» » » Николай Колотовкин - Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений


Авторские права

Николай Колотовкин - Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Колотовкин - Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Греко-латинский кабинет при МДАиС, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Колотовкин - Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений
Рейтинг:
Название:
Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений
Издательство:
Греко-латинский кабинет при МДАиС
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений"

Описание и краткое содержание "Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений" читать бесплатно онлайн.



Учебное издание, включающее в себя 23 урока, краткий очерк истории латинского языка, грамматический справочник, а также хрестоматию.В данном пособии делается попытка сохранить современный метод подачи материала при некотором расширении числа примеров и тематики упражнений для перевода за счет текстов из Вульгаты и латинских христианских писателей, которое будет возрастать по мере прохождения курса. 






Genitīvus

I

laudāns *lauda-nt-s

laudant-is хвалящий

II

dēlēns *dēle-nt-s

dēlent-is разрушающий

III

mittēns *mitt-ent-s

mittent-is посылающий

iaciēns *iaci-ent-s

iacient-is бросающий

IV

fīniēns *fīni-ent-s

fīnient-is заканчивающий


Part. praes. āct. в атрибутивной позиции[209] склоняется так же, как и прилагательные III скл. по гласному типу. Однако если причастие употреблено в предикативной позиции[210], то в аbl. sg. оно оканчивается на [211].

Форма part. praes. āct. глагола esse — nōm. ēns, gen. entis в классическом латинском языке малоупотребительна. Из глаголов, сложных с esse, part. praes. āct. имеют глаголы:

absum, afuī, —, abesse — absēns, entis отсутствующий;

praesum, praefuī, —, praeesse — praesēns, entis присутствующий, настоящий (о времени);

possum, potuī, —, posse — potēns, entis могущий; могущественный.

3. ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ДОПОЛНИТЕЛ Ь НЫЕ


С СОЮЗОМ UT ( N Ē) OBIECT Ī VUM

Предложения дополнительные стоят при глаголах со значением требования, просьбы, стремления, старания (verba studiī et voluntātis), которые обязательно требуют дополнения и не имеют без него смысловой законченности. Таковы латинские глаголы и выражения:

c ū r ō 1

imp ĕ r ō 1

mone ō, nu ī, n ĭ tum 2

op ĕ ram d ō 1

post ŭ l ō 1, fl ā g ĭ t ō 1

pet ō, t ī v ī, t ī tum 3

rog ō 1

заботиться

приказывать

напоминать, убеждать

стараться

требовать

стремиться; добиваться; просить, требовать, проситьи т.п.


Они вводятся союзами ut (nē) obiectīvum[212]. В инх употребляется praesēns con. после главных времён и imperfectum con. после исторических времён в главном предложении.

Cūrā igĭtur, ut quam prīmum veniās.

Итак, приди как можно быстрее (букв.: позаботься о том, чтобы ты пришёл как можно быстрее).

Cūrā, ut valeās.

Будь здоров (букв.: позаботься о том, чтобы быть здоровым).

Dabō opĕram, ut istúc veniam.

Я постараюсь, чтобы придти к вам туда.

Fac (ut) valeās mēque mutuō dilĭgās.

Будь здоров и взаимно люби меня (букв.: сделай так, чтобы ты был здоров и любил меня взаимно)

Dedī opĕram, ut celerĭter mē recipĕrem.

Я старался, чтобы быстро вернуться.


4. ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ


N Ē F Ī N Ā LE И N Ē OBIECTĪVUM

В латыни отрицательное предложение может иметь только одно отрицание. В придаточных предложениях цели и дополнительных отрицание выступает в роли отрицательного союза чтобы не, а при глаголах со значением бояться, опасаться, следить (verba timendī) — как бы не:

Timēbat enim, et ipse morerētur sicut fratrēs eius.

Ибо он боялся, как бы не умер и он подобно братьям его.

Rogō tē, nē discēdās.

Я прошу тебя, чтобы ты не уходил (не уходить).

Rogāvī tē, nē discēdĕrēs.

Я попросил тебя, чтобы ты не уходил (не уходить).


Сочетание отрицательного союза с неопределёнными местоимениями и наречиями переводится следующим образом:

nē quis

nē usquam

nē quid

nē unquam

n ē ū llus

чтобы никто

чтобы нигде

чтобы ничто

чтобы никогда

чтобы никакой


Senātus dēcrēvit, ut cōnsŭlēs vidērent, nē quid rēs publĭca dētrīmentī capĕret.

