» » » Светлана Костромина - Справочник школьного психолога


Авторские права

Светлана Костромина - Справочник школьного психолога

Здесь можно купить и скачать "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Астрель, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Костромина - Справочник школьного психолога
Рейтинг:
Название:
Справочник школьного психолога
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-271-44092-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Справочник школьного психолога"

Описание и краткое содержание "Справочник школьного психолога" читать бесплатно онлайн.



В ваших руках уникальная книга – впервые школьная психология как практическое направление, ориентированное на изучение и улучшение обучения и воспитания детей в школьном возрасте, обретает свой словарь. Этим утверждается научная и практическая состоятельность данного направления в психологии и формируется основа для будущих теоретических исследований и практической работы.

В справочнике более 250 статей, адекватно отражающих ситуацию в современной отечественной школьной психологии. Излагаются основные проблемы и задачи развития школьников, представлен материал по направлениям, формам и видам деятельности психолога в образовании, по видам диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы школьного психолога, материал по обучению, воспитанию и развитию школьников. Книга предназначена школьным психологам, педагогам, студентам и аспирантам психологических и педагогических направлений деятельности, а также специалистам в области практической психологии.






Первичный уровень защитных механизмов включает:

● диссоциацию – отделение себя от своих неприятных переживаний;

● интроекцию (в частности, идентификация с агрессором) – бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок других людей;

● отрицание – полный отказ от осознания неприятной информации;

● примитивную идеализацию – восприятие другого человека как идеального и всемогущего;

● примитивную изоляцию (в частности, защитное фантазирование) – уход от реальности в другое психическое состояние;

● проективную идентификацию – когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции;

● проекцию – ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне;

● расщепление Эго – представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного;

● соматизацию или конверсию – тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.

Вторичный уровень защитных механизмов объединяет:

● аннулирование или возмещение – бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путем создания некоего позитивного события;

● вытеснение, подавление, репрессию – в бытовом смысле «забывание» неприятной информации;

● вымещение, замещение, смещение – перенос эффекта негативного события на другого;

● игнорирование или избегание – контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искаженное восприятие подобного воздействия, его наличия или характера;

● идентификацию – отождествление себя с другим человеком или группой людей;

● изоляцию аффекта – удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания;

● интеллектуализацию – неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации;

● компенсацию или гиперкомпенсацию – прикрытие собственных слабостей за счет подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах;

● морализацию – поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего;

● отыгрывание, отреагирование или разрядку – снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию;

● аутоагрессию – перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя;

● раздельное мышление – совмещение взаимоисключающих установок за счет того, что противоречие между ними не осознается;

● рационализацию – объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым;

● реактивное образование – защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений;

● реверсию – проигрывание жизненного сценария, с переменой в нем мест объекта и субъекта;

● регрессию – возврат к ребячливым, детским моделям поведения;

● сексуализацию – превращение чего-то негативного в позитивное за счет приписывания ему сексуальной составляющей;

● сублимацию – перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

На вторичном уровне активизация защитных механизмов происходит на фоне формирования и закрепления стратегий защитного поведения, которые проявляются в виде копинг-стратегий (от англ. coping – совладание), определяющих успешную или неуспешную адаптацию в трудной ситуации. Примерами защитных типов поведения могут быть: агрессия (или нападение на «фрустратора»); аутизм (самозамыкание, «уход от фрустратора»); репрессия (подавление желаний, «отказ от фрустратора»); рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, «оправдание фрустратора»); сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, «замещение фрустратора»), забывание; самопрощение («Да! А что?»); проекция собственной вины на всех других («Сами виноваты!») и др. Личность, чье поведение носит защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну или обе из следующих задач: 1) избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством – тревогой, иногда сильнейшим горем, депрессией или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями; 2) сохранение самоуважения.

Для диагностики типов психологических защит используется методика Р. ПлутчикаКеллермана (в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышевой и др.), а также методика Е. Е. Туник «Психологические защиты», методика диагностики копингмеханизмов (тест Хейма), копингтест Р. Лазаруса.

Пубертатный период

период полового созревания в подростковом возрасте, сопровождающийся бурным ростом и физиологической перестройкой организма. Наблюдающиеся в этот период изменения бывают столь значительными, что для их описания типичны такие образные выражения, как «гормональная буря», «скачок роста», «эндокринный шторм». Многие происходящие изменения переживаются подростком довольно эмоционально и мучительно и сопровождаются повышенной тревогой, возбудимостью, депрессивными состояниями. Причинами таких переживаний могут быть:

● несовпадение темпов роста разных частей тела и резкой смены пропорций, из-за чего многие начинают чувствовать себя неуклюжими или неловкими; снижается самооценка, становится трудно удерживать субъективное чувство целостности и стабильности своего «Я», самоидентичность;

● асинхронность в появлении первых признаков полового созревания и их последовательности у разных подростков, в связи с чем уровень физического и физиологического развития в одной и той же возрастной группе может существенно различаться;

● появление полового влечения, часто изменяющее систему мотивов и переживаний.

Как писал Л. С. Выготский (1983, т. 5, с. 170): «Переходный возраст представляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположенностей, которые до того находились в латентном состоянии». Это означает, что именно в пубертатный период могут впервые возникать или обостряться разного рода патологические реакции, связанные с трудностями поведения, развитием психических (иногда и соматических) заболеваний, проблем в формировании личности.

«Самая основная из всех особенностей переходного возраста, – продолжает Л. С. Выготский, – состоит в несовпадении трех точек созревания: половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования. Подросток, созревший в половом отношении настолько, что всякая разница между взрослым организмом и юношеским с этой стороны совершенно уничтожается, является еще в это время существом, которое далеко не приблизилось еще к завершению двух других процессов развития: органического и социального».

Предельная неустойчивость настроения и активности, постоянные колебания самочувствия, неадекватность реакций, повышенные чувствительность и ранимость на фоне социальной и личностной незрелости способствуют появлению затяжных конфликтов, бурных протестов и выяснения отношений. Все это требует от взрослых особой деликатности, пристального внимания и ответственного отношения к работе с подростками, осторожности и неравнодушия при решении проблем личного характера.

Рефлексия

(по Локку) это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» (J. Locke, т. 1, с. 177, 1985), способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность. Рефлексия предполагает особое направление внимания на внутренний мир человека; анализ внутреннего мира и процессов, происходящих в нем, возможен при достаточной зрелости субъекта.

В ходе онтогенеза рефлексия относится к психологическим новообразованиям подросткового возраста (началу отрочества), преображая не только познавательную деятельность учащегося, но и характер его отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Самоидентичность

результат осознания себя как личности, характеризующийся обобщением имеющихся знаний о себе и интеграцией многочисленных образов себя (Я – как сын, как студент, как музыкант, как мужчина и т. д.) в единое целостное представление о себе. В зарубежной литературе используется в качестве аналога понятия «самоопределение» или «эго-идентичности».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Справочник школьного психолога"

Книги похожие на "Справочник школьного психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Костромина

Светлана Костромина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога"

Отзывы читателей о книге "Справочник школьного психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.