Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кентерберийские рассказы"
Описание и краткое содержание "Кентерберийские рассказы" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемая книга является первым в России полным академическим изданием «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, одного из самых известных и важных памятников английской литературы позднего средневековья (XIV в.). Чосер не успел завершить «Кентерберийские рассказы», до нас они дошли лишь частично. Книга содержит перевод всех десяти сохранившихся фрагментов памятника, расположенных в том же порядке, что и в наиболее авторитетных рукописях. В разделе «Дополнения» дана лирика Чосера. В «Приложениях» читателю предлагаются статьи о творческом пути Чосера, о литературных параллелях данного памятника с творчеством русских писателей: Гоголя, Толстого, Достоевского.
Причин, по которым человек должен обратиться к покаянию, шесть. Во-первых, надо напоминать себе о своих грехах. Но смотри, чтобы воспоминание это не было никоим образом в наслаждение, но в великий стыд и скорбь о своей вине. Ибо Иов говорит: «К Богу должно говорить:1302 я потерпел, больше не буду грешить». И потому говорит Езекия: «Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей».1303 И Бог говорит в Апокалипсисе: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал»:1304 ибо до того, как вы согрешили, были вы дети Божьи и члены Царства Небесного; а грех сделал вас рабами и отбросами, членами тела дьявола, ангелов ненавистью, святой церкви поношением, добычей лживого змея, вечной пищей адского пламени, только еще гаже и отвратительней, ибо грешите многократно, как пес возвращается к своей блевотине;1305 но вы еще хуже, ибо грешите давно и закоснели в грехе и от греха все сгнили, как пес в своем дерьме. Такого рода мысли заставляют человека видеть в грехе своем срам, а не наслаждение; и Господь говорит чрез пророка Иезекииля: «Вспомните о путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы осквернили себя, и возгнушайтесь сами собою».1306 Воистину, грех — тот путь, что ведет в преисподнюю.
Вторая причина, что отвращает человека от греха — то, что, как говорит святой Петр: «Всякий, делающий грех, есть раб греха»;1307 грех ввергает человека в ужасное рабство. И посему говорит пророк Иезекииль: ощутил я скорбь и собой возгнушался. Разумеется, должен, должен тут человек отвратиться от греха и от рабства и низости, в которые грех повергает. И послушайте, что говорит об этом Сенека. А говорит он так: хоть бы я и знал, что ни Бог, ни человек никогда об этом не узнают, все же и тогда не снизошел бы до греха. И тот же Сенека говорит: я рожден для лучшего, чем быть в рабстве у своего тела или отдать тело свое в рабство. А не может быть худшего рабства ни для тела мужского, ни для тела женского, чем рабство греха. И будь ты хоть самым распоследним из всех живущих, хоть рабом или рабыней без роду и племени, все же грех сделает тебя еще того ниже и недостойней. И чем с большей высоты человек падает, тем больший он раб и тем он гнусней и отвратительней и Богу, и людям. Господь вседобрый! Должен, должен человек отвращаться от того, что из свободного делает его рабом! А посему говорит святой Августин: если презираешь ты слугу своего за провинность или грех, презирай и себя, когда сам ты грешишь. Посмотри-ка на себя: как бы и тобой брезговать не стали! Увы! Как же должен человек отвращаться от греха и ни в рабы ему не попадать, ни в пленники, и как гореть от стыда, ежели Господь в бесконечной своей доброте дал нам или знатность, или же ум, силу телесную, здоровье, красоту, или же богатство, и сам выкупил нас у смерти кровью сердца своего, а мы, чудовища противоестественные, отвернулись от него и души свои собственные погубили! Великий Боже! А вы, красавицы, вспомните-ка притчу Соломонову, где он говорит: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная»,1308 ибо так же, как свинья роется в каждой куче грязи, так и вы гваздаетесь с красотой своей вместе в вонючей мерзости греха.
