» » » Светлана Костромина - Справочник школьного психолога


Авторские права

Светлана Костромина - Справочник школьного психолога

Здесь можно купить и скачать "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Астрель, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Костромина - Справочник школьного психолога
Рейтинг:
Название:
Справочник школьного психолога
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-271-44092-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Справочник школьного психолога"

Описание и краткое содержание "Справочник школьного психолога" читать бесплатно онлайн.



В ваших руках уникальная книга – впервые школьная психология как практическое направление, ориентированное на изучение и улучшение обучения и воспитания детей в школьном возрасте, обретает свой словарь. Этим утверждается научная и практическая состоятельность данного направления в психологии и формируется основа для будущих теоретических исследований и практической работы.

В справочнике более 250 статей, адекватно отражающих ситуацию в современной отечественной школьной психологии. Излагаются основные проблемы и задачи развития школьников, представлен материал по направлениям, формам и видам деятельности психолога в образовании, по видам диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы школьного психолога, материал по обучению, воспитанию и развитию школьников. Книга предназначена школьным психологам, педагогам, студентам и аспирантам психологических и педагогических направлений деятельности, а также специалистам в области практической психологии.






Наиболее часто для психологической диагностики творческого начала (креативности – способности творить, созидать новое) используется методика Е. Торренса (в адаптации Е. Туник для российской выборки) (невербальная и вербальная форма диагностики творческих способностей).

Темперамент

(в пер. с лат. temperamentum – «смесь», «соразмерность» «надлежащее соотношение частей») – врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования на что-либо, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, специфику приспособления к окружающей среде.

Физиологической основой темперамента выступают свойства нервной системы, которые отражают по силе, взаимной уравновешенности и подвижности особенности протекания двух основных функциональных процессов – возбуждения и торможения, которые отражают специфическую активность головного мозга.

Свойства нервной системы имеют дихотомичную основу, показывая полюсную представленность данной характеристики в структуре темперамента:

● «сила – слабость» – степень работоспособности нервных клеток, нервной системы в целом;

● «уравновешенность – неуравновешенность» – сбалансированность процессов возбуждения и торможения, доминирование одного над другим (преобладание процесса возбуждения над процессом торможения и наоборот);

● «подвижность – инертность» – скорость протекания нервных процессов, доминирования одного из них (возбуждения или торможения).

В зависимости от соотношения этих свойств И. П. Павлов (1973) выделил и описал четыре основных типа нервной системы, определяющих четыре типа темперамента:

1) безудержный (холерик) – сильный, подвижный, неуравновешенный;

2) живой (сангвиник) – сильный, подвижный, уравновешенный;

3) спокойный (флегматик) – сильный, инертный, уравновешенный;

4) слабый (меланхолик) – слабый, малоподвижный, неуравновешенный.

Традиционные названия типов темперамента были заимствованы из теории Гиппократа, разделившего всех людей на четыре типа – в зависимости от преобладающей в организме жидкости:

● желчь – «холе» (холерик);

● кровь – «сангвис» (сангвиник);

● слизь – «флегма» (флегматик);

● черная желчь – «мелане холе» (меланхолик).

Свое продолжение теория темпераментов (относящаяся к психодинамическим теориям, описывающим личность исходя из ее внутренних характеристик) получила в концепции Айзенка, выделившего такие, по его мнению, универсальные характеристики, как нейротизм и экстраверсия.


Рис. 2. Типы темпераметов


Экстраверсия характеризует в противоположность интроверсии особенности высшей нервной деятельности, обусловливающие направленность человека «во вне», его открытость, общительность, коммуникабельность за счет доминирования возбуждения. Нейротизм отражает степень чувствительности нервной системы, ее реактивность, лабильность в различных ситуациях, что проявляется в нестабильности, включаемости, эмоциональной заражаемости, застревании на своих переживаниях и т. д.

Для диагностики таких свойств НС как сила/слабость и подвижность/инертность используется Теппинг-тест Ильина. Для диагностики нейротизма и экстраверсии и соответствующих типов темперамента методику экспресс-диагностики характерологических особенностей по Г. Айзенку.

Тревога

эмоциональная реакция на угрозу, которая сигнализирует, что существует возможность дезорганизации, необходимости радикальной реорганизации образа «Я».

