» » » Светлана Костромина - Справочник школьного психолога


Авторские права

Светлана Костромина - Справочник школьного психолога

Здесь можно купить и скачать "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Астрель, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Костромина - Справочник школьного психолога
Рейтинг:
Название:
Справочник школьного психолога
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-271-44092-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Справочник школьного психолога"

Описание и краткое содержание "Справочник школьного психолога" читать бесплатно онлайн.



В ваших руках уникальная книга – впервые школьная психология как практическое направление, ориентированное на изучение и улучшение обучения и воспитания детей в школьном возрасте, обретает свой словарь. Этим утверждается научная и практическая состоятельность данного направления в психологии и формируется основа для будущих теоретических исследований и практической работы.

В справочнике более 250 статей, адекватно отражающих ситуацию в современной отечественной школьной психологии. Излагаются основные проблемы и задачи развития школьников, представлен материал по направлениям, формам и видам деятельности психолога в образовании, по видам диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы школьного психолога, материал по обучению, воспитанию и развитию школьников. Книга предназначена школьным психологам, педагогам, студентам и аспирантам психологических и педагогических направлений деятельности, а также специалистам в области практической психологии.






результат осознания себя как личности, характеризующийся обобщением имеющихся знаний о себе и интеграцией многочисленных образов себя (Я – как сын, как студент, как музыкант, как мужчина и т. д.) в единое целостное представление о себе. В зарубежной литературе используется в качестве аналога понятия «самоопределение» или «эго-идентичности».

● По Э. Эриксону, эго-идентичность представляет собой сумму внутреннего опыта, приобретенного на всех предыдущих стадиях развития, когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивида с его возможностями и одаренностью. Чувство эго-идентичности позволяет человеку ощущать свою уникальность и аутентичность, способствует развитию уверенности в себе и сохранению внутренней тождественности и целостности, в том числе и при соотнесении представлений о себе с оценками, данными другими (Erikson, 1968, p. 261).

● Сензитивным периодом формирования самоидентичности принято считать подростковый и юношеский возраст (от 12–13 лет до примерно 19–20 лет). Именно на возраст учащихся средних и старших классов приходится кризис идентичности. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, учащийся сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что приводит к возникновению разнообразных противоречий и конфликтов. Это период времени, когда молодой человек напряженно решает такие вопросы, как: «Что я собой представляю? Куда я иду?». Ему недостает ясного представления о своей социальной роли. Складывающаяся ситуация требует нахождения новых путей оценки мира и своего отношения к нему, провоцирует столкновение сложившихся внутренних стереотипов с новыми взглядами на жизнь, смешение ролевого функционирования, определение собственного «Я» под сильным влиянием разнообразных социальных групп.

● Крайними негативными формами этого процесса, способными привести к «диффузии себя» оказываются растерянность, недовольство своим «Я», глубокое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным, деперсонализация, фрустрированность и депрессия. Но и при благополучном течении кризиса он может характеризоваться трудностями в выборе карьеры, дальнейшего образования, периодического переживания учащимся неопределенности, тревоги, разрыва с миром, пронзительного чувства своей бесполезности, душевного разлада, бесцельности. Подростки и юноши ощущают свою неприспособленность, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности – противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.

● Положительным качеством, характеризующим успешное прохождение кризиса идентичности и формирование самоидентичности, является верность, которую Э. Эриксон определяет как «способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей» (Erikson, 1968, p. 290).

● Дж. Марсия (J. E. Marcia, 1966, 1993) в ходе своих исследований установил четыре самостоятельных ориентации или статуса идентичности:

1. Диффузия идентичности, характеризующаяся отсутствием обязательств, минимумом или даже отсутствием принятых индивидуумом ценностей и ролей, заветной мечты; чаще всего этот вариант означает, что молодой человек еще не вступил в пору кризиса, не прошел через испытания, связанные с определением себя. Учащиеся с диффузным статусом самоидентичности демонстрируют наибольшую конформность под давлением группы сверстников.

