» » » » Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии


Авторские права

Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии

Здесь можно скачать бесплатно "Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии
Рейтинг:
Название:
Курс лекций по древней и средневековой философии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Курс лекций по древней и средневековой философии"

Описание и краткое содержание "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой продолжение "Курса лекций по древней философии" (Высшая школа, 1981). В ней дается общая картина эволюции древней и ранней средневековой философии и теологии (параллельное рассмотрение античной философии Римской империи и иудаистско-христианского мировоззрения позволяет представить христианство во временном контексте культуры), объективное соотношение философии с парафилософией (религиозно-художественно-мифологическим мировоззрением), с основанной на интеллекте наукой, культурой в целом.






Возмущаться тут, стало быть, незачем, а надо стараться устраиваться, как можно лучше".

Во II в. н. э. поэтическое творчество ослабевает. Зато расцветает проза. Здесь можно выделить двух философствующих писателей. Это Апулей и Лукиан. Но о них далее.

Во II в. н. э. жил Аполлодор Афинский - грамматик, автор философских, исторических и монографических сочинений, в том числе стихотворной "Хронологии" (событий с 1184 по 120 г. до н. э.).

Во времена Ранней империи были воздвигнуты coхранившиеся до сих пор Колизей, Пантеон, колонна Траяна, конная статуя императора и философа Марка Аврелия.

Вторая половина I в. н. э. дала плеяду выдающихся римских историков. Это иудей Иосиф Флавий (37 - после 100), Плиний Младший (61/62 - ок. 114), Тацит (ок. 58 - ок. 117), Плутарх (ок. 45 - ок. 127), Светоний (ок. 70 - ок. 140), Арриан (между 95- 175 гг.).

Иосиф Флавий во времена Иудейской войны 66-73 гг. изменил восставшим против Рима иудеям и сдался римлянам. Иерусалим и Иерусалимский храм были разрушены, а Иосиф Флавий уцелел и оказался в Риме, где написал ряд выдающихся трудов: "Иудейская война", "Иудейские древности", автобиографическая повесть "Жизнь". Этими своими обширными сочинениями Иосиф Флавий познакомил образованных римлян с иудейской историей и культурой.

В сочинении "Иудейские древности" Иосиф Флавий рассказывает, что "существовало среди евреев три секты, которые отличались различными друг от друга мировоззрением. Одна их этих сект называлась фарисейскою, другая саддукейскою, третья ессейскою. Фарисеи утверждали, что кое-что, хотя далеко и не всё, совершается по предопределению, иное же само по себе может случиться. Секта ессеев учит, что во всём проявляется мощь предопределения что всё, постигающее людей, не может случиться без и помимо этого предопределения. Саддукеи, наконец, совершенно устраняют всё учение о предопределении, признавая его полную несостоятельность, отрицая его существование6 и нисколько не связывая с ним результаты человеческой деятельности. При этом они говорят, что всё лежит в наших собственных руках, так что мы сами являемся ответственными за наше благополучие, равно как сами вызываем на себя несчастия своею нерешимостью".

Иосиф Флавий разделял господствующее тогда мировоззрение, согласно которому "тело у каждого из нас смертно и создано из бренной плоти, но душа - вечна и бессмертна и присутствует в теле как частица божества". Об этом походя, как о чем-то банальном, говорит Иосиф Флавий в своем сочинении "Иудейская война".

Плиний Младший (когда погиб Плиний Старший, Плинию Младшему было 18 лет) - племянник Плиния Старшего. Сохранился сборник его писем в 10 книгах и "Панегерик" императору Траяну. Переписка Плиния с друзьями - незаменимый источник наших знаний высшего римского общества.

Тацит в "Анналах" описал историю Рима с 14 г. н. э., т. е. с начала правления Тиберия, по 68 г. (самоубийство Нерона), а в "Истории" - историю Рима времен династии Флавиев (69-96 гг.). Из 14 книг сохранились 4 первые и начало пятой книги. Он автор и сочинения "Германика". О Плутархе будет сказано дальше.

Гай Транквилл Светоний в своем труде "Жизнь двенадцати цезарей" (8 книг) описал цезарей от Юлия Цезаря до Домициана.

Грек Флавий Арриан написал "Анабасис Александра" (7 книг), "Индия", изложение учения римско-греческого стоика Эпиктета.

Всем этим историкам хронологически предшествовал римский историк Тит Ливий (59 г. до н. э. - 17 г. н. э.) - автор "Римской истории от основания города" в 142 книгах, их которых до нас дошло лишь 35, там описывается история Римского государства до 293 г. до н. э. и с 219 по 168 г. до н. э.

В трактате "О возвышенном", который ранее приписывали ритору Лонгину, жившему в III в. н. э., но который, как стали думать, был создан значительно раньше, во времена именно Ранней империи, объясняется, в частности, почему теперь "величественные и поистине высокие ораторы весьма редки". Причина этого во всеобщем рабстве, в котором пресмыкаются при империи и рабы, и свободные: "...рабство, как бы оно кротко не было, служит некоторым образом темницею, в коей душа поникается и теряет свое благородство", а "мы... с самих нежных лет привыкли к кроткому рабству". Напротив, "ничего... столь не возвышает душу великих людей, как свобода", которую автор трактата "О возвышенном" связывает с демократической формой правления, которое питает и образует великие умы. Величественные и возвышенные ораторы с их сильным и возвышенным пафосом, с их возвышенными мыслями и суждениями возможны только при демократии, но отнюдь не при общем рабстве, пускай и кротком. Ведь никакой раб не может быть оратором. Где ему взять то духовное величие, то состояние духа, без которого нет и не может быть возвышенного?

