» » » » Леонид Ляшенко - История России. XIX век. 8 класс


Авторские права

Леонид Ляшенко - История России. XIX век. 8 класс

Здесь можно купить и скачать "Леонид Ляшенко - История России. XIX век. 8 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Ляшенко - История России. XIX век. 8 класс
Рейтинг:
Название:
История России. XIX век. 8 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-358-12635-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История России. XIX век. 8 класс"

Описание и краткое содержание "История России. XIX век. 8 класс" читать бесплатно онлайн.



Учебник предназначен для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений. Содержит обширный фактический и теоретический материал по истории России XIX в., яркие характеристики исторических деятелей, сведения о повседневной жизни людей. Создан с учетом современных научных представлений.

Тщательно разработанный методический аппарат включает фрагменты источников и исследований, вопросы и задания различного уровня сложности, темы для дискуссий, справочные материалы.

Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень.






Давайте посмотрим, как удалось России пройти между рифами политических и социально-экономических проблем, что сделало нашу новейшую историю именно такой, какой она была. Живая связь поколений – один из важнейших законов истории. Будем помнить об этом.

Глава первая

ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА АЛЕКСАНДРА I

§ 1. ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА АЛЕКСАНДРА I

НОВЫЙ ИМПЕРАТОР. Александр I вступил на престол в результате дворцового переворота и убийства заговорщиками его отца, императора Павла I. В понятиях своего просвещенного времени он был идеальным монархом. Император получил прекрасное образование, его воспитателем был разделявший умеренные республиканские взгляды швейцарец Ф. Лагарп. Поклонник идей Просвещения, Александр I с брезгливостью европейца относился к крепостному праву, грубому деспотизму, унизительной лести царедворцев. Став императором, он избегал поспешных, непонятных обществу действий, которыми столь несчастливо отличался его отец.

Убийство Павла I страшным грехом тяготило душу нового монарха. К тому же Александра неприятно поразила та легкость, с которой было совершено убийство. События 11 марта 1801 г. показали ему, в какой страшной зависимости от своего ближайшего окружения находится правитель. Его и без того непростой характер изменился. Современники говорили о лицемерии, актерстве, неискренности царя. Если и так, то вряд ли эти качества были врожденными. Их сформировала ситуация, в которой наследник престола находился с детства.

Большую часть времени он, отнятый у родителей бабкой, Екатериной II, проводил в Зимнем дворце. Здесь он слышал насмешки над отцом, гатчинскими порядками, участвовал в достаточно вольных разговорах и рискованных развлечениях. Бывая в родительском доме, в Гатчине, ребенок слышал, как ругали бабку и ее фаворитов, мечтали о воцарении Павла Петровича. Еще были занятия с Ф. Лагарпом, разговоры о европейском Просвещении, политических порядках, культуре. И везде юный Александр должен был «соответствовать» ожиданиям взрослых.

Глубоких убеждений у него не выработалось. Зато он умел актерствовать, внешне заинтересованно поддерживать разговор на любую тему, поддакивать словам собеседников. В каком-то смысле это умение оказалось полезным будущему императору, которому «по долгу службы» пришлось общаться с Наполеоном и К. Меттернихом, М. М. Сперанским и А. А. Аракчеевым, министрами и лакеями.

Александр I (1777 – 1825)

Взгляды Александра I были не вполне обычны для самодержца. С одной стороны, он искренне желал ввести в России представительное правление, даровать ей конституцию, твердо надеялся на то, что ему удастся отменить крепостное право. С другой – он рассчитывал решить все проблемы без участия общества, силами не ограниченной ничем власти. Кто-то из хорошо знавших императора заметил: «Он готов провозгласить республику, лишь бы все по-прежнему выполняли его волю». Актерство Александра I, нечеткость его программы, неустойчивость позиций (стоит ли удивляться!) отталкивали от него возможных сторонников. Да и сам он, не будучи твердо уверен в возможностях и желаниях, легко расставался с умными и верными ему людьми, сначала с П. А. Строгановым и А. А. Чарторыйским, а затем и с М. М. Сперанским.

Говорили, что судьба России императору безразлична. Это не так. Россию он любил, жалел, но плохо знал. Ненавидел царь Петербург: после убийства отца ему всюду мерещились заговоры, интриги, опасности. В столице он ощущал неусыпный контроль министров и гвардейского командования. Гораздо увереннее Александр чувствовал себя в Европе, где в корне пресекал любые попытки давления.

Александр I был красив, умен, молод, легко очаровывал людей. В то же время он отличался подозрительностью, тщеславием, приверженностью к самовластию. К судьбам даже близких ему людей монарх был равнодушен.

НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ. Всеобщий восторг, охвативший Петербург в дни восшествия на престол Александра I, усилился благодаря первым мероприятиям нового императора. Он вернул из ссылки всех, кто потерпел при Павле I, возвратил милость попавшим в опалу, отменил запрет на выезд подданных за границу, на ношение европейской одежды. Но следующий шаг императора вызвал тревогу. Не собираясь опираться ни на екатерининских «орлов», ни на павловских гатчинцев, монарх попытался собрать собственную «команду», чтобы с ее помощью наметить план будущих преобразований. Уже в 1801 г. Александр вызвал в столицу близких друзей своей юности, которые вошли в Негласный комитет, образованный в том же году.

В системе государственных органов Негласный комитет не занимал определенного места, но его вес в политической жизни был весьма значителен. В кружок вошли А. А. Чарторыйский, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев и В. П. Кочубей. Каждый из них по-своему интересен и значителен. Адам Чарторыйский – блестяще образованный польский магнат, участник восстания Т. Костюшко, прекрасный знаток политики и политических наук. Павел Александрович Строганов в молодости участвовал в событиях Французской революции, горячий сторонник конституционной формы правления и отмены крепостного права. Николая Николаевича Новосильцева и Виктора Павловича Кочубея считают способными чиновниками, которые придерживались передовых взглядов и уверенно чувствовали себя в дворцовых интригах.

Виктор Павлович Кочубей (1768 – 1834)

За полтора года напряженной работы Негласный комитет создал план основных преобразований и выявил сложности, связанные с их осуществлением. Вопросы об отмене крепостного права и введении в России конституционного правления обсуждались особенно горячо. Александр I не собирался пока идти дальше анализа сложившегося положения. «Молодые друзья» прекрасно понимали, что впятером они не смогут изменить государственный быт России.

Однако неверным было бы считать, что Негласный комитет не сделал ничего реального. В 1801 г. было разрешено покупать незаселенные земли лицам недворянского происхождения – решение, нарушившее монополию дворянства на владение землей. В 1803 г. вышел указ о «вольных хлебопашцах». Помещики получили право отпускать крестьян на волю с землей за выкуп по обоюдной договоренности. Указ не сделал крестьянский вопрос менее острым. «Вольными хлебопашцами» за 25 лет стало около 47 тысяч крепостных (менее 1 % от их общего числа). Неготовность помещиков к отмене или ограничению крепостного права, к преобразованиям в целом обнаружилась со всей очевидностью.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕФОРМ. Негласный комитет определил основные направления реформ. Теперь главными становились вопросы о том, как провести их в жизнь. Начало оказалось нелегким. Выбор у императора был ограничен. Он мог использовать силу самодержавного государства или ждать, готовя к преобразованиям общество, увеличивая выпуск газет и журналов, расширяя сеть средних и высших учебных заведений. В указанном направлении некоторые шаги были сделаны. В 1804 г. появился новый цензурный устав, для своего времени вполне либеральный. Открылись пять новых высших учебных заведений, два лицея, приравненные к высшим учебным заведениям, новые гимназии. Однако главный выбор император уже сделал. Главную силу будущих преобразований он видел в государственном аппарате. Во весь рост встал вопрос о его реорганизации.

М. М. СПЕРАНСКИЙ И РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Началом реорганизации системы государственного управления можно считать 1802 год, когда старые петровские коллегии были преобразованы в министерства. Сначала их было восемь, потом – одиннадцать.

В 1807 – 1808 гг. работа по переустройству государственного аппарата сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, где она шла под руководством М. М. Сперанского. Этот человек заслуживает того, чтобы поговорить о нем подробнее.

Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839)

Сын сельского священника, он готовился к духовной карьере. После окончания Петербургской духовной семинарии М. М. Сперанского за блестящие успехи оставили преподавать в ней. Обстоятельства сложились так, что ему пришлось перейти на гражданскую службу. В конце концов, он оказался в Министерстве внутренних дел. Министр В. П. Кочубей поручал ему составление самых ответственных бумаг.

Новый сотрудник вскоре обратил на себя внимание императора. С этого момента началось сказочное возвышение М. М. Сперанского. За четыре с половиной года он стал действительным статским советником, обладателем генеральского по Табели о рангах чина. Широкие знания, блестящие способности и изрядная доля везения, никогда не лишнего, объясняют его взлет. Александру I требовались талантливые чиновники, люди с идеями. Эпоха преобразований вообще делает возможной любую немыслимую карьеру. Удачное стечение обстоятельств и несомненный талант бюрократа (в лучшем смысле этого слова) сделали М. М. Сперанского доверенным лицом императора.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История России. XIX век. 8 класс"

Книги похожие на "История России. XIX век. 8 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Ляшенко

Леонид Ляшенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Ляшенко - История России. XIX век. 8 класс"

Отзывы читателей о книге "История России. XIX век. 8 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.