» » » » Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства


Авторские права

Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Издательство политической литературы, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства
Рейтинг:
Название:
Нищета доктрины потребительства
Издательство:
Издательство политической литературы
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нищета доктрины потребительства"

Описание и краткое содержание "Нищета доктрины потребительства" читать бесплатно онлайн.



Среди идеологических мифов, созданных буржуазными тео­ретиками и пропагандистами, определенное место занимает доктрина «общества массового потребления». Ее приверженцы не устают твердить о том, что экономика западного мира якобы целиком ориентирована на удовлетворение нужд и желаний мифического «среднего потребителя», что трудящиеся могут до­биться прочного благосостояния в рамках самой буржуазной системы. В брошюре, написанной журналистом-правдистом, разобла­чается теоретическая несостоятельность доктрины, показывается ее полное несоответствие реальной действительности, характери­зующейся классовой поляризацией и имущественным неравен­ством в буржуазном обществе, вскрываются цели проповедников «общества массового потребления». Брошюра рассчитана на массового читателя.  






В трудах поборников концепции «общества массово­го потребления» весьма часто говорится о потребностях людей, о том, что производство целиком ориентировано на их удовлетворение. Но потребности рассматриваются ими внеисторически, без связи с данным способом про­изводства, а лишь как проявление вкусов и привычек, желаний и устремлений человека. По поводу аналогич­ных изысканий Прудона, полагавшего, что потребление определяется мнениями людей, свободной волей потре­бителя, К. Маркс писал с нескрываемой иронией, что рабочий, покупая картофель, и содержанка, покупая кружева, вроде бы поступают согласно своему мнению. В действительности же их желания не плод случайных обстоятельств, а следствие различного положения в об­ществе, и это различие есть продукт организации обще­ства.

Вместе с тем приверженцы концепции потребления трактуют эту категорию крайне узко, понимая под ним лишь личное потребление. Однако известно, что потреб­ление подразделяется на личное и производственное. Последнее при капитализме осуществляют только ча­стные собственники, в силу чего нельзя ставить знак равенства между потреблением капиталистов и рабо­чих, говорить об однородной массе равноправных по­требителей. Производственное потребление, т. е. соеди­нение объективных и субъективных факторов произ­водства в процессе труда, обеспечивает капиталистам получение доходов и возможность осуществлять личное потребление и накопление капитала. Таким образом, само потребление капиталистов базируется на эксплуа­тации и одновременно является одним из условий экс­плуатации рабочей силы потребителей — трудящихся.

Но даже и с точки зрения личного потребления од­нородной массы «суверенных потребителей» в буржу­азном обществе не существует. Заработная плата тру­дящихся ограничивает круг потребляемых ими пред­метов лишь необходимыми жизненными средствами. Что же касается потребления капиталистов, то границы его намного шире, и вместе с тем оно включает такие материальные блага, которые просто недоступны чело­веку труда.

Концепция «общества массового потребления» опи­рается также и на ряд положений теоретиков «народ­ного капитализма», «государства всеобщего благоденст­вия» и «единого среднего класса». Так, основная идея доктрины «народного капитализма» — о «революции в доходах», как уже отмечалось выше, входит в качестве непременного постулата в рассматриваемую концеп­цию. Для ее обоснования используется главный тезис и другой апологетической теории — о благоденствующей роли современного буржуазного государства, заменив­шей будто бы его былую роль «ночного сторожа». Из концепции «единого среднего класса» теоретики «обще­ства потребления» заимствуют тезис о стирании граней между собственниками и пролетариями, поскольку яко­бы последние сами становятся обладателями средств производства.

Итак, для концепции «общества массового потребле­ния» характерны эклектизм, смешение различных идей и взглядов, почерпнутых из арсенала буржуазной тео­ретической мысли. Ее теоретические основы настолько уязвимы, что некоторые наиболее трезвые представи­тели буржуазной науки не могут не сомневаться в их истинности и возможности их воплощения на прак­тике.

Так, Дж. Гэлбрейт, профессор экономики Гарвардского университета, известный политический деятель США, высказывавший в ряде своих работ мысли, во многом аналогичные идеям Р. Ростоу, Дж. Катоны и других авторов потребительской концепции, впоследствии подверг резкой критике ее основополагающие прин­ципы, и в частности тезис о «всемогуществе потребите­ля». Он справедливо считает, что поведение потребите­ля в буржуазном обществе направляется и контролиру­ется мощным рекламным аппаратом монополий, кото­рые зачастую заинтересованы в создании фиктивных потребностей. Далее, Гэлбрейт обратил внимание на по­разительное несоответствие между огромным потоком товаров, производимых в США для частного потребле­ния, и совершенно недостаточным развитием сферы об­щественных услуг — образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Более того, он даже усом­нился в эффективности самой экономической системы капитализма, не способной удовлетворять социальные потребности общества.