2. Предрешенность, отражающая состояние юноши или девушки, с одной стороны, уже утвердившихся в своих основных ориентациях, а с другой – минимально переживавших противоречия, связанные с кризисом; такой вариант означает, что индивид раньше положенного срока «включился» во взрослые отношения, сделал это под чужим влиянием, без собственного уникального пути взросления. У старшеклассников с предрешенным статусом самоидентичности наблюдаются более теплые отношения с родителями, они чаще остальных обращаются к своим семьям за советом и поддержкой в ситуациях, когда им необходимо принимать жизненно важные решения.

3. Мораторий, предполагающий, что человек в данный момент находится в состоянии кризиса (выбирает между альтернативами) и его предпочтения слишком слабы и неопределенны; в некотором роде это своеобразная «проба ролей» в попытках выработать самоидентичность, процесс интенсивного поиска себя. Юноши и девушки в статусе моратория не имеют обыкновения искать совета у родителей в ответственных случаях, они выглядят более критичными по отношению к своим родителям, с которыми у них часто бывает высокий уровень конфликтности.

4. Достижение идентичности – статус, соответствующий людям, пережившим период кризиса и сделавшим определенный выбор в отношении собственных целей и позиций; этот вариант означает, что чувство собственной определенности обретено и молодой человек созрел, чтобы перейти к самореализации. Достигшие идентичности учащиеся могут проявлять готовность к конформному поведению, но только тогда, когда это ведет к достижению определенных целей, они получают более высокие оценки и не столь драматично переживают учебные неудачи, влияющие на академическую неуспеваемость.

Нахождение старшеклассника в том или ином статусе предполагает наличие присущего именно этому статусу психологических трудностей. Поэтому направление и характер психологической помощи в каждом конкретном случае должны строиться с учетом того, чтобы учащийся оказался способен на изменения. Требования к нему не должны быть массированными и слишком опережающими те возможности, которыми располагает школьник.

● Изучение самоидентичности может осуществляется с применением метода самооценки. В частности, для этих целей может быть использована психодиагностическая методика Дембо – Рубинштейн.

Самоопределение

(по Э. Ф. Зееру) это выбор позиции, самоограничение, уменьшение степени неопределенности в многообразных проявлениях реальности. Оно не является кратковременным процессом, сопровождается осознанием ситуации, активным поиском принятия решения и, как правило, сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями душевного неблагополучия, а в отдельных случаях утратой смысла жизни.

Самоопределение может касаться различных сторон жизни человека: а) в культуре, понимаемой в широком смысле слова: производство, политика, искусство, экология; б) в нравственных ценностях (самоопределение в жизни, общении, взаимодействии); в) во внутренних позициях (личностное самоопределение); г) в профессии (нахождение своего места в мире профессий и смысла в профессиональном труде – профессиональное самоопределение).

Для проблемы самоопределения в культуре характерны: 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

Для проблемы ценностно-нравственного самоопределения характерны: 1) невозможность формализации полноценного духовного развития личности; 2) сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.

Для проблемы личностного самоопределения характерны:

1) негативное отношение к себе;

2) нарушение целостности личности;

3) аффективные переживания в отношении «Я»;

4) кризис идентичности.

Для проблемы профессионального самоопределения характерны: 1) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т. п.); 2) наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т. п.).

Как отмечает Т. В. Снегирева (И. В. Дубровина, 1991, с. 145), основную базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста – составляют следующие психологические компоненты: а) потребность в общении и владение способами его построения; б) теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания (научном, художественном, нравственном, правовом), что выступает в виде сложившихся основ научного и гражданского мировоззрения; в) развитая рефлексия, обеспечивающая осознанное и критическое отношение к себе; г) потребность в целенаправленной активности (учебе, работе, труде), владение навыками, позволяющими включиться в деятельность, осуществляя ее на творческих началах.

Для подростков и старшеклассников наибольшее значение имеет личностное и профессиональное самоопределение и т. д. Личностное самоопределение связано с поиском себя, познанием своего внутреннего мира, его гармонизации. Оно детерминировано интересом школьников к тому, какой станет их личность в будущем. Главным признаком этого явления в старшем подростковом возрасте выступает потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Справочник школьного психолога"

Книги похожие на "Справочник школьного психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Костромина

Светлана Костромина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога"

Отзывы читателей о книге "Справочник школьного психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.