» » » Светлана Костромина - Справочник школьного психолога


Авторские права

Светлана Костромина - Справочник школьного психолога

Здесь можно купить и скачать "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Астрель, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Костромина - Справочник школьного психолога
Рейтинг:
Название:
Справочник школьного психолога
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-271-44092-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Справочник школьного психолога"

Описание и краткое содержание "Справочник школьного психолога" читать бесплатно онлайн.



В ваших руках уникальная книга – впервые школьная психология как практическое направление, ориентированное на изучение и улучшение обучения и воспитания детей в школьном возрасте, обретает свой словарь. Этим утверждается научная и практическая состоятельность данного направления в психологии и формируется основа для будущих теоретических исследований и практической работы.

В справочнике более 250 статей, адекватно отражающих ситуацию в современной отечественной школьной психологии. Излагаются основные проблемы и задачи развития школьников, представлен материал по направлениям, формам и видам деятельности психолога в образовании, по видам диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы школьного психолога, материал по обучению, воспитанию и развитию школьников. Книга предназначена школьным психологам, педагогам, студентам и аспирантам психологических и педагогических направлений деятельности, а также специалистам в области практической психологии.






В. С. Мерлин выделял следующие компоненты самосознания: а) сознание своей тождественности; б) сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; в) сознание своих психических свойств и качеств; г) система социально-нравственных самооценок. Все компоненты самосознания связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Основными стадиями, или этапами, развития самосознания являются:

1) открытие «Я», которое происходит в возрасте 1–1,5 лет;

2) автономизация, отделение своих действий от действий других, выделение себя как субъекта и осознание себя как деятеля (2–3 года);

3) формирование способности оценивать себя (самооценка) (6–7 лет);

4) активное самопознание, поиск себя, своего стиля, завершение формирования ценностных ориентаций и социально-нравственных оценок (14–16 лет).

Л. С. Выготский считал ключевым периодом для развития самосознания старший школьный возраст, называя самосознание «самой последней и верхней из всех перестроек». «С формированием самосознания, – писал он, – в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка» (1983, т. 4, с. 238). Это связано с тем, что именно самосознание отражает результат открытия и овладения личностью своим внутренним миром. Внешним коррелятом этого события выступает возникновение жизненного плана.

Самостоятельность

обобщенное свойство личности, проявляющееся в том, что человек автономен, способен без помощи других по собственной инициативе ставить цели, находить пути и средства их достижения и практически выполнять принятые решения, не поддается чужому влиянию, обладает самокритичностью и чувством личной ответственности за свою деятельность и поведение. В процессе жизнедеятельности самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.

Самостоятельность может рассматриваться в широком контексте как проявление более общей человеческой способности – способности к саморазвитию. Самостоятельность выступает ведущим психологическим условием, обусловливающим изменение организованности профессионального самосознания личности. Ее влияние проявляется в динамике овладения деятельностью – преобразовании внешнеориентированной модели принятия решений, данной в виде образцов и стандартов в аутентичную, координирующую профессиональное и личностное видение решения профессиональной задачи за счет сопряжения внутреннего и внешнего, индивидуального «Я» и «нормативно-профессионального».

Операционализация понятия «самостоятельность» деятельности позволяет охарактеризовать ее через рефлексивные и продуктивные действия. Рефлексивные действия необходимы для того, чтобы опознать задачу как новую, определить, каких средств не хватает для ее решения, установить направления самообучения, профессионального роста: чему еще необходимо учиться? Продуктивные действия образуют «методическую область» самообучения, включающую систему средств и способов достижения целей деятельности: как присвоить недостающие знания? То есть связаны со способностью актуализации имеющихся и получением новых приемов и схем организации собственной деятельности, ее оптимизации и повышения эффективности.

Внешними признаками самостоятельности являются: планирование своей работы в соответствии с целью (заданием), подготовка рабочих мест, выполнение задания без непосредственного участия преподавателя, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, корректирование и совершенствование ее.

Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия студента, направленные на достижение цели деятельности без посторонней помощи.