В книге «Новое индустриальное общество», после выхода которой Гэлбрейта объявили «красным», он пи­сал: «Такие услуги государства, как забота о больных и престарелых, о физически или психически неполно­ценных людях, услуги системы здравоохранения в целом, создание парков и зон отдыха... оказание помощи людям, впавшим в нищету, и многие другие услуги не имеют для индустриальной системы (читай: для совре­менного развитого капитализма. Б. Ж.) особого значе­ния. И когда дело доходит до финансирования, эти услуги вступают в соперничество с потребностями, порожденными властным контролем индустриальной системы над поведением потребителя».

В условиях нынешних экономических потрясений, до крайности обостривших проблемы безработицы, спада производства, инфляции в странах капитала, крити­ческие голоса в адрес потребительских концепций ста­новятся все громче и резче. Буржуазные идеологи от­крыто говорят о глубоком кризисе «общества потребле­ния», пытаясь при этом скрыть состояние общего кри­зиса, в котором находится капиталистическая система. Вина за все социальные язвы перекладывается на яко­бы чрезмерное развитие науки и техники, а также на ограниченность природных ресурсов.

С этих позиций, например, выступают члены так на­зываемого Римского клуба — объединения буржуазных ученых разных стран, материально поддерживаемых крупнейшими монополистическими концернами. Веду­щую роль в его исследованиях взяли на себя ученые одного из крупнейших научных центров — Массачусетского технологического института. Ими была выдвинута концепция «нулевого роста», основные положения ко­торой изложены в книгах Дж. Форрестера «Динамика мира» и Д. Медоуза «Пределы роста». Буржуазные тео­ретики ратуют за отказ от экономического роста, за необходимость предпринимать меры к сохранению достигнутого состояния. Только таким образом якобы можно избежать отрицательных последствий современ­ного экономического развития в будущем.

Поддерживая эту идею, западногерманский эконо­мист Э. Кюнг в статье со знаменательным названием «Кризис общества потребления и необходимость новой ориентации при определении границ экономического роста» предлагает установить нулевой темп экономиче­ского развития. Он мотивирует свое предложение, во-первых, ограниченностью и уничтожением природных ресурсов и, во-вторых, тем, что удовлетворение материальных потребностей людей не делает их счастливее.

Концепция «общества потребления», которая рисует рай на земле в виде гигантского универсального мага­зина, супермаркета, завела многие страны Запада, по словам этого автора, в тупик. Его место должно занять «общество благоденствия», характеризующееся ста­бильностью существования, здоровьем, удовлетворен­ностью от избранной профессии, свободой и т. п. Но для достижения подобного идеала необходимо ослабить темпы экономического роста, приглушить стимулы к по­вышению производительности труда и разработать ме­тоды безболезненного перехода к нулевому циклу эко­номического развития.

Перед нами реакционная утопия, противоречащая объективным законам экономического развития, фак­там реальной жизни. Прежде всего несостоятельна одна из основных посылок этой теории: «общество по­требления» ликвидировало бедность и сделало всех сво­их граждан материально обеспеченными людьми. Под­робнее о том, насколько лжива эта посылка, речь пой­дет ниже. Здесь же уместно напомнить и о тех сотнях миллионов людей во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки, которые попросту голодают. И в это время являются «пророки» типа Э. Кюнга, которые твердят: не в материальном достатке счастье, давайте еще потуже затянем пояса и откажемся от всякого рос­та экономики. О каком же «благоденствии» кликушест­вуют Кюнг и ему подобные? Очевидно, о благоденст­вии для избранных, для монополистической верхушки буржуазного общества.

Классовый характер концепции «общества массового потребления» очевиден. Идеологи монополистического капитала стремятся с ее помощью обеспечить социаль­ный мир в буржуазном обществе, разрекламировать его фасад и попытаться навязать трудящимся свой стерео­тип жизненных целей. Вместе с тем она преследует и определенные экономические цели, направленные на укрепление положения монополий. В восходящей фазе капиталистического цикла «суверенным потребителям» предлагается покупать больше, чтобы производить еще больше. В условиях спада производства, безработицы и инфляции адепты капитализма мгновенно перестраива­ются. Теперь они с не меньшим рвением рекламируют идеи «антипотребления». В правоте сказанного нетруд­но убедиться, если познакомиться поближе с так назы­ваемым «обществом массового потребления», которое буржуазные средства информации под барабанный бой рекламы без устали превозносят как «величайшее от­крытие после изобретения колеса».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нищета доктрины потребительства"

Книги похожие на "Нищета доктрины потребительства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Жировов

Борис Жировов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства"

Отзывы читателей о книге "Нищета доктрины потребительства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.