» » » Светлана Костромина - Справочник школьного психолога


Авторские права

Светлана Костромина - Справочник школьного психолога

Здесь можно купить и скачать "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Астрель, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Костромина - Справочник школьного психолога
Рейтинг:
Название:
Справочник школьного психолога
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-271-44092-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Справочник школьного психолога"

Описание и краткое содержание "Справочник школьного психолога" читать бесплатно онлайн.



В ваших руках уникальная книга – впервые школьная психология как практическое направление, ориентированное на изучение и улучшение обучения и воспитания детей в школьном возрасте, обретает свой словарь. Этим утверждается научная и практическая состоятельность данного направления в психологии и формируется основа для будущих теоретических исследований и практической работы.

В справочнике более 250 статей, адекватно отражающих ситуацию в современной отечественной школьной психологии. Излагаются основные проблемы и задачи развития школьников, представлен материал по направлениям, формам и видам деятельности психолога в образовании, по видам диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы школьного психолога, материал по обучению, воспитанию и развитию школьников. Книга предназначена школьным психологам, педагогам, студентам и аспирантам психологических и педагогических направлений деятельности, а также специалистам в области практической психологии.






Стратегии когнитивные

устойчивые маршруты интеллектуальной деятельности, которые отражают организацию субъектом своих познавательных действий в виде определенной программы (алгоритма). Выделение этого психологического феномена связано с классической работой Дж. Брунера, в которой последовательность решения задачи была описана через закономерности выдвижения и проверки гипотез.

По мнению Н. М. Лебедевой (1986), наибольший интерес в этом процессе представляет так называемый этап «зарождения стратегии». Он подразумевает выработку конкретных способов решения задач различного класса, происходящую, по большей степени, в самом начале. Эти способы формируют и определяют дальнейший ход решения, выполняя организационную, управляющую и регулирующую функции. Специфика когнитивных стратегий связана с различной длительностью «безоценочного» (без выдвижения и проверки гипотез) сбора информации. Поэтому их дифференциация зависит от превалирования в процессе решения периодов накопления (сбора) информации или периодов выдвижения и проверки гипотез. Другим основанием для их дифференциации служат продуктивные или репродуктивные схемы, на основе которых происходит обработка информации и логические операции, используемые для этого: анализ, конкретизация, обобщение, выделение существенного и др. Специалист должен сам сознательно устанавливать определенный баланс, учитывая условия решаемой задачи и ее специфику в каждом конкретном случае.

Понятие когнитивных стратегий часто соотносят с понятием когнитивный стиль. По мнению М. А. Холодной, основным критерием их дифференциации является направление детерминации – либо со стороны когнитивной сферы субъекта (когнитивный стиль), либо со стороны объекта – специфики познавательной задачи (когнитивная стратегия). Кроме того, следует помнить, что стилевая характеристика субъекта как свойство его личности выступает в качестве более широкого понятия, которое может влиять на выбор (и не только) мыслительных стратегий, детерминируя вариативность применения по отношению к ситуации. Таким образом, область действия когнитивных стратегий более узкая, поскольку они проявляются в решении частных познавательных задач и в большей степени зависят от их специфичности.

Субъектность

ключевая характеристика личности в деятельности. Носителем любой деятельности является субъект. Содержание деятельности и ее структура принадлежат субъекту. Ее сущность сконцентрирована в тезисе С. Л. Рубинштейна, являющимся квинтессенцией понимания психологической природы деятельности: «Человек не только объект различных воздействий, но и субъект, который, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение. И развитие человека является ни чем иным, как становлением личности – активного и сознательного субъекта человеческой истории. Ее развитие является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а “самодвижением” субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим» (1989, т. 2, с. 184).

Полноценная деятельность выполняется субъектом, обладающим такими качествами, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность и т. п. Эти качества в концентрированном и синтезированном виде отражают центральные характеристики деятельности – целенаправленной активности человека, поскольку для подлинного субъекта деятельности характерно самостоятельное ее осуществление. Таким образом, субъектность – источник развития, точнее, саморазвития человека вообще, и профессионального развития в частности.

Применительно к образовательному процессу понятие субъекта означает активного участника учебного процесса, включенность которого проявляется в виде активности разных сфер его психики: моторной (двигательная активность), эмоциональной (эмоциональная активность), познавательной (когнитивная активность), личностной (личностная активность, проявление характерологических особенностей), духовно-нравственной (проявление собственной позиции). Субъект образовательного процесса – это не только носитель способностей в виде знаний-умений и компетенций. Это, прежде всего, реализатор в практической деятельности различных возможностей развития своих способностей.

Творчество

созидательная деятельность, характеризующаяся индивидуальной неповторимостью результатов и процесса их получения. На личностном уровне творчество представляет собой способ самоутверждения личности через целенаправленную активность, преобразующую окружающую действительность.

Творческая деятельность, как правило, – многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, – результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности выступает созидание нового. При этом не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости. Ключевыми характеристиками творческой деятельности выступают беглость (способность за короткое время придумать множество новых вариантов), гибкость (разнообразие вариантов, их неповторяемость даже на сходном/родовом уровнях) и оригинальность (нестандартность, уникальность созидаемого).

Существует две формы получения творческого результата (решения): изобретение и рационализация. Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой из сфер жизнедеятельности человека. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект. Рационализация подразумевает усовершенствование того, что было уже создано, внесение нового, оригинальное изменение данности (продукта, процесса, формы и т. д.) или ее отдельных частей.

Область научного и прикладного знания о творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве получила свое развитие как психология творчества. Эта отрасль психологии обобщает теоретические и экспериментальные исследования творчества, изучает общие психологические закономерности строения и регуляции творческой деятельности, а также индивидуальное своеобразие творческой личности, природу творческих способностей, их генез и пути развития на разных возрастных этапах (в детстве, взрослости, преклонном возрасте). С этой целью психология творчества включает психологические знания из различных отраслей психологии: социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, акмеологии, психологии личности, психофизиологии, нейропсихологии и психогенетики.

Психология творчества представлена в различных направлениях современной психологии: культурно-исторической теории, теории деятельности, психоанализе, гештальтпсихологии, экзистенциализме, гуманистических течениях, когнитивной психологии, что определяет теоретические принципы и методы исследования, а также варианты используемых психокоррекционных и тренинговых практик и процедур.

К специфической проблематике психологии творчества относится изучение: а) роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения; б) индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества (способности, талант, гениальность); в) взаимосвязей основополагающих характеристик творческой деятельности с другими видами активности человека – познавательной, учебной, трудовой; г) влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив; д) факторов, способных стимулировать творческую активность (групповая дискуссия, мозговая атака, проблемные задачи, некоторые психофармакологические средства и т. д.). В связи с этим психология творчества имеет особое значение для других наук: философии, социологии, педагогики, политологии, экономики, менеджмента, маркетинга, информатики и искусственного интеллекта, инжиниринга и теории проектирования, искусствоведения и других прикладных дисциплин, связанных с поиском и анализом новых, альтернативных и оригинальных решений.

Наиболее часто для психологической диагностики творческого начала (креативности – способности творить, созидать новое) используется методика Е. Торренса (в адаптации Е. Туник для российской выборки) (невербальная и вербальная форма диагностики творческих способностей).

Темперамент

(в пер. с лат. temperamentum – «смесь», «соразмерность» «надлежащее соотношение частей») – врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования на что-либо, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, специфику приспособления к окружающей среде.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Справочник школьного психолога"

Книги похожие на "Справочник школьного психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Костромина

Светлана Костромина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога"

Отзывы читателей о книге "Справочник школьного психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.