» » » » Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства


Авторские права

Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Издательство политической литературы, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства
Рейтинг:
Название:
Нищета доктрины потребительства
Издательство:
Издательство политической литературы
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нищета доктрины потребительства"

Описание и краткое содержание "Нищета доктрины потребительства" читать бесплатно онлайн.



Среди идеологических мифов, созданных буржуазными тео­ретиками и пропагандистами, определенное место занимает доктрина «общества массового потребления». Ее приверженцы не устают твердить о том, что экономика западного мира якобы целиком ориентирована на удовлетворение нужд и желаний мифического «среднего потребителя», что трудящиеся могут до­биться прочного благосостояния в рамках самой буржуазной системы. В брошюре, написанной журналистом-правдистом, разобла­чается теоретическая несостоятельность доктрины, показывается ее полное несоответствие реальной действительности, характери­зующейся классовой поляризацией и имущественным неравен­ством в буржуазном обществе, вскрываются цели проповедников «общества массового потребления». Брошюра рассчитана на массового читателя.  






3. «Пирамида» или «ромб»!

Символом социальной структуры «общества массового потребления», по мысли У. Ростоу, Дж. Катоны, Р. Рюйе и других его творцов, является не пирамида, где на самой вершине расположилась кучка богачей, а в основании находятся многочисленные необеспеченные слои, а ромб. Эта гео­метрическая фигура призвана олицетворять общество, где почти преодолен имущественный разрыв между бо­гатыми и бедными, неуклонно растет число представи­телей так называемого среднего класса и сокращаются малоимущие слои. Это положение аргументируется ссылкой на растущий уровень жизни населения, рост потребления предметов длительного пользования тру­дящимися, и в частности рабочими.

Вот пример аргументации подобного рода. «Менед­жер имеет автомобиль? Его имеет и рабочий. Жена док­тора имеет стиральную машину? Но и жена водителя грузовика ее тоже имеет... Равенство не является боль­ше абстракцией, целью, которая должна быть достигну­та когда-то в отдаленном будущем. Олицетворением его стал новый, ставший единственным, класс потребите­лей».

Для пущей важности в работах пропагандистов «об­щества массового потребления» приводятся обширные статистические таблицы и выкладки, призванные убе­дить читателя в объективном характере такого вывода. Все расчеты в них основаны на так называемых сред­них показателях: средняя зарплата, средний уровень жизни, среднее количество семей, имеющих свой дом, автомобиль, холодильник, телевизор и т. п.

Но все дело в том, что среднестатистические показа­тели насыщения рынка в натуральных единицах не да­ют верного представления о характере и структуре по­требления. Факты свидетельствуют, что «изобилие» за­тронуло далеко не всех, а «массовое потребление» но­вых товаров недоступно еще значительной части насе­ления капиталистических стран.

Начать хотя бы с США как «страны автомобилей», где, по словам У. Ростоу, «дешевый автомобиль стал наиболее характерным предметом потребления каждо­го американца». Действительно, в 1972 г. там насчиты­валось свыше 120 млн. автомобилей. Согласно этой циф­ре, все жители Америки могут одновременно сесть в машины и двинуться в путь, оставив небоскребы, кот­теджи, заводы и фермы безлюдными. Однако значи­тельная часть американцев в действительности машин не имеет. Как свидетельствуют официальные источни­ки, автомобилем не пользуются 50% негров, около 70% тех, кто зарабатывает в год до 2 тыс. долларов. В то же время у богатых семей по нескольку машин. Здесь у каждого взрослого члена семьи свой личный автомо­биль, а у главы семьи — два и более.

В ФРГ к началу 70-х годов лишь одна пятая семей (19,9%) с месячным доходом 1200 марок и выше имела одновременно автомобиль, телевизор, холодильник, сти­ральную машину; 14,7%—имели автомобиль, холо­дильник, стиральную машину; 12,1%—автомобиль, те­левизор, холодильник и 11,4%—автомобиль и холо­дильник. В общем итоге эти группы составляют 58% се­мей, имеющих доход 1200 марок и выше. У остальной части семей (42%) с таким же уровнем доходов обеспе­ченность товарами длительного пользования была зна­чительно ниже, не говоря уже о семьях с более низки­ми доходами. Причина этого явления состоит в разных покупательных возможностях семей. Еще один факт, свидетельствующий о резкой дифференциации в уров­не потребления. По результатам выборочного обследо­вания 1969 г., проведенного статистическим ведомст­вом ФРГ, автомобилем пользовались 44% семей из 100. В то же время среди семей с доходом от 300 до 600 ма­рок процент имеющих автомобиль составлял 10,8, а сре­ди семей, доход которых составлял 2500 и больше ма­рок,— 86,4. Подобное же положение характерно и для других капиталистических стран.

Многие семьи предпочитают приобрести автомобиль, отказываясь от других предметов домашнего обихода, невзирая на высокие затраты, связанные с его эксплуа­тацией. Это диктуется условиями современной жизни. Стихийное размещение производительных сил при ка­питализме, неустойчивость экономической конъюнкту­ры обусловливают и большую неравномерность спроса на рабочую силу. Трудящиеся часто вынуждены искать работу и трудиться далеко от своего постоянного места жительства, совершая регулярные, «маятниковые» по­ездки туда и обратно. Поездка же на общественном транспорте вследствие высоких тарифов весьма на­кладна, иногда практически невозможна.

