» » » » Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии


Авторские права

Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии

Здесь можно скачать бесплатно "Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии
Рейтинг:
Название:
Курс лекций по древней и средневековой философии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Курс лекций по древней и средневековой философии"

Описание и краткое содержание "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой продолжение "Курса лекций по древней философии" (Высшая школа, 1981). В ней дается общая картина эволюции древней и ранней средневековой философии и теологии (параллельное рассмотрение античной философии Римской империи и иудаистско-христианского мировоззрения позволяет представить христианство во временном контексте культуры), объективное соотношение философии с парафилософией (религиозно-художественно-мифологическим мировоззрением), с основанной на интеллекте наукой, культурой в целом.






В зависимости от Римской империи оказались Боспорское царство в Крыму и в Приазовщине, а также Армения.

Владеть такими землями, населенными разнообразными разноязычными народами и племенами, находящимися на различных ступенях своего развития, имеющими свою историческую и культурную традицию, было нелегко. Временами вспыхивали восстания покоренных Римом народов. Восставали кантабры и астуры на Пиренейском полуострове, племена Паннонии и Иллирии. Особенно крупное восстание было в Иудее - Иудейская война (66-73 гг.). Восстание было жестоко подавлено, Иерусалим и Иерусалимский храм снесен с лица земли. При взятии крепости Масады римлянами осажденные, не видя спасения, перебили, прежде чем убить себя, своих жен и детей: "Они обнимали и ласкали жен своих, брали на руки детей, со слезами осыпали их последними поцелуями и в то же время, словно действуя чужими руками, исполняли свое решение. Принужденные убивать, они утешались, думая о том, какие бедствия пришлось бы всем им претерпеть от врагов. Не нашлось ни одного, кто отступил бы в столь страшном деле, - все лишили жизни самых своих близких одного за другим. Поистине несчастна была их судьба, если убивать собственной рукой жен и детей им казалось наименьшим злом!" (Поздняя греческая проза. М., 1960. С. 42). Так писал Иосиф Флавий в своей Книге "Иудейская война".

Падение нравов в Римском государстве можно проиллюстрировать некоторыми фактами из жизни правящей династии Юлиев-Клавдиев. Внучка Октавиана Августа, мать восьмерых детей, была сослана, как и ее мать, на остров Пандатерия и умерщвлена голодом в 33 г. В числе ее все же уцелевших детей будущий император Гай Цезарь (Калигула) и Агриппина Младшая. Первый отравит свою сестру Юлию Младшую, вторая страшит своего третьего мужа (он же дядя) императора Клавдия, по чьему приказу Юлия Младшая была умерщвлена. Отравив Клавдия, Агриппина Старшая сделала императором своего единственного сына, пасынка Клавдия, им усыновленного в обход своему сыну Британику, чтобы самой быть убитой по распоряжению своего сына Нерона.

Таковы были нравы во времена первой династии. Вторая династия Флавиев (69-96 гг.) была лучше. Еще лучше была династия Антонинов (96 - 192 гг.).

Во времена Ранней Римской империи продолжало укрепляться рабовладение. Август провел через сенат постановление, запрещающее отпуск рабов на волю ранее чем через двадцать лет после их покупки. В 10 г. н. э. сенат по предложению Августа, восстанавливая древний закон, постановил, что в случае убийства рабом своего господина подлежат казни все рабы и вольноотпущенники, находившиеся в доме в момент убийства. Этот закон применялся. Например, когда в 61 г. был убит своим рабом префект Рима Педаний Секунд, то все четыреста рабов Секунда были казнены.

Во времена Ранней Римской империи происходит всемирно-историческое событие - зарождается и крепнет, несмотря на все чудовищные преследования, новая религия, которой была уготована судьба стать главной мировой религией, т.е. религией, которая не ограничивала себя каким-либо одним народом, как, например, иудаизм, - христианство. Христиане не признавали никаких богов, кроме Иисуса Христа, они не поклонялись гению императора, не приносили языческим богам жертвы, уклонялись от военной службы. За это их распинали, сжигали, бросали живьем на съедение диким зверям... Смотреть на мучения ненавидимых языческими народами христиан было любимым развлечением римских граждан. Напомним, что римское гражданство было распространено на всех жителей Италии еще в 89 г. до н. э.

Времена Октавиана Августа были "золотым веком" латинской литературы, прежде всего поэзии. Сам Август видел в литературных занятиях средство отвлечения образованных людей от политики. Приближенный к Августу Гай Цильний Меценат материально поддерживал римских поэтов, понуждая их при этом прославлять императора.

Таковыми поэтами-латинянами были прежде всех других знаменитые деятели мировой литературы Вергилий и Тибулл (оба умерли в 19 г. до н. э.), Проперций (умер в 15 г. до н. э.), Гораций (умер в 8 г. до н. э.), Овидий (умер в 18 г. н. э., уже после смерти Августа - при императоре Тиберии).

Марон Публий Вергилий (70-19 гг. до н.э.) - автор пастушеских песен - сб. "Буколики", дидактической поэмы "Георгики", героического эпоса "Энеида". В этом эпосе Вергилий развивает разрабатываемую еще Эннием тему преемственности между Троей и Римом. Троянец

Эней бежит из объятой пламенем Трои и после долгих мытарств оказывается в Италии, где и дает начало роду Юлиев, к которому принадлежали и Юлий Цезарь, Октавиан Август. Эней - "герой", т. е. сын бога от смертной или богини от смертного. Эней - сын богини Афродиты и Анхиза. Подражая гомеровской "Одиссее", в частности, описано нисхождение в Аид героя поэмы, Вергилий повествует о нисхождении в Аид Энея. Там он встречается со своим отцом Анхизом, который пророчествует о будущем могуществе Римского государства, когда римлянин будет править народами.