Уровень притязаний

максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. В тех случаях, когда на пути к достижению цели человек сталкивается с реальными непреодолимыми (по его мнению) препятствиями, у него могут возникать состояния расстройства, подавленности, связанные с потерей (чаще всего кажущейся) перспективы. Состояние, сопровождающееся чувством безысходности, невозможности достижения цели, крушения надежд, т. е. блокированием жизненно-важных для личности потребностей, обозначается как фрустрация. Ф. Е. Василюк выделяет следующие виды фрустрационного поведения:

1) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции;

2) апатия;

3) агрессия и деструкция;

4) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения.

● Для диагностики уровня притязаний используется методика Дембо – Рубинштейн, инструкция которой предусматривает самооценку своих характеристик по 10-балльной шкале в реальности и идеале (каких, специалист самостоятельно определяет в зависимости от целей обследования). Идеальные показатели и есть отражение уровня притязаний школьника. Слишком высокие (более 5 баллов) или малые (1–2 балла) расхождения между реальными и идеальными показателями характеризуют наличие либо неадекватной самооценки, либо фрустрированность личности, неспособной достигнуть тех результатов, на которые она претендует.

Утомляемость психическая

характеристика функционального состояния нервно-психических процессов, отражающая склонность нервной системы к истощению и быстрому снижению умственной работоспособности. Основными признаками нервно-психического утомления выступает недостаточность активного внимания (его сосредоточения, распределения, объема и особенно устойчивости), дезорганизация (нарушение последовательности) и замедление темпа мыслительной деятельности при сохраняющейся возможности коррекции ошибок.

Повышенная утомляемость обусловлена слабостью нервной системы, анатомо-физиологической незрелостью в детском возрасте, а также значительной перегрузкой, превышающей индивидуально-типологические особенности человека. В первом случае речь идет о патологической утомляемости, в двух других – о физиологической.

При физиологической утомляемости снижается деятельность, которая восстанавливается после необходимого отдыха или смены деятельности. Физиологическая утомляемость при обучении характерна для дошкольников и младших школьников. Несмотря на то, что в целом к 6–7 годам у ребенка возрастает подвижность нервных процессов, равновесие процессов возбуждения и торможения, появляется устойчивая способность осуществления целенаправленного произвольного поведения, повышается физическая выносливость. А к 7–10 годам основные свойства нервных процессов по своим функциональным характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. У отдельных детей эти свойства еще очень неустойчивы. Повышение работоспособности носит относительный характер и для многих продолжает оставаться характерной повышенная утомляемость. Их работоспособность обычно падает через 15–20 минут интенсивной работы на уроке, а также при повышенной эмоциональной насыщенности урока и мероприятий. В учебной деятельности можно встретить значительное количество разнообразных ситуаций, повышающих нервное напряжение ребенка. По некоторым данным только в течение одного урока школьник способен испытывать на себе колебания напряжения и нагрузки от 7 до 20 раз (С. В. Вахрушев, 1996, с. 8). К ним относятся задания и учебные ситуации с различным объемом информации, стимулов или раздражителей большой интенсивности, субъективной значимости, требующие значительной выносливости и работоспособности нервной системы. Учащиеся со слабым типом нервной системы, склонные к утомлению и истощению психических процессов, оказываются неспособными к успешному выполнению подобной учебной работы, у них происходит временное изменение качества умственных достижений и уровня умственной деятельности.

Патологическая утомляемость является компонентом астении (см. астенический синдром) и возникает при умственной нагрузке, которая в целом может считаться умеренной и привычной для школьника. Ее отличает стабильность проявления признаков истощения независимо от возраста и напряженности выполняемой деятельности. Как пишет Б. В. Зейгарник, эта истощаемость своеобразна и значительно отличается от умственного утомления, которое наблюдается у ребенка с сильным типом нервной системы. В случае достаточной работоспособности утомляемость будет проявляться в более медленном, но адекватном выполнении заданий. У слабого школьника не только замедляется темп выполнения, но и происходит неадекватное увеличение количества ошибок, а к концу выполнения полное отсутствие продуктивности. При меньшей выраженности патологической утомляемости можно наблюдать чрезмерное перевозбуждение (истощаемость по гиперстеническому типу), при большей – заторможенность и апатию, полное снижение активности (истощаемость по гипостеническому типу).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Справочник школьного психолога"

Книги похожие на "Справочник школьного психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Костромина

Светлана Костромина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Костромина - Справочник школьного психолога"

Отзывы читателей о книге "Справочник школьного психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.