» » » » Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства


Авторские права

Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Издательство политической литературы, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства
Рейтинг:
Название:
Нищета доктрины потребительства
Издательство:
Издательство политической литературы
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нищета доктрины потребительства"

Описание и краткое содержание "Нищета доктрины потребительства" читать бесплатно онлайн.



Среди идеологических мифов, созданных буржуазными тео­ретиками и пропагандистами, определенное место занимает доктрина «общества массового потребления». Ее приверженцы не устают твердить о том, что экономика западного мира якобы целиком ориентирована на удовлетворение нужд и желаний мифического «среднего потребителя», что трудящиеся могут до­биться прочного благосостояния в рамках самой буржуазной системы. В брошюре, написанной журналистом-правдистом, разобла­чается теоретическая несостоятельность доктрины, показывается ее полное несоответствие реальной действительности, характери­зующейся классовой поляризацией и имущественным неравен­ством в буржуазном обществе, вскрываются цели проповедников «общества массового потребления». Брошюра рассчитана на массового читателя.  






Первоначально концепция «общества массового по­требления» была выдвинута в работе У. Ростоу «Ста­дии экономического роста», вышедшей в 1960 г. В под­заголовке книга именуется как «некоммунистический манифест». Автор, задавшись целью «опровергнуть» марксистскую теорию общественного развития, соглас­но которой история человечества — это история ста­новления, развития и последовательной смены пяти общественно-экономических формаций, выдвигает свою классификацию этапов общественного развития. Она включает такие стадии: традиционное общество, период создания предварительных условий для сдвига, сдвиг, движение к зрелости и высокий уровень массо­вого потребления.

В стремлении опровергнуть марксизм теория «ста­дий роста» не является оригинальной. Она представляет собой одну из разновидностей апологии капитализма, выступающей в форме наукообразного антикомму­низма. «Конструируя свою поверхностную схему,— писал прогрессивный американский экономист Г. Люмер,— Ростоу просто подразделяет общественное раз­витие на две части: докапиталистическую и капитали­стическую. Появление капитализма открывает дверь для весьма ускоренного процесса роста и, таким обра­зом, ведет якобы к веку экономического изобилия и к реализации в рамках капитализма всех самых завет­ных устремлений человека».

У. Ростоу не жалеет красок, чтобы разрисовать со­временные страны государственно-монополистического капитализма, именуемые не иначе как «обществом вы­сокого уровня массового потребления», самыми яркими цветами радуги и скрыть присущие им пороки. Восхва­ление капитализма поднимается до наивысшей точки, когда речь идет о его цитадели — Соединенных Штатах Америки. Умиление Ростоу «американским образом жизни» поистине не знает границ.

Пятую стадию роста — период высокого уровня мас­сового потребления — Ростоу определяет как такой этап в развитии общества, когда центр внимания переключа­ется якобы с проблем производства на проблемы по­требления и услуг.

По его мнению, страны, которые находятся на стадии зрелости, для перехода к стадии высокого уровня по­требления располагают тремя путями, или, как он их еще называет, тремя возможными направлениями ис­пользования экономических ресурсов. К этим трем на­правлениям Ростоу относит подчинение общественных ресурсов целям внешней экспансии, создание «благо­денствующего государства» и развитие отраслей про­мышленности, производящих товары длительного поль­зования и обеспечивающих расширение различных ус­луг, т. е. создание «общества массового потребления».

Выбор направления, по Ростоу, определяется в за­висимости от природных ресурсов, характера политиче­ского руководства, культурных традиций страны и т. д. Так, например, немцы и японцы первоначально избрали первый путь, т. е. путь военной экспансии, а американ­цы сразу же решили выбрать третье направление — путь создания «общества массового потребления».

Сроки достижения этого «общества», как и сроки вступления в другие «стадии», для разных стран раз­личны. В США, как утверждает Ростоу, поворот к «эпо­хе высокого массового потребления» произошел уже в 1913—1914 гг., когда широкое распространение получи­ло конвейерное производство. А своего логического за­вершения эта «стадия» достигает в послевоенный пе­риод, когда в нее вступают Западная Европа и Япония.

Что же касается стран социализма, то они, по ут­верждению Ростоу, не смогут достичь «стадии высокого уровня потребления», пока в них сохраняется социали­стическая экономика. Возникает вопрос: каким же кри­терием руководствуется Ростоу, так произвольно трак­туя вопрос о движущих силах, формах и перспективах общественного развития? В книге «Стадии экономиче­ского роста» в качестве такого критерия преподносится совокупность некоторых технико-экономических дан­ных, например размеры капитала на душу населения, уровень развития техники, количество производимой продукции и т. д. Игнорирование Ростоу главной произ­водительной силы, какой являются трудящиеся массы, имеет под собой определенную политическую подопле­ку. Все дело в том, что признание решающей роли трудящихся в прогрессивном развитии общества означает также признание их творцами истории, а это несовме­стимо с классовой позицией буржуазного автора.