Сенат постановил, чтобы консулы заботились, как бы (чтобы) государство не потерпело никакого ущерба.


5. ABL Ā T Ī VUS QU Ā LIT Ā TIS

Для обозначения качества или свойства предмета или лица употребляется аблатив имени существительного в сочетании с прилагательным. Такой аблатив называется ablātīvus quālitātis (аблатив качества).

Ablātīvus quālitātis выполняет функцию несогласованного определения или именной части составного сказуемого:

Vir magnā fortitūdĭne.

Человек большой храбрости (=очень храбрый человек).

Caesar fuit magnō ingeniō.

Цезарь был (человеком) большой одаренности (=очень одаренным).


В подобном же значении может употребляться и genitīvus quālitātis.

Текст


I

Sōl effĭcit, ut omnia flōreant.

Alcibiădēs[213], vir acrī ingeniō, cīvĭbus suīs nōn semper cōnsiliōrum salūbrium auctor fuit.

Et respondēns Iesus dīxit eīs: “Vidēte, nē quis vōs sēdūcat”.

Beluă multōrum capĭtum.

Tē, Domĭne, supplicĭter exōrāmus, ut gregem Tuum nōn dēsĕrās, sed per beātōs apostŏlōs Tuōs continuā prōtēctiōne custōdiās.

Nēmō nāscĭtur dīves.

Rogāte domĭnum messis, ut mittat operāriōs in messem suam.

L. Tarquinius fratrem habuit Arruntem Tarquinium, mītis ingeniī iuvĕnem.

Praecēpit Iesus discipŭlīs, nē cuī dīcĕrent dē vīsiōne.

Vīta brevis est, ars longa.

Timuī timōre magnō, nē āvertĕrēs faciem Tuam ā mē nēve īrāscerēris servō Tuō.

Dulcis est libertās.

Philosophia nōs docuit, ut nōsmet ipsōs nōscerēmus.

Vigilāte et ōrāte, nē intrētis in temptātiōnem.

Respondērunt prūdentēs dicentēs: “Nē forte nōn sufficiat oleum nōbīs et vōbīs, vādĭte potius ad vendentēs et emĭte vōbīs”.

II


Evangelium sanсtī Matthaeī

Venīte, benedictī Patris Meī, possidēte parātum vōbīs ā cōnstitūtiōne mundī. Ēsurīvī enim et dedistis Mihī mandūcāre; sitīvī et dedistis Mihī bibĕre; hospēs eram et collēgistis Mē; nūdus eram et cooperuistis Mē; īnfirmus — et visitāstis Mē. Tunc respondēbunt Eī iūstī, dīcentēs: Domĭne, quandō Tē vīdĭmus ēsurientem et pāvĭmus Tē; sitientem et dedĭmus Tibī pōtiōnem? Quandō autem Tē vīdĭmus hospĭtem et соllēgĭmus Tē; aut nūdum et cooperuĭmus Tē? Aut quandō Tē vīdĭmus īnfirmum, in carcĕre et vēnĭmus ad Tē?

Ōrātiōnēs

Quaesŭmus, omnipŏtēns Deus, vōta humilium respĭce atque ad dēfēnsiōnem nostram dextĕram Tuae maiestātis extende. Rēgnum Tuum rēgnum omnium saeculōrum et dominātiō Tua in omnī generatiōne. Iūstus Domĭnus in omnĭbus viīs Suīs et sānctus in omnĭbus operĭbus Suīs. Omnipŏtēns, miserĭcors Deus, exaudī ōrātiōnēs servōrum Tuōrum.

Excerpta

Et dīxit Domĭnus Mōsī: "Vāde et praecēde popŭlum, ut ingrediātur et possideat terram, quam iūrāvī patrĭbus eōrum, ut trādĕrem eīs". Et nunc, Israhel, quid Domĭnus Deus tuus petit ā tē, nisi ut timeās Domĭnum Deum tuum, et ambŭlēs in viīs Eius, et dīlĭgēs Eum ac serviās Domĭnō Deō tuō in tōtō corde tuō et in tōtā anĭmā tuā, custōdiāsque mandāta Domĭnī et caerimoniās Eius, quās ego hodiē praecipiō, ut bene sit tibī.

Словарь

ac союз и

extendō, tendī, tentum 3 протягивать

pater, patris m отец

cer , cris , cre острый, сильный

fl ō re ō, ru ī, — 2 цвести


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений"

Книги похожие на "Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Колотовкин

Николай Колотовкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Колотовкин - Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений"

Отзывы читателей о книге "Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.