» » » » Камиль Иванов - Доктрина "богатых и бедных стран"


Авторские права

Камиль Иванов - Доктрина "богатых и бедных стран"

Здесь можно скачать бесплатно "Камиль Иванов - Доктрина "богатых и бедных стран"" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Издательство политической литературы, год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Камиль Иванов - Доктрина
Рейтинг:
Название:
Доктрина "богатых и бедных стран"
Издательство:
Издательство политической литературы
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Доктрина "богатых и бедных стран""

Описание и краткое содержание "Доктрина "богатых и бедных стран"" читать бесплатно онлайн.



Доктрина «богатых и бедных стран» в последнее время полу­чила широкое распространение на Западе. Она предназначается и на экспорт в развивающиеся страны. Стержнем ее является насквозь лживое, лишенное классового содержания утверждение, будто все государства, независимо от их общественного строя, делятся на «богатые» и «бедные». Тем самым противоборство между капитализмом и социализмом подменяется мнимым про­тиворечием между «богатыми» и «бедными» странами, «бога­тыми» и «бедными» нациями. Автор, кандидат экономических наук, в популярной форме раскрывает идейные истоки доктрины, подлинные политические цели ее пропагандистов.






Доктрина «богатых и бедных стран», как и другие мифы буржуазной пропаганды, теоретически несостоятельна и методологически порочна. Авторы и пропагандисты ее искажают реально существующие в мире процессы, тщатся доказать, что основной водораздел в современную эпоху проходит не между империализмом — злейшим врагом освободившихся народов — и социализмом — их естественным союзником, а между абстрактным «богатым Севером» и «голодным Югом». Классовая предвзятость этой надуманной схемы очевидна: притушить пламя национально-освободительной борьбы, направить гнев народов «третьего мира» против «богатых наций», а не против истинного виновника всех их бед — империализма.

Доктрина «богатых и бедных стран» не является цельной, законченной теорией. Она объединяет воззрения представителей самых различных течений буржуазной мысли, включая ярых антикоммунистов и антисоветчиков. Незамысловатая схема «богатых и бедных стран» используется в политических целях различными группировками буржуазии. Ее главный догмат удобен и для откровенных расистов, и для реакционных сил внутри развивающихся стран, и для ученых адвокатов капитала, и для буржуазных либералов, осуждающих абстрактное зло и уповающих на «великодушие» империалистических хищников.

В различного рода изданиях стало модным приводить избитое сравнение нынешней действительности с периодом заката Римской империи. Перед незадачливым обывателем на Западе разворачивают приблизительно такую картину. «Северные государства» планеты представляются в качестве оплота «белой цивилизации богатых», существованию которого якобы угрожает нашествие «цветных варваров с юга». Под последними подразумеваются народы «третьего мира», обычно изображаемые тунеядцами типа римского плебса. Они-де протягивают руку за чужим добром и требуют дарового хлеба у «трудолюбивого европейца». При этом в несколько измененном обличье протаскивается колониалистская концепция «природной склонности отсталых народов к лени». Империалистическая «помощь» преподносится как благодеяние, творимое из бескорыстных побуждений с целью уменьшить бедность на земле.

Задача этого направления буржуазной пропаганды заключается прежде всего в том, чтобы отвлечь широкие трудящиеся массы капиталистических развитых стран от внутренних классовых конфликтов и разжечь, как выразился один американский социолог, «шовинизм богатых». Идеологи этого течения стремятся играть на самых низменных человеческих чувствах, провоцируя национально-расовую рознь и зачастую откровенный расизм. Такого рода теории рассчитаны в основном на внутреннее потребление и распространяются конвейерным способом на рынке дешевых бестселлеров.

У представителей научных кругов преобладает несколько иной, более завуалированный подход к обоснованию доктрины «богатых и бедных стран». Они отказываются от излишне упрощенной аргументации наемных писак-популяризаторов и стараются создать видимость «объективного исследования» проблем экономической отсталости. Среди них есть явные недоброжелатели, которые всячески раздувают стоящие перед развивающимися странами трудности. Они по преимуществу упирают на фатальную неизбежность застоя в экономике стран «третьего мира».

Другие теоретики рядятся в тогу поборников прогресса «отсталых народов». Они не скупятся на самые разнообразные рецепты излечения «язвы нищеты», «оздоровления климата планеты». В их работах раздаются призывы оживить «предпринимательский талант» и шире развернуть «частную инициативу» в развивающихся странах. Они довольно часто взывают к бизнесменам и правительствам, убеждая их увеличивать «помощь» странам «третьего мира».

Несмотря на известные различия и оттенки в подходе к отдельным проблемам, все ревнители доктрины «бедных и богатых стран» видят свою главную задачу в том, чтобы воспрепятствовать распространению коммунистического мировоззрения в национально-освободительном движении и убедить народы развивающихся стран в необходимости следовать по капиталистическому пути.

