» » » Светлана Костромина - Справочник школьного психолога


Авторские права

Светлана Костромина - Справочник школьного психолога

Здесь можно купить и скачать "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Астрель, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Костромина - Справочник школьного психолога
Рейтинг:
Название:
Справочник школьного психолога
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-271-44092-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Справочник школьного психолога"

Описание и краткое содержание "Справочник школьного психолога" читать бесплатно онлайн.



В ваших руках уникальная книга – впервые школьная психология как практическое направление, ориентированное на изучение и улучшение обучения и воспитания детей в школьном возрасте, обретает свой словарь. Этим утверждается научная и практическая состоятельность данного направления в психологии и формируется основа для будущих теоретических исследований и практической работы.

В справочнике более 250 статей, адекватно отражающих ситуацию в современной отечественной школьной психологии. Излагаются основные проблемы и задачи развития школьников, представлен материал по направлениям, формам и видам деятельности психолога в образовании, по видам диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы школьного психолога, материал по обучению, воспитанию и развитию школьников. Книга предназначена школьным психологам, педагогам, студентам и аспирантам психологических и педагогических направлений деятельности, а также специалистам в области практической психологии.






Характер

индивидуальное сочетание наиболее устойчивых существенных особенностей личности, отчетливо проявляющихся в различных видах деятельности и поведении человека. Характер составляет каркас личности, его образуют только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные качества, которые отражают отношение:

● к себе (степень требовательности, критичности, принятия себя);

● к другим (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм, жестокость – доброта, безразличие – чуткость, грубость – вежливость);

● к порученному делу (лень – трудолюбие, аккуратность – неряшливость, ответственность – безответственность, инициативность – пассивность);

● к достижению цели (настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, решительность).

Ценности

нормативная система общекультурных и индивидуальных ориентиров человека, определяющих приоритеты его деятельности и направленность его личности, отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, в связи с чем, как синоним ценностей, используется термин «ценностные ориентации». Понятие «ценность» в его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н. Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А. И. Божович «жизненной позицией»; А. Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В. Н. Мясищев «психологическими отношениями». С. Л. Рубинштейн говорил, что ценность – значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

А. Н. Леонтьев рассматривает ценностные ориентации как ведущий мотив – цель, которая возвышается до истинно человеческого и не обособливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… Такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни. Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

Профессиональные ценности – это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости.

Индивидуальный ценностный конструкт формируется в зависимости от воспитания, образования, вида профессиональной деятельности, условий жизни и других социальных факторов. Первоначальным условием формирования ценностей личности служит среда и ее жизненная направленность в различных формах проявления: а) влечения – наиболее примитивная биологическая форма, сопровождающаяся часто неосознанной потребностью что-либо сделать, побуждающая к соответствующим действиям; б) желания – осознанной потребности, сопровождающейся стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее воплощения; в) стремления – готовность действовать для удовлетворения желания определенным образом (предполагает включение волевого компонента).

● Постепенно желания и стремления приобретают разную степень значимости, выступая не только ориентирами, но и нормативными образованиями, выполняющими регулятивную функцию в поведении человека, с иерархической организацией по степени значимости. Часть из них приобретает форму идеала – конкретизируемой в образе или представлении опредмеченной цели склонности. Другая, закрепляясь, переходит в разряд убеждений – системы значимых ориентиров, побуждающих личность поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением, т. е. системой философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов человека на окружающий мир.

● В некотором роде ценностные ориентации могут быть рассмотрены как своеобразные жизненные цели – осознаваемая личностью концепция собственного будущего, его идеальный вариант, что позволяет личности наметить перспективу своей активности и устремленности в конкретном направлении.

Для диагностики ценностных ориентаций используется методика «Ценностные ориентации» М. Рокича и методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева.

Эгоцентризм

диспозиция личности, характеризующаяся сосредоточением на себе, своих потребностях и восприятием своей точки зрения как единственной существующей. Такая позиция определяет рассмотрение любого объекта (в том числе и познавательной наполненности) относительно собственных целей и собственной выгоды, даже если получаемая информация противоречит собственному опыту. Термин введен в психологию Ж. Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8–10 лет.

Наиболее ярко эгоцентризм проявляется в раннем детском возрасте и, как правило, преодолевается к 12–14 годам. К старости может наблюдаться тенденция к усилению.

Выделяют несколько видов эгоцентризма:

● познавательный, характеризующий особенности восприятия и мышления в детском возрасте (синкретичность и конкретность мышления, тенденциозность восприятия, неспособность к анализу и синтезу, т. е. все те характеристики интеллектуальной сферы, которые связаны с недостаточным развитием высших психических функций);

● моральный эгоизм – говорящий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;

● коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации другим людям – заключается в пренебрежении смысловым наполнением понятий.

Эгоцентризм не является формой или степенью эгоизма. Однако эгоцентризм мешает понять, что у окружающих могут быть свои собственные чувства, желания и потребности, что может приводить к конфликтам.

Эгоцентризм учащихся во взаимоотношениях с другими, по данным психологических исследований, служит достаточно распространенным явлением, встречаясь в 29,1 % случаев. Он проявляется в направленности учащегося на себя, учете только собственных потребностей и желаний, стремлении подчинить действия других собственным целям и интересам. Ребенок судит обо всех и обо всем, исходя из собственного мнения, не стремясь и не желая встать на позицию других. Таким образом, оценка им коммуникативной ситуации происходит в «логике» собственного восприятия: «Другие должны понимать меня точно так же, как я себя, и относиться ко мне таким же образом». Большая часть описанных признаков не выходит за рамки нормального проявления эгоцентричности, свойственного детскому и подростковому возрасту. В то же время не являясь патологическим изменением в характере школьника, эгоцентризм затрудняет процесс межличностного взаимодействия, снижает его эффективность и продуктивность. В крайних формах эгоцентрическая позиция может приводить к появлению дезадаптивных форм поведения и искажению структуры личности ребенка.

Эмпатия

глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Как определял К. Роджерс (С. R. Rogers, 1975), быть в состоянии эмпатии – означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков – как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.

Формирование эмпатии возможно только через реальные проявления доброты, сочувствия и сопереживания. Ее нельзя дать или навязать извне, рассказать и потребовать действовать «по образцу». Эмпатия рождается в со-бытии и равноправных отношениях: один отдает, а другой берет. Важно научиться принимать от другого его стремление помочь, поддержать, разделить горе или радость.

Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого – к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Справочник школьного психолога"

Книги похожие на "Справочник школьного психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Костромина

Светлана Костромина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога"

Отзывы читателей о книге "Справочник школьного психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.