» » » » Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства


Авторские права

Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Издательство политической литературы, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства
Рейтинг:
Название:
Нищета доктрины потребительства
Издательство:
Издательство политической литературы
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нищета доктрины потребительства"

Описание и краткое содержание "Нищета доктрины потребительства" читать бесплатно онлайн.



Среди идеологических мифов, созданных буржуазными тео­ретиками и пропагандистами, определенное место занимает доктрина «общества массового потребления». Ее приверженцы не устают твердить о том, что экономика западного мира якобы целиком ориентирована на удовлетворение нужд и желаний мифического «среднего потребителя», что трудящиеся могут до­биться прочного благосостояния в рамках самой буржуазной системы. В брошюре, написанной журналистом-правдистом, разобла­чается теоретическая несостоятельность доктрины, показывается ее полное несоответствие реальной действительности, характери­зующейся классовой поляризацией и имущественным неравен­ством в буржуазном обществе, вскрываются цели проповедников «общества массового потребления». Брошюра рассчитана на массового читателя.  






Буржуазные теоретики всячески стараются замаски­ровать сущность «массовой культуры», ее разлагающее влияние и весьма своеобразно трактуют ее социальную функцию.

Профессор социологии Колумбийского университета Д. Белл в статье «Массовая культура и современное общество» и в работе «Америка как массовое общество» утверждает, что «массовая культура» — закономерный этап в развитии человеческой культуры вообще, по­рождение «технического века», культурологическое от­ветвление «массового», или «потребительского», обще­ства, к которому идут все страны в результате их тех­нического и экономического развития. «Понятие «куль­тура»,— пишет он,— означавшее когда-то моральную и интеллектуальную утонченность и высокий уровень развития искусств, со временем расширилось и стало означать общий кодекс поведения той или иной груп­пы людей или целого народа... В обществе, подвергаю­щемся быстрым изменениям, неизбежен разнобой в во­просах о нормах общественного поведения, вкусах и модах. В конце прошлого и начале нашего века общест­во взяло на себя задачу обучения поднимавшегося торгового класса «хорошим манерам» с помощью специ­альных книг по этикету. В настоящее время эта функ­ция перешла к массовым средствам связи: современ­ными «пособиями по этикету» являются кино, телеви­дение и реклама. Однако, в то время как реклама только стимулирует запросы, другие средства связи выполняют более деликатную роль в развитии новых общественных навыков. Они «развивают» народные вкусы, предоставляя затем целому ряду специальных организаций удовлетворение утончившихся вкусов... Хотя сначала эти перемены касаются лишь внешних сторон жизни — манер, моды, вкусов, питания, развле­чений, однако рано или поздно их влияние начинает ска­зываться и на таких основных факторах, как вопросы семейного авторитета и общественные ценности, фор­мулируемые условиями рабочей, семейной и религи­озной жизни. Тяга к культуре становится базисом, оп­ределяющим другие стороны жизни».

Далее Д. Белл говорит о «массовости» аудитории, об «общедоступности» искусства, о «массовом» рынке, о «специализированных» на джазе, фотографии, тан­цах учреждениях, о «революции» в кино, снова о «ре­волюции»— на сей раз в книгопечатании, имея в виду массовый переход к выпуску дешевых книг в мягких обложках и привлечение к их сбыту табачных, конди­терских и других магазинов.

Теория «массовой культуры», разрабатываемая Д. Беллом, является, по сути дела, приложением к кон­цепции «общества массового потребления». Приложе­нием и одновременно продолжением ее, поскольку ас­пекты духовной жизни «потребительского» общества не получили достаточной разработки в трудах У. Ростоу, Дж. Катоны, Р. Рюйе.

Теоретическая и фактическая несостоятельность концепции «массовой культуры» Д. Белла очевидна. Прежде всего грубо противоречит фактам тезис буржуазного теоретика о народности «массовой культуры». В действительности содержание ее насквозь буржуаз­но и ничего общего не имеет с подлинно народной куль­турой, служащей всестороннему развитию, духовному обогащению человека.

Ведущей силой буржуазной массовой культуры вна­чале выступала пресса, прозванная «желтой» и куль­тивировавшая скандальные сенсации, интерес к интим­ной жизни знаменитостей, доходчиво упрощенную, но тенденциозную подачу новостей. Затем особое значение приобрели радио и кинематограф. Именно кино было призвано уводить зрителей в вымышленный мир мело­драматических и романтических героев, нереальных мечтаний и надуманных проблем. В послевоенное вре­мя получили широкое распространение телевидение, комиксы, китчи и другие дешевые издания, что еще от­четливее выявило идейно-пропагандистские и коммер­ческие цели конвейерного производства духовной про­дукции в «обществе потребления».

Потребительская псевдокультура ограничивает соз­нание людей вещными интересами и мещанскими вку­сами, культивирует секс и насилие с целью подавления социально-общественной активности трудящихся, соз­дает идолов для подражания— «звезд» кино, театра, те­левидения, спорта и таким образом узурпирует свобод­ное время трудящихся. Вместо райского царства на не­бе, в которое теперь мало кто верит, «маскульт» сулит более реальное царство эрзацев счастья.

