» » » » Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )


Авторские права

Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )

Здесь можно скачать бесплатно "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Рейтинг:
Название:
ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Описание и краткое содержание "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать бесплатно онлайн.



П. А. Кулиш.

ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (1340 —1654) В ТРЕХ ТОМАХ.

ТОМ ПЕРВЫЙ.






1632 году, когда скончался Сигизмунд III.

Прежде всего сочиняет он козакам петицию, в которой, наперекор фактам,

говорится, будто бы козаки уже более тридцати дет каждый сейм молят и слезно просят

об успокоении их древней греческой церкви; потом собирает в свою пользу голоса

православных панов, заручается ходатайством протестантов Радивилов и католиков

Замойских, получает от новоизбранного короля привилегию на киевскую митрополию,

принимает посвящение в митрополита в Львове от ничтожного архиерея, Иеремии

Тисаровского, торжественно, в преднесении митрополичьего креста, возвращается в

Киев и применяет польское можновладство к соглашению несогласнмой паствы своей.

В киевском обществе повторяется процесс образования панской республики. Мы

уж и прежде, в качестве правосдаввиковъ»

.

188

то группировались вокруг Острожских и Радивилов, то замыкались в пределах

городских общин и цехов, и между тем давление иноверной политики на нашу

религиозную совесть было таково, что, достигши теперь, в лице Петра Могилы,

церковного самосуда и самоуправления, мы очутились в более странном положении,

чем в каком были под властью доуниятских наших архиереев, ознаменовавших себя в

истории святокупством и распущенностию жизни.

Потеря наших церковных имуществ, бессилие наших петиций на государственном

сейме, наша нищета, наше невежество и политическое разномыслие—заставляли и

самых смелых из нас, каковы были составители „Советования о Благочестии", впадать

в уныние и безнадежность. Вдруг среди нас появляется человек, обещающий нам

возвращение потерянного, приобретение религиозной равноправности, обилие

необходимых для просвещения средств и единение умов под авторитетом знатного

происхождения, широкого родства с патентами Речи Посполитой, уменья властвовать и

высокой по тогдашнему научной образованности. Наши церковные борцы, уповавшие

то на козацкую подмогу, то на высокую руку московского царя, видя, что козацкая

подмога оказывается разбоем и грабежем, роняющим достоинство православия, а

царская высокая рука не решается простереться над ними, по недостатку в

малорусском обществе соединения и крепкого стоянья, пошли толпой под щит

можновладника митрополита, и оставили убогого подвижника Копинского в

положении, напоминающем неопределенность, двусмыслие и риск непризнаваемых

правительством гетманов Запорожского Войска. Одни из наших попов и монахов

заняли под щитом узаконенного митрополита позиции реестровиков, усердствовавших

коронному гетману; другие окружали митрополита самовольного в виде каких-то

выписчиков, противившихся предержащей власти.

Могила и в звании печерского архимандрита умел теснить Ко' пинского своими

Кезаревичами. Облекшись теперь во всеоружие церковного верховенства, он пустил в

ход правило древнего Рима „разделяй и властвуй", вместе с правилом Рима нового —

„цель оправдывает средства". Основателя Братского монастыря, странноприимного

дома при пем для пристановища гонимому духовенству и вместе гре^ кославянского

училища для образования борцов за православие—теснил в виду священства и

монашества тот, кто воспользовался готовым фундаментом для возведения на нем

полуиезуитского коллегиума, тот, кто и самой митрополии с печерскою архимандрией

достиг по дороге, проторенной Копинскими, Борецкими, Никифорами

184

.

Турами, Плетенецкими. Предвосхитив у Копинекого старейшинство в православной

церкви. Могила исключил даже имя его из печатного списка киевских митрополитов, а

созданное им из ничего училище переименовал в коллегиум своего имени.

Оскорбленный до глубины души изменчивостью собратий, удручаемый нуждой и

старостью Копинский все-таки продолжал писаться киевским митрополитом и

проводил скитальческую жизнь, ища людей, способных чувствовать по православному,

как он. Но Могила и тут преследовал его своими Кезаревичами, вписывавшими в

гродские книги протестаций о его самозванном будто бы игуменстве в Михайловском

монастыре.