Существенным моментом, подтверждающим соци­альное неравенство в потреблении, являются качествен­ные различия товаров, используемых теми или иными группами населения. Среднестатистические показатели числа стиральных машин, холодильников, транзисто­ров, автомобилей, приходящихся на 100 семей, которы­ми так лихо манипулируют проповедники «общества массового потребления», ничего не говорят о различиях в уровне жизни этих семей. Стиральная машина с руч­ным рычагом отжима белья и автоматическая стираль­ная машина с несколькими программами, небольшой транзисторный приемник и всеволновая радиола со стереофоническим звучанием, малолитражный автомо­биль и роскошный лимузин, другие предметы длитель­ного пользования могли бы рассказать о своих владель­цах значительно больше. В этой связи перенесемся мысленно в лондонский «Автосалон-75».

...Перед стендом с западногерманскими автомобиля­ми БМВ оркестр безостановочно наигрывает мелодии популярных песенок. А у вытянувшегося на ковре итальянского «феррари» стоит ящик с шампанским: представитель фирмы одну за другой достает из него бутылки. Хлопают пробки, искрятся брызги. Все это де­лается ради того, чтобы привлечь внимание к своим ав­томобильным фирмам и к их продукции.

На лондонской ярмарке можно было проследить почти все основные направления конкурентной борьбы автомобильных монополий. Для крупносерийных авто­мобилей она проходит под девизом: экономичность, вме­стительность и конкурентоспособность. Дорогое горю­чее заставляет снижать рабочий объем двигателей. По­этому показатель дальности пробега автомобиля на од­ном галлоне бензина стоит, пожалуй, на первом месте после цены.

В классе малосерийных — «роскошных» — автомо­билей достоинства машины определяются совсем дру­гими критериями. Их будущих владельцев не слишком беспокоит расход бензина. В данном случае гораздо важнее вычурность формы, наличие кондиционера... и опять же цена. Ведь чем выше цена, тем меньше людей смогут приобрести данную марку и тем приятнее для современных крезов обладание ею. Верхнего предела цены для таких машин не существует. Из выставлен­ных автомобилей самым дорогим был «роллс-ройс» марки «камарг» стоимостью около 32 тыс. фунтов стер­лингов. Но вскоре английская фирма «Пантера» выста­вила свою новую модель «савой» по цене... 60 тыс. фун­тов стерлингов. Одним из «достоинств» этой машины являются замшевая обивка салона и ковер из меха нор­ки. Эксплуатация автомобилей такого класса стоит в год столько же, сколько новый автомобиль массового производства...

А взять средний показатель числа собственных до­мов. Не так давно радиостанция «Голос Америки», ви­димо желая поразить воображение своих слушателей, поведала о том, что в США 63% белого населения и 42% черного имеют собственные дома. Красочная кар­тинка счастливой семьи на пороге собственного кот­теджа всегда была стержнем американской пропаган­ды. Но данные проведенного конгрессом США обследо­вания говорят о другом — лишь 15% граждан страны живут в «собственных четырех стенах». В последнее время это число все более сокращается. Остальные «собственники» фактически владеют тем, что им не при­надлежит. Владельцы заложенных и перезаложенных домов, а их в США миллионы, в большинстве своем яв­ляются, по существу, не хозяевами, а жильцами. Месяч­ные платежи, вносимые ими, значительно увеличивае­мые уплатой процентов и все более высоких налогов на земельную собственность, а также растущей стои­мостью эксплуатации, ремонта жилища, строительных материалов и в особенности горючего, не меньше, а во многих случаях и больше величины квартирной платы жильцов-съемщиков. Подлежащие уплате проценты при продаже дома в рассрочку на 20—30 лет практиче­ски удваивают действительную его цену. Поэтому мно­гие так никогда и не становятся полными хозяевами своих домиков.

Десятки миллионов рядовых американцев заинтере­сованы прежде всего в строительстве доступных для них обычных городских жилых зданий. Но именно в этой области жилищный кризис сказывается особенно жестоко. В 1974 г. было заложено под строительство 1,3 млн. новых домов всех типов — на миллион мень­ше, чем в 1973 г. В 1975 г. закладка новых домов едва достигла скудного уровня предшествующего года. Не­хватка жилья влечет за собой рост квартплаты в до­мах старой постройки, хотя она уже сейчас превышает четверть заработка трудящихся.

«Общество массового потребления» характеризуется резкими диспропорциями в структуре потребления у многих слоев населения: покупка дорогих престижных товаров оборачивается жесткой экономией на питание, расходов на медицинскую помощь, удовлетворение культурных потребностей и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нищета доктрины потребительства"

Книги похожие на "Нищета доктрины потребительства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Жировов

Борис Жировов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Жировов - Нищета доктрины потребительства"

Отзывы читателей о книге "Нищета доктрины потребительства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.