«Массовая культура» представляет собой пестрый конгломерат явлений. Она паразитирует на чем угодно, будь то шедевры подлинного искусства и литературы, комиксы или китчи, стриптиз или вульгарные эстрад­ные ревю, чисто развлекательные или антигуманисти­чески тенденциозные фильмы.

Характерным примером продукции «массовой куль­туры» могут служить фильмы-близнецы о Джеймсе Бон­де— агенте британской разведки. Публика, пресыщен­ная шпиономанией, как утверждает французский жур­налист Жан Ноли, охладела к агенту 007, образ которо­го более десяти лет назад создал актер Шон Коннери. На это были и политические причины. Романы И. Фле­минга, которые были положены в основу фильмов о Джеймсе Бонде — грозе для «агентов Востока», явля­лись порождением «холодной войны» и разделили ее судьбу. Буржуазному коммерческому кинематографу, перенасытившему экран насилием, пришлось срочно перестраиваться. Дельцы «маскульта» решили несколь­ко ослабить «черную струю» и дать зрителю побольше «розового оптимизма». Сегодняшний Джеймс Бонд (его роль исполняет актер Роджер Мур) перешел на более скромное амплуа. Он предстает уже не всемогущим су­перменом, а этаким жизнерадостным и приятным джентльменом. Более того, он теперь — гроза преступ­ников.

...Профессиональный убийца со зловещим именем Скараманга берет за каждое «мокрое дело» миллион долларов. Этот кровавый громила пользуется пистоле­том, стреляющим золотыми пулями. Но Скараманге не­долго осталось гулять по белу свету: его повсюду — в Бангкоке и Гонконге, Макао и Бейруте — по пятам пре­следует не кто иной, как непобедимый и неустрашимый Джеймс Бонд.

Фильм «Человек с золотым пистолетом», по словам французского кинопрокатчика С. Сирицкого, сделан «без кошмаров и чрезмерного эротизма, рассчитан на то, чтобы его смотрели все от мала до велика». «За исклю­чением продырявленных золотыми пулями лбов,— до­бавляет он,— в фильме нет ничего особенно жуткого. Даже на лицах трупов нет гримас страдания».

В остальном фильм сделан по многократно прове­ренным рецептам «маскульта»: приключения, эротика, экзотика. Очередной конвейер штампов заработал на полную мощь. По сообщению еженедельника «Пари- матч», картина «Человек с золотым пистолетом» поби­ла все рекорды кассовых сборов.

Разлагающее влияние чистогана охватило все виды буржуазного искусства. Могучая индустрия развлечений щедро оплачивает и «попствующих» художников, и со­здателей театральных безделушек, и творцов танцевально-песенных шлягеров. Причем эта индустрия не сводится только к «деланию денег»: она превращает искусство в важнейшее анестезирующее средство, ис­пользует его для наркотического одурманивания лю­дей.

Что же касается подлинного искусства, то и оно от­дано на откуп расчетливым бизнесменам, беспардонно паразитирующим на ценностях мирового значения. Чем иным, кроме как профанацией, можно назвать следую­щее.

...Солидный деловой человек рассматривает карти­ну Сезанна, которую держит в руках. На первом пла­не— его голубая рубашка, о модных особенностях ко­торой подробно рассказывает сопровождающий изобра­жение текст. О самой картине — ни слова. Спрашивает­ся: зачем здесь Сезанн? Как цветовое пятно или для того, чтобы подчеркнуть, что рубашки фирмы «Хетауэй» носят и интеллигентные люди, не чуждые на­стоящему искусству?

А что можно сказать о Бетховене, неистово дирижи­рующем стоя во весь рост на мчащейся вперед маши­не? Какие ассоциации рождаются у зрителей? Только подпись может прояснить замысел авторов, пытавших­ся связать быстрый темп музыки великого композито­ра с рекламой скорости машины новой марки.

Э. Жильсон в своей книге «Массовое общество и его культура» приводит поистине удручающие факты ис­пользования серьезной музыки нью-йоркским телеви­дением. Рекламе нового моющего средства предшеству­ют первые аккорды Девятой симфонии Бетховена, а Бах становится музыкальным фоном для кухни. Во время телепередачи с кладбища для животных пи­тона хоронили под звуки... «Ave verum corpus» Мо­царта.

В известном романе Р. Бредбери «451° по Фарен­гейту» автор устами одного из своих героев так объяс­няет причины, приведшие мир будущего на край ката­строфы: «...двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пере­сказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!.. Произведения классиков сокращаются до пятнадцати­минутной радиопередачи. Потом еще больше: одна ко­лонка текста, которую можно пробежать за две мину­ты... Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей...


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нищета доктрины потребительства"

Книги похожие на "Нищета доктрины потребительства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Жировов

Борис Жировов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства"

Отзывы читателей о книге "Нищета доктрины потребительства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.