Николай Колотовкин - Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений"
Описание и краткое содержание "Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений" читать бесплатно онлайн.
Учебное издание, включающее в себя 23 урока, краткий очерк истории латинского языка, грамматический справочник, а также хрестоматию.В данном пособии делается попытка сохранить современный метод подачи материала при некотором расширении числа примеров и тематики упражнений для перевода за счет текстов из Вульгаты и латинских христианских писателей, которое будет возрастать по мере прохождения курса.
* f ī g ō, f ī x ī, f ī xum 3 втыкать, укреплять
numquam adv . никогда
vig ĭ l ō 1 бодрствовать
f ī lius , i ī m сын
*oblīvīscor, oblītus sum 3 + gen. забывать
*volō, voluī, –, velle желать
firmus , a , um сильный, крепкий
obses , ĭ dis m заложник
v ō x , v ō cis f голос, звук
Упражнения
1. Найти в тексте придаточные предложения с союзом cum historĭcum, определить их тип и объяснить употребление времён конъюнктива в них.
2. Определить формы:
amāvissent, audīvĕrat, vīsus esset, ōrāret, āctī sunt, vocātī essent, ēgissēs, dīxĕrit.
3. К каким латинским словам восходят следующие русские дериваты:
адвокат, юрист, нелегальный, номинализм, порция, фиктивный, лингвистика, валентность, юмор, эффективный, эрудиция, эмиссия, элемент, фонд, фаталист, унифицировать, уния, репрессии, процент, парабеллум, оказия, монитор?
4. Повторить все личные и неличные формы глагола в системе перфекта.
5. Перевести с русского языка на латинский следующие предложения:
1. Часто мы делаем не то, что желаем. 2. Я предпочитаю быть любимым. 3. Если хочешь, чтобы тебя любили, сам люби людей. 4. Когда флот подошёл к берегам Африки, Цезарь спрыгнул с корабля и припал к земле. 5. Когда Каин и Авель были в поле, то первый напал на своего брата и убил его. 6. Мудрый человек предпочёл бы быть блаженным, чем богатым.
УРОК 21
Герундий.
Герундивная конструкция.
Глагол ferō.
Придаточные определительные.
1. GERUNDIUM
(Герундий)
Герундий — отглагольное существительное со значением абстрактного действия. Он образуется от основы инфекта с помощью суффиксов -nd- для глаголов I и II спр. и -end- для глаголов III и IV спр. В отличие от прочих отглагольных имён существительных (āctio, ōnis f действие, sēnsus, ūs m чувство) герундий обладает как именными, так и глагольными признаками.
ИМЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ГЕРУНДИЯ
Герундий склоняется по II склонению. Однако будучи отглагольным существительным с максимально общим значением действия, он не имеет ни рода, ни множественного числа; у него также нет именительного падежа. Логическим именительным падежом герундия можно считать инфинитив. Герундий имеет только четыре падежа: genitīvus, datīvus, accūsātīvus, ablātīvus.
N.
(clāmāre)
(tacēre)
(mittĕre)
(fīnīre)
G.
clāma-nd-ī
tace-nd-ī
mitt-end-ī
fīni-end-ī
D.
clāmandō
tacendō
mittendō
fīniendō
Acc.
ad clāmandŭm
ad tacendŭm
ad mittendŭm
ad fīniendŭm
Abl.
clāmandō
tacendō
mittendō
fīniendō
Падежи герундия имеют сравнительно ограниченный круг значений.
Genitīvus герундия употребляется:
а) в качестве несогласованного определения при существительном: «Ars amandī» «Искусство любви» (название поэмы Овидия); modus vīvendī способ существования;
б) с предлогами causā и grātiā из-за, ради, для, употребляемыми постпозитивно: docendī causā ради обучения;
в) в качестве дополнения при некоторых существительных и прилагательных (genitīvus obiectīvus[265]): cupidĭtās discendī жажда познания, cupĭdus volandī жаждущий полёта.
