» » » » Сергей Лишаев - Эстетика Другого


Авторские права

Сергей Лишаев - Эстетика Другого

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Лишаев - Эстетика Другого" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Лишаев - Эстетика Другого
Рейтинг:
Название:
Эстетика Другого
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эстетика Другого"

Описание и краткое содержание "Эстетика Другого" читать бесплатно онлайн.



В монографии ставится ряд существенных для философской эстетики вопросов. Что мы чувствуем, когда чувствуем что-то особенное, Другое? Что происходит с нами в момент, когда мы как-то по-особому расположены? Что это за расположения? Если расположения отличны друг от друга, то чем? И, наконец, каковы онтологические предпосылки, делающие такие расположения возможными? Соглашаясь с тем, что нынешняя эстетика оторвалась от жизни, автор видит выход в создании эстетики как ветви онтологии, как аналитики чувственных данностей, субъективные и объективные моменты которых не изначальны, а обнаруживаются в стадии рефлексии над эстетической ситуацией. «Эстетику Другого» можно определить как попытку дать развернутый ответ на эти непростые вопросы. В книге разрабатывается концептуальный аппарат феноменологии эстетических расположений и дается аналитическое описание феноменов, которые еще не получили углубленной философско-эстетической проработки; среди них: «ветхое», «юное», «мимолетное», «затерянное», «маленькое», «ужасное», «страшное», «тоскливое», «скучное», «безобразное» и др.

Книга предназначена для всех, интересующихся проблемами эстетики, онтологии, философской антропологии.






Если ощущения и эмоции могут вызываться механически по причине жесткой связи между "раздражителем" и ощущением, ощущением и эмоцией, то чувства, в частности эстетическое чувство, не связаны напрямую с качественными и количественными характеристиками вещей и автоматически ими не производятся, но связываются с характеристиками вещей "задним числом", апостериори. Эстетическое чувство лежит в некотором третьем, не объективном и не субъективном – онтологическом – измерении и не вызывается автоматически ни вещами, ни человеческой волей (субъектом). Эстетическое чувство – это данность, делающая ту или иную вещь предметом нашего эстетического чувства, а нас – существами, наделенными таким чувством.

Итак, есть чувственно данный предмет ("вот–это–вот"), а есть – его эстетическое переживание, которое конкретизируется нами как чувство "юного", "затерянного", "уродливого", "прекрасного", "безобразного", "старого", "большого", "маленького", "возвышенного", "страшного", «уютного», «просторного» и т. д. Казалось бы, эстетическое определение предмета (например, как прекрасного или как возвышенного) есть указание на некоторую его качественную характеристику, в основе которой лежат качественные или(и) количественные характеристики предмета созерцания. Если согласиться с таким пониманием эстетического, тогда получится, что предмет с его характеристиками "запускает", вводит в игру столь же постоянные, универсальные способности (качества) созерцающего предмет субъекта, а взаимодействие способностей субъекта с качественными параметрами предмета дает эстетическое переживание предмета.

Однако "эстетические качества" предмета, как и сам эстетический предмет, вещь довольно странная. И странность эта состоит в том, что чувственно воспринимаемые свойства предмета сами по себе не есть его эстетические (делающими его эстетически значимым для нас) свойства. Таковыми они становятся только в точке эстетического же восприятия предмета (гора высотой 3000 метров еще не есть та гора, которая возбуждает в нас чувство возвышенного; можно и в горах – эстетически – жить, как на равнине), а без него эти свойства  предмета – не более чем необработанное "сырье" для эстетического опыта. Стало быть, то или иное эстетическое определение не есть определение предмета на основе какого–то объективно данного эстетического качества. Оно суть артикуляция события мета–физически углубленного восприятия предмета, в «силовом поле» которого предмет конституируется в качестве эстетического и обретает характеристики, апостериори определяемые нами в терминах эстетических свойств, черт и характеристик. Откровение Другого в человеке–и–вещи преображает обычный предмет в эстетический предмет, а прозаического субъекта – в поэтического. Но если это так, тогда эстетическое – как на стороне субъекта, так и на стороне объекта – не есть что–то заранее данное, оно производится, определяется событием, благодаря которому нечто оказывается "эстетически ценным" для нас. Если в случае обыденного («неэстетического») восприятия предмета мы можем рассчитывать на относительное постоянство  его количественных и качественных определений, то эстетическое его восприятие и определение – нестабильно, так как уже по природе своей, по своему происхождению и способу присутствия, оно (мета–физическое как опыт) событийно и появляется (если появляется) в точке длящегося "теперь". Эстетически определенного предмета нет до момента его восприятия в качестве эстетического, а потому эстетическая предметность, то есть предметность мета–физических (эстетических) чувств и их рационально–философских определений, как бы мерцает, появляясь и исчезая в точке эстетического события.