Даже московский царь перестал для Копинского быть предметом упования. Могила

протеснился между ним и Копинским так, как прежде между Копинским и Борецким.

Посылая царю в подарок цуги лошадей и предлагая свои услуги для просвещения

народа по принятому от него молдавским господарем способу, Могила затер при

московском дворе память о том архиерее, который первый из Малоруссов высказал

великую мысль о воссоединении Русского мира.

Еслибы польскорусская республика одолела и переработала свои разбойные

элементы (аристократический и демократический) так, как это сделало у себя

Московское Царство,—она бы вечно помнила услуги, оказанные ей приемышем её

Петром Могилою. Хотя киевские волнения, свидетели глухой борьбы с ним

приверженцев Копинского, и заставили его принять на себя образ древнего русского

благочестия во всем, чтб видит и смекает малообразованное общество, но он до такой

степени повернул церковную иерархию вспять от Москвы к Польше, что преемник,

Сильвестр Коссов, и после формального присоединения Малороссии к Московскому

Царству уклонялся от присяги на подданство московскому царю.

Заслуги Петра Могилы по народному просвещению, в смысле доставления учебных

средств, и по малорусскому православию, в качестве завоевателя похищенных

униятами церковных имуществ, преувеличиваются у нас, как и многое в излюбленных

личностях. Молдавский госнодарич хлопотал вовсе не о пробуждении русского

самосознания, не о том, что проповедывал Иоанн Виптенский. Могилинская

литература била водою на латинопольские колеса. Могилинское просвещение било

наиввьш, если не умышленным продолжением иезуитской работы над выделкой

„добрых католиковъ" из закоренелых в своей малограмотности схизматиков. Вся жизнь

Петра

ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ИИОЛЫПИ.

185

Могилы и вся его политическая деятельность была таким же притупляющим

русское сознание явлением, как и жизнь князя Василия со множеством других жизней,

выделанных иезуитами в православной среде по образу своему и по подобию.

Не Острожские и не Могилы привели великий Русский мир к единству действий

путем православия, а именно те люди, которые незримо для польских политиков

противодействовали острожанам и могилинцам. Нищий митрополит Исаия Ковинский

не напрасно скитался из монастыря в монастырь, из дома в дом, из города в город. Как

ни громки были слова и дела, которыми митрополит богач и магнат, со

многочисленною кликою своих панегиристов, заглушал его негодующий голос, но

вопли великого подвижникааскета дошли даже и до нас, пробившись сквозь лукавые

рукописи современников и забитые буквою головы потомков.

Вытесненный из украинской обители Иова Борецкого, Копинский дважды проникал

в столицу к правосудному, но бессильному „королю королей*, к беспомощному отцу

польскорусских „королятъ*, Владиславу IV. Владислав не сомневался в справедливости

жалоб Копинского и поставил можновладнику митрополиту на вид, что он, в течение

нескольких лет, „наступал гвалтом на жизнь и имущество севёрского архиепископа,

игумена Святого Михаила Золотоверхого Киевского; что он пограбил его имущество,

документы, серебро, церковные и его собственные аппараты; что и самого его

(Копинского) он бил, окровавливал, держал в темнице, присваивая себе его доходы*.

Не мог и, конечно, не желал Владислав восстановить Копинского в достоинстве

киевского митрополита, но повелел возвратить ему Михайловский монастырь со всеми

принадлежащими к нему имуществами и назначил по этому делу особую коммиссию

из воевод, духовных лиц, судей, коморников. Однакож монастырь возвращен ему не

был, и Копинского прогнали даже из Мгарской обители. Она была передана в

распоряжение Могиле племянником его, по двоюродной сестре, Иеремиею

Вишневецким, который тогда объявил себя католиком.

В глазах отвергшихся православия, или готовых отвергнуться его при

обстоятельствах благоприятных, Могила был прав, даже захватывая монастыри у

подвижника, истратившего жизнь на их устройство, а Копинский и в своих жалобах на

грабеж, побои, заключение в темницу был беспокойным кляузником, полупомешанным

аскетом, отсталым противником просвещения, заимствован-

24

186

.

ного из „лучшего его источника". Но таких неугомонных жалобщиков, таких


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Книги похожие на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон Кулиш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Отзывы читателей о книге "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.