Третья причина, долженствующая подвигнуть человека к раскаянию, есть страх перед днем судным и ужасными муками ада. Ибо, как говорит святой Иероним, всякий раз, как вспомню я о страшном суде, я трепещу; ем ли, пью ли, — что бы я ни делал, все чудится мне трубный глас и звучит в ушах: Восстаньте, мертвые и приидите на суд. Господи! сколь же сильно должен человек бояться этого суда, на котором все мы предстанем, как говорит апостол Павел,1309 пред престолом Христовым, где все верующие соберутся и уклонившихся не будет, ибо не подействуют никакие претексты и отговорки; и не только все проступки наши будут судимы, но и вообще все дела наши откроются. И, как говорит святой Бернард, не помогут уже ни плач, ни злословие; и дадим мы тут ответ за каждое праздное слово. Там будет у нас судья, которого нельзя ни обмануть, ни подкупить; а почему? Потому, что ему, безусловно, все наши мысли открыты, и ни медом, ни мольбой его не задобришь. А посему говорит Соломон, что гнев Господень никого не пощадит, и не отвратить его ни мольбой, ни подарком. А посему нет надежды избежать наказания в день судный. Ибо там, как говорит святой Ансельм, грешникам будет тогда великий ужас; и воссядет в вышине судья гневный и правый, а под ним разверзнется страшная пасть адова, где исчезнет всякий, кто грехи свои не признает, каковые будут полностью изобличены перед Богом и всем твореньем; с левой же стороны — столько бесов, что и представить трудно, готовы будут схватить и утащить грешников на адские муки; и в каждом сердце проснутся жгучие угрызения совести, а снаружи весь мир заполыхает огнем. Так куда же бежать несчастному грешнику и где скрыться? Разумеется, невозможно ему будет спрятаться, но обязательно он себя выдаст и среди других выделится. Ибо, несомненно, как говорит святой Иероним, и земля его отвергнет, и море, и воздух, который весь будет наполнен громами и молниями. И воистину, кто хорошо запомнил все эти слова, того, думаю, собственные грехи уж не приведут в восторг; но в великое сокрушение и содрогание перед муками ада. А посему говорит Иов Господу: «Не малы ли дни мои? Оставь, отступись от меня, чтобы я немного ободрился прежде, нежели отойду — и уже не возвращусь — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма».1310 Вглядитесь — и увидите вы, что Иов молил отсрочки, дабы сокрушаться и оплакивать свои прегрешения, ибо тут и один день дороже всех сокровищ мира. И поскольку человек в мире сем может перед Господом оправдаться лишь покаянием, а не подношением, постольку должен он молиться о даровании отсрочки, дабы раскаяться и прегрешения свои оплакать. Ибо, безусловно, все горести, какие пали на человека с начала мира, по сравнению с адскими муками — сущая малость. Причина же, по которой Иов называл преисподнюю страной тьмы, — учтите, что называет он ее страной или землей, ибо крепок ад и никто его не минует, — а страной тьмы — ибо сущие в аду лишены естественного света; ибо, безусловно, темный свет, идущий от огня неугасимого, только усугубит грешнику адские муки, ибо в этом-то свете и разглядят его бесы и растерзают. А «страна мрака» — то есть сущий в аду будет лишен возможности лицезреть Господа, то есть жизни вечной. А «сень смертная» суть грехи, содеянные несчастным, каковые и не дают ему узреть лик Господень, совсем как темная туча между нами и солнцем. И еще: страна мрака, ибо лишены там люди трех вещей, какие у них есть в этой жизни, именно, почета, удовольствия и богатства. Вместо почета в аду имеется стыд и позор; ибо ведь вам известно, что почетом называются знаки уважения, оказываемые одним человеком другому, но в аду нет ни почета, ни уважения, ибо не более почета там оказывается королю, нежели смерду, ибо как сказал Господь чрез пророка Иеремию: «Да облекутся противники мои бесчестьем».1311 Почетом также называется высокое положение. Но там никто не будет прислуживать другому ничем, кроме пыток и мук. Почет также означает большую важность и великое достоинство; но в аду они сокрушены будут диаволами. А Господь говорит, что ужасные бесы падут на головы проклятым; а сие означает, что чем выше стояли они в этой жизни, тем более они будут в аду обездолены и унижены. Вместо богатств этого мира будут они нести тяготы бедности, а выражаться сия бедность будет четырьмя лишениями: так, лишены они будут сокровищ, о которых царь Давид сказал:1312 богачи, что радуют и тешат сердце свое сокровищами сего мира, заснут сном смертным, и ничего из всех их сокровищ в руках у них не останется. И еще одно из адских мучений состоит в отсутствии еды и питья. Ибо Господь говорит Моисею так: «Будут истощены голодом; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов».1313 