Сензитивность

категория, обозначающая, что каждый период жизни наиболее благоприятен (а возможно, уникален) для формирования совершенно определенных психологических образований.

В настоящее время в психологии можно встретить разные точки зрения о соответствии возраста формированию конкретных психологических структур. Бесспорным является только единое понимание сензитивного периода развития речи. Тем не менее можно говорить, что в младшем школьном возрасте предпосылками способностей является повышенная восприимчивость к усвоению новых знаний, вера в истинность того, чему учат (И. В. Дубровина, 1991, с. 240). У школьников средних классов отмечается возросшая самостоятельность, энергия, широта склонностей. У старших школьников проявляется глубина анализа, готовность к рассуждениям, особая эмоциональная впечатлительность.

В этом плане близкой к идее сензитивности является идея возрастных задач развития, суть которой состоит в том, что каждая стадия процесса формирования личности выдвигает свои задачи развития, требует формирования определенных способностей, продвижения в определенном направлении. Отсутствие такого продвижения, несформированность тех или иных образований ведет к деформации процесса личностного развития на следующем этапе, к невозможности или крайней затрудненности приобретения необходимых качеств в дальнейшем. Например, в своей концепции Э. Эриксон выделяет следующие возрастные этапы формирования личности, каждый из которых не только отражает переживание специфического психосоциального кризиса, но и раскрывает психологическое новообразование, формирующееся при его прохождении и обусловливающее возможный последующий расцвет личности:

1) доверие/недоверие к окружающему миру как базовое качество личности (первый год жизни);

2) автономия/стыд и сомнения как отражение специфики переживания чувства страха перед потерей контроля над ситуацией (от 1 года до 3 лет);

3) инициативность/чувство вины как характеристики направленности личности, мотивированности и первого опыта самоутверждения (от 3 до 6 лет);

4) работоспособность/чувство неполноценности как результат осознания собственных возможностей и способностей (от 7 до 10 лет);

5) идентичность/спутанность ролей как интеграция образа «Я», раскрывающая итог объединения прошлого опыта, потенциальных возможностей и совершенных выборов (11–15 лет);

6) близость/изоляция как результат социализации человека и особенность социального статуса, являющегося проекцией способности принимать других и быть принятым (20–25 лет);

7) генеративность/застой как базовая способность личности к дальнейшему развитию, раскрывающая степень продуктивности и перспективы личностного роста (кризис среднего возраста 40–45 лет);

8) цельность/отчаяние как итог развития личности, которая через самоотношение передает степень удовлетворенности собой и своей прожитой жизнью (60–70 лет).

Таким образом, решение возрастных задач развития обусловливает не только качественные сдвиги при переходе от одного возрастного этапа к другому, но и способствует/препятствует расцвету личностной характеристики, к формированию которой психическая система наиболее чувствительна в этот период.

Склонность

потребность личности в определенной деятельности, предрасположенность к чему-либо.

Склонность к какому-либо виду деятельности часто начинается именно с интереса. Однако, чтобы интерес (эмоционально окрашенное, повышенное внимание к какому-либо объекту или явлению) перерос в склонность, необходимо включение в интерес волевого компонента. Главным показателем выраженности склонности является стремление ребенка к длительному и систематическому занятию определенным видом деятельности, что может выражаться в предпочтении тех или иных предметов, кружков, секций, в посвящении свободного времени любимому делу.

Иногда увлечение становится настолько сильным, что полностью поглощает ребенка, превращаясь в сверхценное, патологическое хобби.

Социализация

процесс и результат вхождения и становления индивида в социальной среде как члена общества под влиянием всего спектра факторов: биологических предпосылок, социального познания и общения (мира вещей, социальных ролей и функций, норм, прав и обязанностей и т. д.), социальных институтов – семьи, образовательных учреждений, общественных групп и организаций, культуры, общественного опыта. С. И. Розум (2006) определяет социализацию как процесс и результат усвоения и воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Именно процесс социализации определяет ход формирования личности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Справочник школьного психолога"

Книги похожие на "Справочник школьного психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Костромина

Светлана Костромина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога"

Отзывы читателей о книге "Справочник школьного психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.