Эстетическое – это субъективно фиксируемый (ощутимый, связываемый с восприятием некоторой чувственно данной предметности) эффект действия мета–физического "в" физической среде, Другого – в сущем. В эстетическом событии субъект восприятия неотделим от объекта (в то время как в обыденном видении и научном наблюдении предмет воспринимается и осознается в качестве чего–то независимого от субъекта, в качестве чего–то "объективного"), что указывает на особый, эстетический способ присутствия в мире. Этот способ бытия характеризуется тем обстоятельством, что им (в нем, из него) разворачивается мир, которого нет "заранее". В этом мире ни у субъекта, ни у объекта нет свойств и характеристик, которые они в готовом виде перенесли бы из обыденного (неэстетического) мира. Более того, до рождения этого мира в точке эстетического события нет еще ни эстетического субъекта, ни эстетического объекта[16], в "поэтическом мире" эстетического события все "то же самое", что и в обычном мире, и все – совершенно другое. "Эстетическое" – это иной по своей онтологии мир, хотя физически, для внешнего наблюдателя, это тот же самый мир. Эстетический мир – это мир мерцающий, мир, вечно ускользающий от попыток зафиксировать его как имеющийся в наличии, как самому себе тождественный.


1.5. Условная и безусловная чувственная данность Другого



То, что мы воспринимаем в эстетическом опыте, – есть Другое (Иное)[17]. Данность Другого – это эффект бесконечности, маркирующий собой эстетическое событие и эстетическую ситуацию. Но Другое открывает себя Присутствию по–разному: относительно или абсолютно. Другое дано относительно (условно), когда эстетическое "качество" предмета допускает его определение по шкале увеличения или уменьшения ("это высокий человек, а тот еще выше, это красивый цветок, а тот – еще красивее, это древний замок, а тот еще древнее..."), и оно дано абсолютно (безусловно), когда эстетическое "качество" восприятия таково, что не допускает измерения по шкале интенсивности (прекрасное есть красивое вне всякого сравнения, возвышенное есть большое вне всякого сравнения, ветхое есть старое вне всякого сравнения и т. д.). Иными словами, в рамках эстетики условной данности Другого мы имеем дело с потенциальной бесконечностью, то есть с таким модусом его данности, в котором инаковость Другого по отношению к сущему хотя и явлена, но явлена не как актуальность его полного присутствия здесь и теперь, но как "намек" на Другое в его безусловной другости. Если же говорить об эстетике безусловно Другого, то в этой эстетической ситуации наше чувство как раз и характеризуется актуальным и полным присутствием Другого. В случае условной данности Другого мы не выходим за рамки повседневной жизни, ее течение не прерывается, но лишь «на мгновение» (на минуты, часы) замедляется. Когда мы видим нечто красивое, старое, большое, маленькое, уродливое или страшное, когда нам вдруг становится скучно, когда мы чувствуем уют, то это не останавливает обычного течения жизни: мы только обращаем на что–то внимание и тем самым отстраняемся от толпящихся вокруг нас забот, увеличиваем дистанцию по отношению к ним, оставаясь «пленниками повседневности». В случае же, когда Другое обнаруживается в полноте своей другости, мы оказываемся выведены встречей с ним из потока повседневных дел и забот, мы – по ту сторону обыденного, и в то же время – посреди него. Эстетическое событие делает нас «гостями» там, где мы чувствовали себя «у себя дома»: мы оказываемся в точке вненаходимости по отношению к окружающему миру, хотя онтически остаемся его «жителями». Прекрасное, ужасное, ветхое, юное, безусловно страшное, беспричинно радостное не просто останавливают нас, но и переносят в «иное измерение», делая возможной иную жизнь здесь, в мире повседневности, позволяя «потом», вспоминая о пережитом, опираясь на эстетический опыт «инаковости», выстраивать новый персональный этос и вносить «поправки» в траекторию собственной жизни.

Таким образом, Другое открывается (если открывается) или как условно Другое (как относительно Другое, как потенциально Другое), или как безусловно Другое (эффект "ни с чем не сравнимости"). Присутствие Другого (Иного) дает нам переживание сущего как особенного, стремящегося к абсолютной «инаковости» («другости»), «выделенности из ряда», или же как  актуальной данности бесконечного в конечном, чувственно данном. И в том и в другом случае мы получаем опыт само–чувствия, в котором мы можем 1)прочувствовать свое "я" как относительно другое по отношению к Другому, 2) ощутить свое "я" (свое я–тело) как "Я", пережить его погружение в "Я" (в стихию ноуменального "Я") как в Другое «измерение» "меня самого" (моего одушевленного тела), в отличное от «меня» средоточие моего  «Я». Данность "во мне" Другого скоординирована с моим отношением к эмпирически "другому" как к абсолютно Другому, следовательно, соответствует моему отношению к нему как к "Ты". В обоих случаях речь идет о переживании относительной или абсолютной субстанциальности (самости) как равно–распределенной для эстетического чувства, как бы повторенной на материале субъекта и объекта эстетического восприятия. В обоих случаях, хотя и по–разному (то "собственно", то "несобственно"), дает о себе знать само Другое как то, что не может быть отождествлено (как абсолютно другое, особенное, как событийная основа спонтанности эстетического акта) ни с эмпирическим субъектом, ни с эмпирическим объектом эстетического восприятия. В первом случае оно дает о себе знать спонтанностью, событийностью эстетического восприятия (один и тот же предмет для одного и того же человека может восприниматься то как красивый, то как обыкновенный, эстетически нейтральный), а во втором случае, помимо непроизвольности эстетического само–обнаружения Другого в "другом", Другое прямо заявляет о себе через безусловность эстетического чувства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эстетика Другого"

Книги похожие на "Эстетика Другого" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Лишаев

Сергей Лишаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Лишаев - Эстетика Другого"

Отзывы читателей о книге "Эстетика Другого", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.