» » » » Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)


Авторские права

Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)

Здесь можно скачать бесплатно "Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Академия исследования культуры, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)
Рейтинг:
Название:
Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)
Издательство:
Академия исследования культуры
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-903931-66-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"

Описание и краткое содержание "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)" читать бесплатно онлайн.



Книга известного петербургского ученого В.Л. Вихновича посвящена жизни и трудам последнего иудейского царя Ирода Великого (73-4 гг. до н.э.), имя которого в связи с упоминанием в евангельском предании казалось бы неразрывно связано с негативной характеристикой: «царь-злодей». Реальная же судьба исторического царя Ирода поистине уникальна. При его правлении Иудейское царство достигло вершин иудейско-еврейской государственности, превзойдя библейские царства Давида и Соломона. В результате искусного правления Ироду удалось невозможное — соединить несоединимое: оставаясь иудеем, для внешнего мира он стал римским аристократом, имеющим право носить почетное имя Юлий — родовое имя Цезаря и Октавиана Августа; будучи покровителем и финансовым спонсором всех сторон эллинистической культуры, он был выбран почетным пожизненным судьёй Олимпийских игр… Если учесть, что основой европейской цивилизации является греческая мудрость, римский порядок и иудейский религиозный дух, то царь иудейский Ирод может считаться первым Европейцем,органически соединившим все три составляющие этих культур.

Это издание будет интересно не только ученым, занимающимся историей и идеологией Древнего мира, но и самому широкому кругу читателей. Автор предлагает задуматься над соблазном абсолютной власти, над природой религиозных и политических конфликтов в Израиле рубежа эр, над условиями, в которых возникало христианство, над универсальностью и актуальностью различных моделей развития общества.






Даже если полагать, что в подобных оценках есть солидная доля преувеличения, не подлежит сомнению, что, конечно, Август ценил верность Ирода и вознаграждал его за важные заслуги в защите восточной границы римской державы и поддержании там спокойствия. Как писал скупой на благоприятные отзывы о древних иудеях великий исследователь истории Древнего Рима Т. Моммзен, «всё, что может дать правительство: развитие природных ресурсов, помощь во время голода и других бедствий и прежде всего — внутреннюю и внешнюю безопасность страны, — было дано Иродом Иудее. С разбоями было покончено, и была установлена строгая, систематическая охрана границ от бродячих народностей пустыни, что в этих местах являлось трудной задачей. Всё это побудило римское правительство подчинить Ироду и ещё более отдалённые области… С тех пор его владычество простиралось, как мы уже напоминали, на всю трансиорданскую землю до Дамаска и гор Хермона; насколько нам известно, после этого значительного расширения его владений во всей этой области больше не оставалось ни одного вольного города и ни одного не зависимого от Ирода правителя… поскольку это зависело от Ирода, ряд хорошо оборудованных пограничных крепостей и тут обеспечивал внутреннее спокойствие надёжнее, чем когда бы то ни было в прошлом. Отсюда понятно, что Агриппа, осмотрев портовые и военные постройки Ирода, убедился, что царь Иудеи стремится к тем же целям, что и он сам, и в дальнейшем относился к нему, как к своему сотруднику в великом деле организации империи»{210}.

Но, разумеется, совсем безоблачными отношения между императором и Иродом назвать нельзя. Об этом свидетельствует конфликт Ирода с Набатейским царством, также зависимым от Рима. В этот конфликт был замешан уже упоминавшийся визирь набатейского царя Силлей, который влюбился в сестру Ирода Саломею. Брак расстроился только из-за требования Ирода, чтобы Силлей принял иудаизм, что жених посчитал невозможным. Ведь иудаизм требовал отказа от почитания традиционных богов, а это было неприемлемо для массы подданных. Как пишет Иосиф Флавий, это произошло в последние годы правления Ирода. Буйные жители области Трахонитиды, переданной ему Августом для наведения порядка, были усмирены царскими войсками и вынуждены были прекратить разбойные набеги на соседей. У последних же «своею заботливостью Ирод стяжал себе великую славу». Когда Ирод находился в Риме по своим семейным делам, усмирённые трахонийцы распустили слух, что царь умер, и подняли восстание, вторично усмиренное войсками иудейского царя.

Однако часть повстанцев, в том числе 40 их вождей, бежали в соседнюю Набатею, где фактически правил Силлей. Обиженный неудавшимся сватовством к Саломее, он дал им убежище, откуда они нападали не только на Иудею, но и на всю Сирию. В ответ на репрессии родственников беглецов нападения только усилились.

Ирод обратился за содействием к императорским наместникам провинции Сирии Сатурнину и Волумнию, поскольку число нападавших возросло до тысячи человек. Иудейский царь стал требовать не только выдачи «разбойников», но и возвращения долга в размере 60 талантов, когда-то предоставленных им Силлею. Римские наместники признали правоту Ирода и предложили набатейцу вернуть в тридцатидневный срок долг и обменяться пленными. Однако у Ирода не было пленных из соседнего царства, а Силлей уехал в Рим, не выполнив договора. После этого Ирод, получив на то согласие римских властей, двинулся в поход на соседей. Поход был успешен, крепость Раипта, где укрывались повстанцы, была взята приступом, и разбойники пленены. Набатейцы поспешили им на помощь, но были разбиты иудеями, а их полководец Накеб (родственник Силлея) был убит. Всего погибло только 25 набатейцев, остальные разбежались. Для предотвращения новых восстаний Ирод поселил в Трахониде 3000 верных ему идумеев.