Особым нападкам подвергается опыт строительства социалистической экономики в СССР и других странах. Характеризуя путь, пройденный нашей страной, они не скупятся на черные краски и стараются запугать «третий мир» потрепанными выдумками о «всеобщем обобществлении при коммунизме».

Стереотипы буржуазной доктрины, ее основные положения весьма импонируют и пекинской пропаганде, которая не замедлила взять их на вооружение. «Теоретики» маоизма, отказавшись от классового анализа современной действительности, на деле смыкаются с буржуазными националистами. По их мнению, основное содержание современной эпохи определяется не борьбой между социализмом и капитализмом в мировом масштабе, а конфликтом между «мировой деревней и мировым городом».

Доктрину «богатых и бедных стран» исповедует значительное число буржуазных ученых, политических деятелей и даже ряд проимпериалистических международных организаций.

Каковы идейные истоки этой доктрины и кто ее родоначальники? Какую эволюцию претерпела она в процессе своей разработки? В чем подлинный экономический и политический смысл основных ее положений и по каким направлениям ведется их пропаганда в современный период? Рассмотрению и выяснению этих вопросов посвящаются последующие разделы брошюры.

2. Оправдание колониализма

Как уже отмечалось, разработка доктрины «богатых и бедных стран» началась в период, когда в результате социально-экономических и политических сдвигов во второй половине XX века национально-освободительное движение стало превращаться в мощную силу, противостоящую империализму. Необратимый процесс распада колониальной системы заставил западных теоретиков по-иному взглянуть на периферию капиталистического мира.

В отличие от марксизма-ленинизма, который уделял неослабное внимание глубокому анализу вопросов колониального мира и предсказал его крушение, буржуазная наука до этого времени совсем не занималась проблемами колоний. Ее представители изредка обращались к чисто конъюнктурным обзорам экспорта капитала или добычи сырья по заказу какой-либо отдельной фирмы. Причем колонии рассматривались как отсталые сферы национальной экономики метрополии, т. е. даже не выделялись в самостоятельный предмет исследования.

Нарастание национально-освободительной борьбы вынудило приняться за освоение этой «целины в теории» наиболее опытных буржуазных ученых, специализировавшихся в основном на проблемах развитых стран. Они довольно быстро «переквалифицировались» и усердно принялись «вспахивать» заброшенные участки научной нивы. Так, в середине 40-х годов начался первый этап в создании доктрины «богатых и бедных стран».

Главной задачей идеологов буржуазии в тот период было оправдание колониализма, отрицание или затушевывание наиболее вопиющих сторон империалистической политики грабежа.

Они еще не осознавали исторической обреченности системы колониального господства и надеялись с помощью демагогических заявлений убедить народы Азии и Африки в необходимости сохранения прежних порядков, всячески возвеличивая «цивилизаторскую» миссию колониализма. Запевалами в хоре апологетов колониального ограбления выступили представители самой старой имперской державы — Англии. Английские экономисты и историки — А. Берне, С. X. Фрэнкел, А. Ленокс Миле, М. Зинкин и др. образовали крыло самых твердолобых последователей доктрины. Для них был характерен крайний субъективизм, а порой и откровенный расизм, который всегда оставался испытанным оружием последователей доктрины «бедных и богатых стран».

Английский историк А. Берне тщился представить антиимпериалистическую революцию в виде «незапланированной вспышки» национализма. «Чаще всего антиколониализм,— писал он в книге с тенденциозным названием «В защиту колоний»,— это лишь прикрытие сильных расовых чувств, вывернутый наизнанку цветной барьер, отражающий озлобление цветных в связи с прежним господством европейцев. Антиколониализм всегда основывается на чувстве, а не на разуме...»

Известный экономист С. X. Фрэнкел полностью отвергал понятие эксплуатации и объявлял смехотворными и бесплодными всякие попытки подсчитать баланс доходов и убытков во взаимоотношениях метрополии с колонией. Тем самым делалась попытка «научно» оправдать правомерность колониального грабежа и его разрушительных последствий.

Третий английский исследователь проблем Азии, А. Ленокс Миле, косвенно признавая вывоз огромных барышей в метрополию, стремился успокоить освободившиеся народы ссылкой на то, что «утечка богатства является не позором унижения, а экономической фазой, через которую слаборазвитые страны должны пройти». Согласно концепции Милса, колониализм имеет «стимулирующее значение» для слаборазвитых стран, которые только после вывоза колоссальных средств в состоянии понять «важность» денежного капитала. И конечно же колониализм есть неизбежная, хотя, может быть, не очень приятная стадия развития, но она типична и неизбежна для отсталых частей мира.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Доктрина "богатых и бедных стран""

Книги похожие на "Доктрина "богатых и бедных стран"" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Камиль Иванов

Камиль Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Камиль Иванов - Доктрина "богатых и бедных стран""

Отзывы читателей о книге "Доктрина "богатых и бедных стран"", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.