И, далее, так же тягостно будет отсутствие одежды, ибо они будут наги телом, то есть ничем не прикрыты, кроме огня, их сжигающего, и других мерзостей; и наги они будут душой, то есть без всяких добродетелей, каковые есть одежда души. Куда денутся их пестрые платья, и мягкие ткани, и тонкие рубашки? Слушайте, что говорит пророк Исайя: «Под тобою подстилается червь, и черви — покров твой».1314 И дальше — больше, будут они лишены и друзей, ибо тот не нищ, у кого есть хорошие друзья; но здесь нет друга, ибо ни Бог, ни одно из его созданий им не друг; и каждый из них возненавидит другого смертельной ненавистью. Сыновья и дочери будут бунтовать против отца и матери, и родичи против родичей, и каждый будет попрекать другого и им гнушаться и днем, и ночью. Как сказал Господь через пророка Михея,1315 что и любящие, некогда так любившие друг друга, будут стремиться один другого пожрать. Ибо как же им любить друг друга среди адских мук, когда ненавидели они один другого в благополучии жизни сей? Ибо поверьте, что плотская их любовь была смертельной ненавистью, как говорит пророк Давид: кто любит порок, тот ненавидит душу свою, а кто ненавидит свою душу — ясно, что не может он любить никоим образом никого другого. А посему нет в аду ни утешителя, ни друга; но чем ближе по плоти люди, в аду сущие, тем больше упреков и проклятий, и тем смертельней между ними ненависть. Далее, будут они лишены всех удовольствий, ибо удовольствия есть вожделения твоих пяти чувств, то есть зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Но в аду взор будет застлан тьмой и дымом, и посему глаза полны слез, а слух наполнится стонами и скрежетом зубовным,1316 как говорит Иисус Христос; а ноздри заполнятся вонючей вонью, как говорит пророк Исайя, а вкус их будет ощущать только горечь желчи; а кожа вся станет добычей огня неугасающего1317 и червя неумирающего, как говорит Бог устами Исайи. И поскольку они не посмеют надеяться, что умрут от боли и тем мук избегнут, то поймут они слова Иова, когда он говорил, что вступит в страну мрака и тени смертной.1318 Разумеется, тень похожа на то, чего она тень, но не вполне; также и адские муки — они походят на смерть, ибо столь же невыносимо мучительны; а почему? ибо каждое мгновенье — такая мука, словно вот-вот умрешь; но, несомненно, они не умрут. Ибо, как говорит святой Григорий, отверженным дана будет смерть без смерти и конец без конца, и в лишениях не будет недостатка, ибо смерть здесь будет жить вечно, а конец всегда только начинаться, а лишений на всех хватит.1319 И потому говорит апостол Иоанн: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них».1320 И также Иов говорит, что в аду нет ни порядка, ни устройства.1321 И хоть Господь творил все по порядку, а без порядка не сотворил ничего, но все на свете устроил и исчислил, и тем не менее в тех, кто проклят, и в самих нет порядка, и им места в мироздании нет. Ибо земля таким плодов не даст (как сказал пророк Давид: «Обратит Господь землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней»1322); и вода их не смочит, и воздух не обвеет, и огонь не осветит. Ибо, как говорит Василий Великий, огонь мира сего даст Господь в аду отверженным, но свет и ясность даст он детям своим на небесах; как и добрые люди дают мясо детям, а кости — псам.1323 И так как нет у них надежды на избавление, говорит Иов в самом конце, будет там ужас без конца и страх смертельный. Ужас сей есть страх будущего несчастья, и он пребудет вечно в сердцах отверженных Богом. А посему нет у них никакой надежды по семи причинам. Во-первых, потому что Бог, который их судья, будет к ним безжалостен, и они не смогут смягчить ни самого его, ни его святых; и выкупить им себя нечем; и голоса у них не будет, чтобы с Ним заговорить; и от боли им не спрятаться; и ничего доброго, за что можно было бы получить спасение, в них не найдется. А потому говорит Соломон, что «со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает».1324 Всякий, кто поразмыслит хорошенько об этих муках и поймет, что заслужил их своими грехами, разумеется, должен воздыхать тяжко и проливать слезы, а не петь и веселиться. Ибо, говорит Соломон, кто довольно учен, дабы познать муки, что за грехи установлены и назначены, должен предаться скорби.1325 Подобное знание, говорит блаженный Августин, заставляет человека сокрушаться сердцем.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кентерберийские рассказы"
Книги похожие на "Кентерберийские рассказы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы"
Отзывы читателей о книге "Кентерберийские рассказы", комментарии и мнения людей о произведении.




























