» » » » Денис Мартьянов - Обществознание. 10 класс. Базовый уровень


Авторские права

Денис Мартьянов - Обществознание. 10 класс. Базовый уровень

Здесь можно купить и скачать "Денис Мартьянов - Обществознание. 10 класс. Базовый уровень" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Денис Мартьянов - Обществознание. 10 класс. Базовый уровень
Рейтинг:
Название:
Обществознание. 10 класс. Базовый уровень
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-358-11980-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Обществознание. 10 класс. Базовый уровень"

Описание и краткое содержание "Обществознание. 10 класс. Базовый уровень" читать бесплатно онлайн.



Учебник входит в учебно-методический комплекс по обществознанию для 10 класса (базовый уровень). Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень.

В учебнике анализируется широкий круг вопросов: человек и общество, культура и духовность, политика и государство. Методический аппарат учебника включает рубрики «Думаем, сравниваем, делаем выводы», «Проверяем свои знания», «Исследуем, проектируем, обсуждаем, спорим».






СМЫСЛ ЖИЗНИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Положительная направленность личности складывается не только благодаря нравственному выбору и другим самостоятельным усилиям человека. Если общество, например, допускает в массовом масштабе антиобщественные средства и способы достижения людьми своих целей, то человеку трудно осуществить нравственный выбор; и наоборот, здоровое общество активно способствует положительному развитию личности. Сложный процесс приобщения молодёжи к условиям социального бытия на основе принятых в обществе ценностей называется социализацией.

Социализация в самом общем смысле представляет собой приобщение человека (прежде всего молодого) к самостоятельной жизни в обществе в соответствии с его требованиями, правилами, нормами. При этом человек выполняет одну из социальных ролей – ту, которую он сам выбрал, либо ту, которую жизнь предоставила ему вопреки его планам и желаниям. Если роль выбрана самим человеком, процесс социализации идёт параллельно с обретением им смысла жизни. Социализация включает элементы как стихийного воздействия, так и целенаправленного влияния, которое чаще всего трактуется как воспитание. Его принято считать ведущим и определяющим началом социализации, целенаправленным формированием личности.

Существуют два основных варианта социализации человека – институционализированная (целенаправленная) и спонтанная. Основными средствами социализации всегда являлись общественные институты, такие как семья, учебные заведения всех уровней, церковь, различные общественные объединения. В современном информационном обществе особую роль играют средства массовой информации (СМИ), особенно те, которые основаны на новейших информационно-коммуникационных технологиях. Телевидение и Интернет оказывают всё большее влияние на приобщение человека к определённым ценностям и нормам поведения.

Особенностью развития демократического общества является всё возрастающая свобода выбора. Общество в наши дни не является абсолютным регулятором, арбитром, контролёром или цензором. Социализация личности проходит в значительной степени спонтанно. Государство также ушло из многих сфер, где происходит социализация. Частная жизнь человека, его семья, круг друзей, сфера досуга, а в немалой степени обучение и трудовая деятельность освобождены от жёсткой государственной опеки. Однако наряду со спонтанностью осуществляется и целенаправленное воздействие на человека. Государство и общество оставляют за собой право регулировать и направлять человека в политическом, правовом, а также воспитательном процессе. И это вполне оправданно, так как игнорирование такой важной области человеческой деятельности, как социализация молодёжи, может породить проблемы в процессе формирования гражданской ответственности, политически и общественно зрелой личности.

Думаем, сравниваем, делаем выводы

1. Сравните высказывания о смысле жизни. Что их объединяет, а в чём вы видите различия в позиции авторов? Какое из высказываний вам нравится больше всего? Почему?

«Жизнь – не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести его до конца» (А. де Токвиль).

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» (А. Эйнштейн).

«Жизнь – это риск. Только попадая в рискованные ситуации, мы продолжаем расти. И одна из самых рискованных ситуаций, на которые мы можем отважиться, – это риск полюбить, риск оказаться уязвимым, риск позволить себе открыться перед другим человеком, не боясь ни боли, ни обид» (А. Хаффингтон).

«В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель).

«Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Б. Брехт).

2. Отметьте, что из перечисленного ниже можно отнести к смыслу жизни (С), а что – к её цели (Ц):

а) купить автомобиль;

б) поставить детей на ноги;

в) посвятить свою жизнь добру;

г) побывать в Париже;

д) найти клад и раздать его бедным;

е) стать великим поэтом;

ж) выйти замуж за олигарха;

з) бороться за торжество справедливости.

