении деятельности;

– контроль проявления рефлексивных способностей у спортсменов с заниженной самооценкой и комплексом «успешного спортсмена» до момента действия (проявление рефлексивных способностей не должно подавлять самого процесса деятельности); первичная оценка наличных форм, средств, методов, путей достижения цели должна носить исключительно аналитический характер, не понижающий самооценку спортсмена; самооценка заключается не в оценке личности, а в оценке деятельности (состоящей из действий) конкретной личности;

– развитие интеллектуальных способностей подростков-спортсменов осуществляется в индивидуальной, групповой, командной (ролевой, последовательной, параллельной) интеллектуальной деятельности;

– развитие интеллектуальных способностей спортсменов осуществляется с учетом тактики конфликтного взаимодействия;

– интеллектуально подготовленный спортсмен должен владеть специфическими приемами деятельности с учетом вида спорта: а) в условиях непосредственного противоборства в жестком физическом контакте с учетом совместно-взаимосвязанных и совместно-индивидуальных действий; б) в условиях физического контакта с учетом совместно-взаимосвязанных и совместно-индивидуальных действий; в) в условиях отсутствия физического контакта с учетом совместно-взаимосвязанных и совместно-индивидуальных действий.

Выбор форм, средств и методов развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена опирается на рассмотрение проблемы с двух позиций: 1) исходного состояния интеллектуальной сферы в перспективе эффективного осуществления спортивной деятельности; 2) процессуальных характеристик организации интеллектуально обоснованной спортивной деятельности. Как состояние, так и процесс обусловлены структурно-компонентной представленностью факторов интеллекта в специфических видах спортивной деятельности.

В процессе оценки состояния как компонента интеллектуальной (мотивационной, информационной, операциональной) готовности подростка-спортсмена имеет смысл рассмотреть: особенности психофизиологического состояния, специфику осуществления когнитивных процессов; направленность личности; уровень практического, эмоционального и социального интеллекта. В этом смысле важно учитывать социальную обусловленность развития интеллекта (психологическую атмосферу в коллективе, отношения в системах: «тренер – спортсмен», «спортсмен – спортсмен», «ребенок (спортсмен) – родитель»).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Книги похожие на "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Кузьменко

Галина Кузьменко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Кузьменко - Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки"

Отзывы читателей о книге "Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.