» » » » Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )


Авторские права

Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )

Здесь можно скачать бесплатно "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Рейтинг:
Название:
ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Описание и краткое содержание "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать бесплатно онлайн.



П. А. Кулиш.

ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (1340 —1654) В ТРЕХ ТОМАХ.

ТОМ ПЕРВЫЙ.






пустынную Густыню. Там опять не поладил он за что-то и с Иовом Борецким,—может

быть, за его общительность, за его сношения с иноверцами. Самая просьба его к

московскому царю заставляет предполагать, что молчальник Исаия питал в душе

какие-то мрачные мысли. В одно время он рассылал по нашей Руси

предостерегательное послание, в котором заподазривал Борецкого и других архиереев в

расположенности к унии. Но причины разлада, предосудительного в пекотором смысле

для обоих подвижников, надобно искать не столько в них самих, сколько в новом

повороте нашей церковной политики, под влиянием йольскорусского панства.

176

.

Мы уже знаем, что в высшем обществе, созданном на русской почве иноземною

образованностию, не сочувствовали восстановлению православной митрополии в виду

иерархии униатской. Реакция делу, справедливому исторически, по смущающему

польскорусскую государственность, выражалась в начале только общим молчанием,

которым земские послы и вообще члены сейма покрывали ныне славные, но тогда

ничтожные имена Борецкого, Копинского и других православных архиереев. Потом она

выразилась таким же coup (Tefat, каким со стороны противодейственного общества

было посвящение владык и архимандритов на место признанных законными.

Дело в том, что этим самовольным посвящением у великих панов, окружавших

передовой некогда у нас на Руси дом князей Острожских, похищала их наследственное

право патроната какая то смешанная, иногда беспутная и часто дикая масса народа,

тяготевшая к чужому государству. Эти великие паны, в поколении, образовавшемся по

обнародовании церковной унии, сделались из православных, а некоторые даже из

протестантов, католиками; но тем не менее именовали себя, как и прежние отступники,

Русью. Хотя простонародная Русь, воспитываемая нашим духовенством в православии,

именовала Ляхами даже и тех польскорусских панов, которые перешли в католичество,

и тех, которые изменили древнему русскому благочестию ради нововерия немецкого,

но на это зловещее обстоятельство в высшем обществе не обращалось внимания.

Аристократы католики и протестанты, заодно с провославною братиєю своею,

вознамерились присвоить своему классу киевскую митрополию и вместе с нею я

Царствующую Лавруа по старине. И государственная политика, и сословный

антагонизм не позволяли им терпеть, чтобы преемником Борецкого и Турова

преемника, Плетенецкого, сделался демагог, сын темной толпы монахов, мещан,

„низшей шляхты“ и мужиков, опирающейся на вооруженное вмешательство

запорожских лугарей в церковные дела.

Знаменитый дом Замойских, некогда православный, теперь католический,

озаботился этим делом. Ему помогали окатоличенные Русины Потоцкие, готовые

окатоличиться литворусские князья Корыбуты Вишневецкие, такие же князья

Радивилы и многие православные паны, отличавшиеся от Поляков только верою,

которую в душе признавали полуересью, или „верою хлопскою*, но с которою не

хотели, покамест, расставаться. Русские протестанты, терявшие, со времен Скарги,

одного знатного представителя своего за другим.

.

177

присоединились охотно к этой церковно-социальной лиге, и общими стараниями

возвели в сан архимандрита Киевопечерской Лавры Петра Могилу, состоявшего в

родстве с Вишневецкими, Потоцкими, Корецкими, Радивилами и другими

первенствующими польскорусскими домами.

Представитель молдавского или румунского дома Могил, Иеремия Могила был

один из тех богачей, которым турецкий диван обыкновенно продавал господарский

престол, под которых обыкновенно подкапывались в султанском серале другие

денежные люди. обеспечивая себя на всякий случай дружбою польских панов, род

Могил всегда отличался особенною преданностью Польской Короне» Иеремия Могила

и его брат Симеон, отец Петра Могилы, устроились в русинской Польше, как в другом

отечестве, купили себе значительные имения и, по ходатайству Лна Замойского,

получили в 1593 году индигенат, в акте которого сказано, что он даруется Могилам за

особенную приверженность к Полякам. В 1595 году Ян Замойский, в качестве великого

коронного гетмана и канцлера, посадил Иеремию на господарском престоле в Яссах,

как польского вассала. Но господарил Иеремия недолго. Место его занял брат его,

Симеон. Но и тот был вытеснен интригами откупщиков, как следует, по существу дела,

назвать тогдашних господарей обоих дунайских княжеств, Молдавии и Валахии.