Объясните свой выбор.

3. «Цель, которую человек преследует, – всегда скрыта. Девушка, мечтающая о замужестве, грезит о чём-то совершенно ей неведомом. Молодой человек, жаждущий славы, не знает, что такое слава. То, что даёт смысл нашим поступкам, всегда для нас – нечто тотально неведомое».

Как вы понимаете эти слова одного из наиболее интересных и читаемых писателей конца XX в. М. Кундеры? Попытайтесь сформулировать свои жизненные цели и оценить, насколько хорошо вы представляете, чего хотите.

4. Нравственные оценки отношения к вещам, особенно к модным, могут даваться либо в связи с наличными возможностями их приобретения, либо вне такой связи. В сравнительно простом случае возможны три оценки: положительная, отрицательная или нейтральная. Например, надо модно одеваться:

а) надо, но заработаю сам;

б) надо, но купить должны родители;

в) нет и не надо, потому что (или всё равно) купить не на что;

г) нет и не надо, потому что достаточно того, что есть.

Какая из этих оценок для вас предпочтительнее? Какие ценностные ориентации прямо противоположны ценностным ориентациям потребительства?

5. Приведите примеры из своей жизни и жизни своих друзей, которые могли бы служить иллюстрацией институционализированного (целенаправленного) и спонтанного влияния на процесс социализации.

§ 4. Сознание, познание, знание

СОЗНАНИЕ. Французскому философу Р. Декарту (1596–1650) принадлежит известное высказывание: «Я мыслю, следовательно, существую». Он полагал, что мышление составляет основу человеческого сознания. Идеи философа легли в основу существующего до сих пор у специалистов представления о сознании как о функции мозга. Учёные, придерживающиеся этих взглядов, исследуют прежде всего структуру и деятельность человеческого головного мозга.

Однако у этой точки зрения есть оппоненты. Они считают, что нельзя игнорировать и общественную природу сознания. Человек, его сознание развиваются в тесном контакте с окружающей социальной и природной средой. Бытие во многом определяет сознание, в котором это бытие и отражается. Следовательно, особенности сознания, утверждают они, нужно искать во внешнем мире, в деятельности человека.

В определённой степени оба эти подхода примиряет философия. Так, например, великий немецкий философ XIX в. Г. Гегель исходил из того, что сознание личности связано с объектом и определяется историческими формами общественной жизни.

Таким образом, можно сказать, что сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. В историческом процессе трудовая и общественно-производственная деятельность определила конкретные этапы становления человеческого сознания.

Обычно различают три формы сознания – индивидуальное, групповое и общественное. Первые две формы изучает психология. Третью – философия и социология. Об индивидуальном сознании мы говорили выше. О групповом – поговорим в связи с проблемой малых и больших групп (см. § 10). Формами общественного сознания, как вы уже знаете, являются наука, политика, философия, религия и т. д.

Говоря об индивидуальном сознании, следует кратко коснуться вопроса о таком феномене, как самосознание. Оно представляет собой оценку человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного существа. Самосознание осуществляется путём рефлексии. На основе самосознания человек регулирует свои эмоциональные оценки окружающего мира, свою деятельность. Нужно стремиться к объективным результатам самосознания. Однако бывают неадекватные самооценки — завышенные или заниженные, не соответствующие реальным качествам, свойствам, способностям индивида. Они приводят, как правило, к негативным результатам в деятельности и поведении. Нередко такие не соответствующие реальным ситуациям и условиям самооценки определяют конфликт индивида и социальных норм, устанавливаемых обществом.

ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ. Согласно мнению Аристотеля (384–322 до н. э.) и многих его последователей, все люди склонны к познанию. Практическая деятельность человека в качестве своей важнейшей составной части включает познание. Чтобы как-то обращаться с вещью (в широком смысле слова), преобразовывать её, плодотворно пользоваться ею, необходимо знать, что она собой представляет, какова её сущность. А сущность вещи открывается с помощью познания, т. е. путём приобретения знаний. Знания, таким образом, являются результатом познания. В целом же познание – это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Обществознание. 10 класс. Базовый уровень"

Книги похожие на "Обществознание. 10 класс. Базовый уровень" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Денис Мартьянов

Денис Мартьянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Денис Мартьянов - Обществознание. 10 класс. Базовый уровень"

Отзывы читателей о книге "Обществознание. 10 класс. Базовый уровень", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.