Прежде чем до Рима дошло объяснение случившегося, Силлей пожаловался Августу на якобы не спровоцированное нападение. Август решил, что Ирод нарушил правило, запрещавшее вести внешнюю войну по своей инициативе, и послал ему грозное письмо. В этом письме были строки о том, что «если он раньше обращался с ним как с другом, то он теперь будет видеть теперь в нем лишь своего подданного». В гневе Август даже не принял двух посольств Ирода с объяснением случившегося. Узнав о таком обороте дел, трахонцы восстали вновь. Однако всё кончилось достаточно благополучно. Посланный в Рим верный друг царя Николай Дамасский сумел красноречиво и убедительно объяснить Августу все детали происшедшего. Август высказал даже сожалению по поводу своего резкого письма Ироду, Силлей был наказан за обман и клевету и впоследствии даже казнён. Более того, Август хотел и Набатею присоединить к царству Ирода. Однако этот случай доказывает, насколько сложным было положение иудейского царя и какое дипломатическое искусство ему приходилось применять (ИД. Т. 2. С. 221–224, 229).

При всем этом заслуживает особого внимания удивительно тесные взаимоотношения иудейской знати и высших кругов римской аристократии. Подобное содружество элит стало возможно в современном европейском обществе только через XIX–XX веков. Август принимал непосредственное дружеское участие в его семейных делах и проблемах. Как было указано ранее, сыновья Ирода от Мариамны воспитывались в Риме при дворе Августа, а другие дети от Мариамны, имена которых до нас не дошли, достигнув соответствующего возраста, также отправились учиться в Рим. Будущие наследники царя Архелай, Антипа и Филипп, «воспитывающиеся у одного частного лица», которое было, вероятно, иудеем, также были заботливо приняты в Риме (ИД. Т. 2. С. 242). Нет информации о характере их обучения и контактах с семьей Августа, но несомненно он их лично знал.

Ирод постоянно контактировал со своими друзьями в Риме и постоянно получал все необходимые сведения о положении при императорском дворе и в столице. Среди его информаторов были представители императорской фамилии, а также придворные — свободные и рабы. Его сын Антипатр также имел в Риме друзей, а сестра Саломея была подругой императрицы Ливии. Личными друзьями Ирода, помимо вышеупомянутого Агриппы, были многие знатные римляне. Среди них можно указать Валерия Мессалу, старого друга ещё со времена Антония, другим был Азиний Поллион, государственный деятель, историк и консул 40 года до н.э., когда Ирод короновался в Риме. У него останавливались два сына царя во время учебы в Риме. Дружеские отношения с префектом Египта в 24–21 годах до н.э. Петронием помогли Ироду спасти жителей Иудеи в голодные годы, а связи с Титием — губернатором Сирии, между правлением на Востоке Агриппы и Сатурнином, помогли царю заручиться поддержкой Августа. Сатурнин активно поддерживал Ирода в его конфликте с набатейцами и дружески действовал как советник в домашних делах Ирода. Дружба связывала губернатора Сирии Вара и семью иудейского царя.

Как указывал Светоний, Август, желая сплотить провинциальную аристократию, поощрял семейные связи между вассальными царями. В частности, Ирод породнился с царем Каппадокии Архелаем, поскольку его сын Александр женился на его дочери Глафире. (Показательно, что при женитьбе иудеев на неиудейских женщинах от них не требовалось перехода в иудаизм. Однако от женихов иудейских женщин, как в случае с Силлеем, это непременно требовалось.) Позднее как родственник Ирода, Архелай принимал активное участие в трагических событиях при дворе Ирода, в которые были вовлечены Александр и Глафира. При этом заметную роль играл посланник Архелая при дворе иудейского царя.

Ещё одним «клиентом-правителем», с которым Ирод поддерживал отношения, был Гай Юлий Эврикл, командовавший спартанским отрядом во время битвы при Акциуме и занимавший пост фактического правителя Спарты. Иудейский царь, вероятно, познакомился с ним во время путешествия по Пелопоннесу на пути из Рима. Подобно Ироду, Эврикл был страстным строителем, а Спарта была одним из городов, получивших дары от Ирода. Эврикл нанёс ответный визит в Иерусалим, где сыграл важную роль во время острых конфликтов при царском дворе.

Но разумеется, столь тесные и дружеские связи иудейского царя, его семьи и придворных с миром римско-эллинистических язычников по-разному воспринимались всем иудейским сообществом того времени.


Глава 20.

ЦАРСТВО ИРОДА И ИУДЕЙСКИЙ МИР

Представление иудеев о царстве Земном и Небесном. Вселенское и национальное в Священном писании. Фарисеи и римская власть. Преимущества политики Ирода для Иудеи. Попытка примирения с фарисеями. Гилель. Иродиане в Иудее и диаспоре. Агриппа защищает и гарантирует права иудеев в греческих городах.

По точному определению автора классического труда «История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа» Э. Шюрера, «хотя, в частности, в целом его (Ирода) правление было блестящим, оно не было счастливым»{211}. Это объясняется тем, что разумной политикой Земного царства нельзя осчастливить людей, уверенных в неизбежном приходе Помазанника Божия — Мессии и возникновении царства Небесного. По убеждению духовных вождей большинства иудейского народа, судьба избранного народа предначертана в Священном Писании, и даже временное земное благополучие в этой бренной жизни не может её изменить. При этом, как писал великий русский религиозный философ В.С. Соловьёв, «царство Мессии для ожидавших его иудеев должно было иметь не исключительно политический, а религиозно-политический (выделено автором. — В. В.) характер, оно должно было представляться им не в исключительно чувственных образах»{212}. Такие обстоятельства позволяют объяснить всю сложность отношений с иудейским миром царя Ирода — казалось бы, нового Соломона, обеспечившего на протяжении почти 40 лет Иудее мир, спокойствие, невиданное благополучие, строителя великолепного Иерусалимского Храма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"

Книги похожие на "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Всеволод Вихнович

Всеволод Вихнович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"

Отзывы читателей о книге "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.