Datīvus герундия малоупотребителен.
Accūsātīvus герундия употребляется с предлогом ad и обозначает цель действия (редко с предлогом ob в том же значении): ad legendum для чтения, ad scrībendum для написания.
Ablātīvus герундия имеет значение орудия, средства, образа действия, а также сочетается с предлогами ex, in, dē:
Scríbĕre scríbendó, dīcéndō dícĕre díscis.
Ты учишься писать в процессе письма (букв: писанием), а говорить — в процессе речи (букв.: говорением, речью).
ГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ГЕРУНДИЯ
Герундий сохраняет также некоторые глагольные черты. Глагольная природа герундия проявляется особенно ярко в том, что определением к нему служит наречие:
Gútta cavát lapĭdém nōn ví, sed sáepe cadéndō[266]
Капля долбит камень не силой, а частым падением.
Герундий, кроме того, сохраняет глагольное управление: ad legendum librōs (асc.) для чтения книг. При других же отглагольных именах ставится genitīvus: lectiō librōrum чтение книг.
2. ГЕРУНДИВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ
В 11-ом уроке уже говорилось о герундиве — отглагольном прилагательном трёх окончаний, имеющем значение страдательного долженствования. Герундив, как и причастие, может выступать в предложении в роли аппозитивно-предикатного члена, например, ad haec cognōscenda. Это так называемая герундивная конструкция, в которой герундив cognōscenda, являясь формально согласованным определением, фактически выполняет функцию предиката, а его определяемое haec — функцию логического объекта действия, выраженного герундивом. На русский язык герундив в этой конструкции переводится ед.ч. отглагольного существительного. Таким образом, ad haec cognōscenda следует перевести: для того, чтобы разведать это (букв.: для этого, подлежащего разведованию). Герундивная конструкция (конструкция согласования) в данном случае эквивалентна по смыслу конструкции герундия с прямым дополнением ad cognōscendum haec. На русский язык обе конструкции переводятся одинаково. Например:
конструкция герундия с прямым дополнением
герундивная конструкция
C ō nsilium renovand ī bellum .
Cōnsilium bellī renovandī.
План возобновления войны.
Герундивная конструкция обычно предпочитается конструкции с герундием.
3. ГЛАГОЛ FERŌ
Глагол ferō, tŭlī, lātum, ferre нести — древний супплетивный атематический глагол. Атематический характер его проявляется в некоторых формах инфектного ряда, а именно: в praes. ind. āctīvī и passīvī, в īnfīnītīvus praesentis āctīvī и passīvī и в повелительном наклонении:
Число
Лицо
Praesens indicātīvī
Число
Лицо
Praesēns coniūnctīvī
Āctīvum
Passīvum
Āctīvum
Passīvum
Sg.
1
fer-ō
fero-r
Sg.
1
fer-a-m
fer-a-r
2
fer-s
fer-ris
2
fer-ā-s
fer-ā-ris
3
fer-t
fer-tur
3
fer-a-t
fer-ā-tur
Рl.
1
fer-ĭ-mus
fer-ĭ-mur
Pl.
1
fer-ā-mus
fer-ā-mur
2
fer-tis
fer-ĭ-mĭnī
2
fer-ā-tis
fer-ā-mĭnĭ
3
fer-u-nt
fer-u-ntur
3
fer-a-nt
fer-a-ntur
Число
Лицо
Imperfectum coniūnctīvī
Īnfīnītīvus praesentis
Āctīvum
Passīvum
Āctīvum
Passīvum
Sg.
1
2
3
ferrem
ferrēs
ferret
ferrer
ferrēris
ferrētur
ferre
ferrī
Imperātīvus praesentis āctīvī
Рl.
1
2
3
ferrēmus
ferrētis
ferrent
ferrēmur
ferrēmĭnī
ferrēntur
Sg.
Рl.
1
2
fer
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений"
Книги похожие на "Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Колотовкин - Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений"
Отзывы читателей о книге "Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений", комментарии и мнения людей о произведении.