Эта замечательная глава, которая называется "От чего так мало высоких и поистине превосходных писателей", - лучшая часть трактата "О возвышением". И она весьма актуальна.

В Ранней империи были и ученые. BIв. н. э: жил Луций Юний Модерат Колумелла - автор научного трактата "О сельском хозяйстве" (12 книг). Это целая сельскохозяйственная энциклопедия.

Его современником был выдающийся римский ученый Гай Плиний Старший (23/24-79 гг. н. э.) - дядя историка Плиния Младшего. Плиний Старший - автор монументального труда, подлинной энциклопедии естественнонаучных, исторических, искусствоведческих и бытовых знаний - "Естественной истории" (37 книг).

Плиний Старший погиб при извержении Везувия в 79 г., того самого извержения, от которого погибли города Помпеи и Геркуланум, отравленные вулканическими газами и засыпанные вулканическим пеплом.

В первой половине II в. н. э. жил выдающийся ученый, - астроном, математик, оптик, географ и философ - Клавдий Птолемей (90-160 гг.). В отличие от римлянина Плиния Старшего, Птолемей жил в Александрии, где давным-давно уже не было македонского царского рода Птолемеев (последнего представителя этого рода, сына Юлия Цезаря и царицы Клеопатры из рода Птолемеев, уничтожил Октавиан). Главный труд Клавдия Птолемея - "Великое построение" по иронии истории было более известно в Европе в средние века под арабским названием "Аль-магест" (искажение "аль-Маджиста", что и означает по-арабски "великое построение"). К этому времени накопилось большое количество астрономических наблюдений, показывающих, что планеты на фоне "неподвижных" звезд движутся не так, как если бы они двигались вокруг Земли по окружностям и равномерно. Особенно поражало умы петлеобразное движение планет, когда планета как бы затормаживала свое движение, затем останавливалась и начинала двигаться в обратную сторону, затем снова останавливалась и, описав некоторую петлю, начинала снова двигаться вперед. Это петлеобразное движение планет противоречит геоцентрической теории, и оно легко объяснимо при гелиоцентризме. Например, петлеобразность движения планеты Марс объясняется тем, что Земля, которая движется более быстро вокруг Солнца по внутренней по отношению к Марсу орбите, догоняет Марс, с ним равняется и затем обгоняет, отчего Марс на фоне звезд описывает мнимую "петлю". При этом планеты движутся, как доказывал в XVII в. великий Иоганн Кеплер (1571 - 1630), вокруг Солнца не по окружностям, а по эллипсам, в одном из фокусов которого находится Солнце, и неравномерно. Однако Клавдий Птолемей, пренебрегая великим открытием Коперника древности - Аристарха Самосского, отдавал дань догме геоцентризма, соответствующей непосредственно-чувственной картине мира. Даже зная, что Земля вращается вокруг оси, мы всегда будем воспринимать не вращение Земли, а кажущееся движение небосвода, как и в случае годового движения Земли вокруг Солнца мы воспринимаем не это реальное движение, а перемещение Солнца по зодиаку, т. е. по той совокупности созвездий, которые расположены вдоль эклиптики - большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой кажущийся путь в течение года, названной "зодиаком" ("поясом зверей"), так как эта совокупность состоит из 12 созвездий, 7 их которых имеют названия живых существ из мира животных (Лев, легендарный Козерог, Телец, Овен, Рыбы, Рак, Скорпион), остальные - Водолей, Дева, Стрелец и Весы.

Птолемеева система мира - самый, пожалуй, наглядный пример искусственного усложнения неверной теории (с этим сравнимо разве то, что происходит сейчас с теорией социализма) - для того, чтобы, сохранив её, подогнать к эмпирической картине мира, к жизни. Согласно Клавдию Птолемею, мнимая круговая орбита мнимого движения планеты вокруг Земли - не орбита, а деферент, по которой движется не сама планета, а центр вспомогательной окружности, называемой эпициклом, по которому и вращается планета, так что движение планеты складывается их двух равномерных круговых движений: из движения планеты по эпициклу и из движения центра эпицикла по деференту. При этом планета может двигаться в случае движения по эпициклу в направлении, обратном движению центра эпицикла по деференту, так что оба движения могут то складываться, то вычитаться (движение по эпициклу вычитается из движения по деференту). Но если и тогда теория не соответствует эмпирии, можно эпицикл превратить в деферент второго порядка, так что многострадальная планета будет принуждена двигаться по эпициклу, центр которого перемещается по деференту второго порядка, центр которого, в свою очередь, перемещается по деференту первого порядка, т. е. по круговой орбите вокруг Земли, причем эти движения могут совершаться как по часовой, так и против часовой стрелки (если пользоваться образом наших, неизвестных античности, часов).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Курс лекций по древней и средневековой философии"

Книги похожие на "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Арсений Чанышев

Арсений Чанышев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии"

Отзывы читателей о книге "Курс лекций по древней и средневековой философии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.