Могилы окончательно переселились в Польшу, которая в неурядице превосходила

Турцию, но все-таки представляла больше безопасности личной.

Современная переписка панских нунциев с Римскою Курией представляет нам отца

и дядю Петра Могилы в такой же связи с предводителями польских иезуитов, в какой

состоял с ними и дом князя Василия. Например, в наставлении, данном нунцием

Маласпиною преемнику его в Польше 1598 года, говорится, что „папа установил в

Молдавии и Валахии епископа, который недавно прибыл в свою резиденцию"; а в

инструкции, полученной из Рима нунцием Сиконеттою 1606 года, сказано уже прямо:

„Хотя господарь Симеон исповедания греческого, не смотря на то, весьма расположен к

католикам, равно как и брат его Иеремия, после которого вступил он на господарство.

Вы будете поддерживать приятельские отношения с ним и с его секретарем, добрым,

как говорят, католикомъ", и пр. Из других источников известно, что еще господарь

Петр Хромой трактовал с нунцием Аннибалом из Капуи (1587—1590) о введении в его

крае католичества, и что поередни-

23

И78

ОТПАДЕНИЕ. МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ.

ком между ними был известный иезуит Станислав Варшевицкий. Словом, Римская

Курия ухаживала за властителями православных Волохов, как и за польскорусскими

православниками. Сам Петр Могила получил воспитание, как и князь Василий, при

содействии иезуитов.

На сколько впечатления детства отразились ,в зрелых летах Петра Могилы,

невозможно определить покамест; но свидетельства современников не все говорят в

пользу его православности, и еще меньше обнаруживают в нем русскую идею, которою

были преисполнены Иов Борецкий и Исаия Копинский.

Петр Могила отличался жизнью трезвою и набожною, подобно своему совмесгнику

по митрополии, Иосифу Рутскому и наперснику князя Василия, Ипатию Потею,

подобно фанатику папского главенства Иосафату Кунцевичу, и, в периоды покаяний,

коронному стражнику Самуилу Лащу, подобно, наконец, иезуиту Петру Скарге,

добродетельному, в своем роде, человеку, и многому множеству других личностей того

века, которых никакие насилия над ближним не лишали благочестия и богоугодности,

усвоенных в регулированном по известному способу обществе. Он был ревнителем

того, что в его время называлось просвещением, как и все польскорусские магнаты,

считавшие делом чести и долга, или побуждаемые тщеславием и рассчетом,

основывать училища, типографии, монастыри, госпитали. Он был возобновителем

церквей, издателем церковных книг и духовных сочинений, исправителем обрядов

богослужения, защитником интересов своей митрополии, воспитателем за границей

молодых людей, наконец, основателем латино-греческой коллегии, из которой в

последствии образовалась Киевская духовная академия. Всего этого было совершенно

достаточно, чтобы наша историография вписала его имя в летопись русских доблестей,

наравне с великим и святым именем Борецкого. Поразительной разницы между ними

она не заметила.

Борецкий был создание русскомосковского, Могила—русскопольского единства.

Сделавшись в начале иеромонахом, а потом архимандритом Печерского монастыря,

Могила вел себя так благочестиво и деятельно, что православный киевский

митрополит не усумнидся видеть в нем достойного себе преемника. Однакож надобно

помнить, что этого митрополита и проходимец Ахия умел уверить в святости своих

стремлений и правде своей царствеиности. Могила съумел не хуже Ахии сыскать

благоволение к себе наивного в своей святости Иова Борецкого, и сделался его

душеприказ-

.

179

пиком. Но не осталось никакого свидетельства, чтобы богатый архимандрит

Киевопечерской Лавры когда-либо помог убогому митрополиту в церковном строении

или в делах милосердия и просвещения.

Сделавшись митрополитом в свою очередь, Могила сносился с московским царем

по предметам церковных украшений, выписывал от него мастеров сусальников,


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Книги похожие на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон Кулиш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Отзывы читателей о книге "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.