Ненаучность критерия Ростоу проявляется еще и в том, что, характеризуя развитие общества как переход от одной «стадии роста» к другой, он целиком упускает из поля зрения такую неотъемлемую сторону способа производства, как производственные отношения. Отри­цание им производственных отношений имеет свои со­циальные причины. Они заключаются в том, что Рос­тоу стремится опровергнуть тот факт, что эксплуатация человека человеком вытекает из частной собственности на средства производства и монополистической формы присвоения продуктов производства.

Игнорирование Ростоу производственных отношений порождено и методологическими мотивами. Не требу­ется особой проницательности, чтобы увидеть, что без отрицания производственных отношений он не сумел бы втиснуть исторический процесс в узкие рамки своей схемы.

История человеческого общества представляет со­бой историю последовательной смены пяти обществен­но-экономических формаций, отличающихся друг от друга прежде всего таким качественным критерием, как присущие им производственные отношения. Поэтому, чтобы создать свою «теорию стадий», не признающую каких-либо социально-экономических качественных различий между «стадиями», Ростоу потребовалось от­бросить этот критерий. В результате «стадии роста» ха­рактеризуются им главным образом лишь технико-экономическими показателями, а исторический процесс предстает как процесс перехода человечества от одной «стадии роста» к другой, обусловленный простым воз­растанием этих показателей.

Откровенно апологетический характер книги «Ста­дии экономического роста» принес ее автору громкую известность и выдвинул его в ряды ведущих буржуаз­ных идеологов. Уже на следующий год после ее изда­ния У. Ростоу был приглашен в Вашингтон и из неза­метного профессора истории экономики Массачусетского технологического института превратился в специаль­ного помощника президента США, а затем стал председателем Совета планирования политики при го­сударственном департаменте.

В 1971 г. выходит в свет новая книга Уолта Ростоу — «Политика и стадии роста», которую справедливо на­зывают вторым изданием предыдущего труда. Излагая свою несколько модернизированную «теорию стадий», автор оказался, по существу, на теоретическом рас­путье.

Еще в первой книге, сделав попытку заглянуть в будущее и определить, какая же «стадия» придет на смену «периоду высокого уровня массового потребле­ния», Ростоу сделал сногсшибательный вывод о том, что, по крайней мере, для Соединенных Штатов Аме­рики это будет стадия, основанная на... буме деторож­дения. Объясняя это положение, он ссылается на то, что после определенного периода существования стадии вы­сокого уровня потребления в США наблюдается умень­шение интереса людей к товарам длительного пользова­ния, в связи с чем они предпочитают иметь больше де­тей. Американцы, пишет Ростоу, родившись в период высокого уровня массового потребления, перестали це­нить рост реального дохода в обычной форме и возмеч­тали о больших семьях. Именно это,по его мнению, и позволяет думать, что шестая «стадия роста» в Соеди­ненных Штатах Америки будет связана с «бумом дето­рождения».

Однако эта «стадия роста» не получила дальнейшей разработки в трудах Ростоу. Впоследствии он стал име­новать ее поиском «качества жизни». Подобная транс­формация во взглядах буржуазного автора станет по­нятной, если принять во внимание, что в США вот уже в течение нескольких лет официально пропагандирует­ся идея отметить 200-летие основания Соединенных Штатов Америки под девизом «беспрерывного улучше­ния качества американского образа жизни».

В книге «Политика и стадии роста» Ростоу вынуж­ден признать несостоятельность теоретических изыска­ний в плане «качества жизни». Он меланхолически за­мечает: «Прошло десять лет, а мы знаем немного боль­ше, чем прежде, о проблемах этой дальнейшей стадии роста, которая может быть названа как поиск путей ка­чественного улучшения жизненных условий человека». Констатируя крах лозунга создания в США «великого общества», он говорит о многочисленных социальных противоречиях в развитии страны: росте преступности, упадке городов, загрязнении окружающей среды и т. д. Подобная откровенность говорит сама за себя. Если в названных выше работах У. Ростоу содер­жатся какие-то попытки обоснования «общества массо­вого потребления», то в трудах других активных его поборников даны разработки самой анатомии этого «об­щества».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нищета доктрины потребительства"

Книги похожие на "Нищета доктрины потребительства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Жировов

Борис Жировов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства"

Отзывы читателей о книге "Нищета доктрины потребительства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.