Таким образом, перед нами одно из первых, если не первое откровенно идеологическое произведение. Идеологическая цель вергилиевского эпоса - оправдать единодержавие Октавиана Августа и возвысить род Юлиев как потомков "героя" Энея, чьими потомками были Ромул и Рем - виновники основания Рима (при этом Ромул убил своего брата Рема). Таким образом, Вергилий льстив, он льстивый поэт.

Интересно мнение Наполеона о Вергилии: "Читая "Илиаду", каждую минуту чувствуешь, что Гомер сам участвовал в войнах, а не провел жизнь, как уверяют комментаторы, в школах Хиоса. Читая "Энеиду", чувствуешь, что это произведение написано школьным учителем, никогда ничего не совершившим".

Умерший в один год с Вергилием его младший современник Альбий Тибулл (ок. 50-19гг. до н. э.) тихо воспевал идиллическую жизнь в деревне и свою любовь к некой Делии.

Секст Проперций (ок. 50 - ок. 15 гг. до н. э.) - меланхолический лирик; следуя александрийской поэтической традиции, он проникновенно описывает любовь мужчины к женщине от зарождения этой любви до ее крушения из-за обычной женской измены.

Квинт Гораций Флакк (65 - 8 гг. до н. э.) - лирический философствующий поэт, автор сатир и од, сперва эпикуреец, затем стоик. Его поэтический трактат "Наука поэзии" - основа классицизма. Знаменитый "Памятник" Горация превзойден "Памятником" А. С. Пушкина: как и Вергилий, Гораций льстил Октавиану Августу - А. С. Пушкин льстил Александру I.

Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. - ок. 18 Г. Н, Э.) - автор любовных элегий, посланий, поэм "Наука (искусство) любви", "Средства от любви". Однако его поэму "Искусство (наука) любви" в подлинном смысле можно скорее назвать "Искусство любви без любви". Главное его сочинение "Метаморфозы" ("Превращения"). Используя мифологические сюжеты, Овидий описывает чудесные превращения богов и людей в звезды и в созвездия, в животных и в растения и даже в драгоценные камни. Убитый тираноборцами Юлий Цезарь превращается у Овидия в новую звезду (тогда действительно на небе появилась "сверхновая звезда").

Овидий был лидером римских поэтов, "поэтом-лауреатом".

Однако по личному указанию Октавиана Августа он был выслан из Рима и закончил свою жизнь на Черном море, разлученным с женой, с детьми и с близкими людьми, среди людей, не знавших латинского языка. Напрасно посылал ссыльный поэт свои "Скорбные элегии" и "Письма с Понта" в Рим. Даже смерть Августа не освободила Овидия. Он так и умер на Черном море.

Таковы главные представители "золотого века" латинской литературы. Литература I в. н. э. ей уступает, поэтому это время называют иногда "серебряным веком". Это время литературного творчества Лукана, Марциала, Петрония, Ювенала.

Марк Анней Лукан (39-65 гг. н. э.) был принужден к самоубийству как участник выданного заговора сенатора Пизона против императора Нерона. Он умер в 26 лет, успев написать большую историческую поэму "Фарсалия, или О гражданской войне" (10 книг), проникнутую антиимператорским духом. Название поэмы происходит от названия области расположения города Фарсал, где произошло решительное сражение между войском Цезаря и войском Помпея, принесшее первому победу и почти что царскую власть, а второму - поражение и смерть от руки египтянина.

Римский поэт Марциал (ок. 40-ок. 104 гг. н. э.), ровесник Лукана, переживший его на сорок лет, прославился своими меткими и остроумными эпиграммами. С ним в сатире соперничал его младший современник Ювенал (ок. 60- ок. 127 гг. н. э.). Децим Юний Ювенал бичевал различные слои римского общества от низов до верхов в своих философских диатрибах,

Замечательным писателем I в. н. э. был Гай Петроний, принужденный к самоубийству вместе с Луканом и Сенекой. Год его рождения неизвестен. Год смерти - 66. Петроний - автор романа "Сатирикон", написанного в духе "менипповой сатиры", "мениппеи".

Роман Петрония относится к самому началу торжества нового порядка, ко времени, когда крепнущая порода торговцев рвалась к власти и хваталась за жизнь со всей жаждой новых людей", - пишет в предисловии к роману А. И. Пиотровский. Это предисловие было предпослано изданию "Сатирикона" в 1924 г. Теперь ситуация схожая... Во втором предисловии Б. И. Ярхо, редактор третьего анонимного перевода романа Петрония на русский язык, характеризуя действующие лица романа, пишет: "Мир они заранее принимают как никуда не годный. Пессимизм насквозь проникает мировоззрение Энколпия. Когда ему везет, он говорит, что Судьба, это исчадие Ада, от него отвернулась. Фортуна играет нами, как хочет; человек - ничтожен; дружба - лишь иллюзия; справедливости на земле не существует; все судьи - мздоимцы и лицемеры; нравственный человек есть аномалия и все его ненавидят; искусство - в презрении; все на свете - продажно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Курс лекций по древней и средневековой философии"

Книги похожие на "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Арсений Чанышев

Арсений Чанышев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии"

Отзывы читателей о книге "Курс лекций по древней и средневековой философии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.