Илья Фальковский - Подсвечник Чпока
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Подсвечник Чпока"
Описание и краткое содержание "Подсвечник Чпока" читать бесплатно онлайн.
История полукриминальных персонажей, которые в 90-е плавили золото и торговали орденами, переходящая в фантасмагорию, мистику и социальную сатиру с перемещениями во времени и пространстве.
Первый бутылек исчерпался, Чпок достал второй и снова наполнил до краев гостеву чашу. Мужик снова пригубил кумышки.
— А дохтур мне сказали, что в Казань надобно, — продолжал гость. — Там, мол, череп сколют и воду выпустят…
Мужик уронил голову на стол и захрапел. Чпок торопливо натянул зипун, оглянулся в дверях на гостя и понесся на двор.
Через пару минут он уже стучался в дом своего односельчанина Моисея Дмитриева.
— Кто там, мать его? — раздался из-за двери сонный голос.
— Отворяй, Мойсей, скорее, дело есть! — негромко верещал Чпок.
Наконец, дверь открылась. Степенный Моисей зорко скосился в лицо Чпока.
— Кой черт тебе надо? — недовольно рявкнул Моисей.
— Двуногий прибыл, — шептал запыхавшийся Чпок, — двуногий, про которого дед Акмар балябал, главное, не упустить.
— Так, — покумекал Моисей, — ты давай, дуй к деду Акмару, а я покамест на всякий случай в порядок куалу приведу.
Седой как лунь дед Акмар кемарил на печи. Он давно уже обезножил, был совсем не ходок и с печи слезал по крайней надобности. Известие он принял спокойно.
— Чему быть, того не миновать, — медленно изрек он.
Это именно он, местный ворожец дед Акмар, видел три месяца тому назад вещий сон, в котором вся их деревня пала от страшного мора. А проснувшись, чтобы мор отвратить, повелел он принести первую жертву злому богу Керемету — ласку, горностая и крота. Теперь, похоже, пришел черед второй, главной.
— Волосья у него какой масти будут? — лениво процедил дед Акмар.
— Вроде светлые, — отвечал Чпок.
— Это хорошо, — сказал дед.
Черного, по их повериям, молить не полагалось.
— Кык пыдес ванданы кулес. Будем молить двуного, — постановил Акмар.
— А как молить-то, что делать надобно? — выведывал Чпок.
Дед Акмар призадумался. Обычно такого рода дела вершились в священной роще, кереметище. Но то было в старые времена. А сейчас кругом одни сыскари, нюхачи да слухачи. Молить-то, поди, шумно будут, не ровен час, заметит кто, кому не надобно. Так что у Моисея оно сподручней будет. Но придут ли к Моисею будлуки, у которых своя куала имеется?
— Ладно, Мойсей дело говорит, как он предлагал, так и делайте. Молить будете у него в куале, а не в кереметище. А будлукам скажи, пусть не бодаются, тоже приходят. Беда общая, всех касается, — порешил дед.
Через час Чпок был у своего дома. Пьяный нищий сидел на бревне у калитки и качался.
— Эй, эй, ты чего это, — сказал ему Чпок, — лучше выпей ишшо!
Сбегал в дом и поднес ему чарку:
— Натко!
Нищий хлебнул и снова закачался.
— Ладно, брат, вставай, спать пора, — сказал ему Чпок и помог подняться.
Положил его руку себе на плечо, обхватил за пояс и поволок. Но не в свой дом, а в сторону мойсеева.
У входа в куалу уже толпились вотяки — учурки и будлуки. Чпок увидал среди них Красного и Кузьму Самсонова, мясника.
— Э…, — заупирался было гость, глядя на Чпока мутными глазами.
– Ничо, ничо, спать идем, — замурлыкал Чпок и затолкал его внутрь.
На земляном полу куалы были разложены дрова. Возле них возился Моисей. Чпок стал стягивать с нищего азям, затем рубаху. Гость и сам пособлял, Чпок держал его за рукава, а Конон ворошил руками. Наконец, он остался по пояс голый. Моисей побрызгал на него водичкой из тазика.
— Помыться тебе надобно, — пояснил нищему Чпок.
В куалу ввалился Кузьма. Моисей с Кузьмой подошли к гостю поближе и враз перевернули его вверх тормашками. Кузьма обхватил его за ноги, а Чпок и Моисей держали за плечи. Кузьма попытался привязать его за пятки к балке под крышей. Но мужик был рослый, не умещался. Тогда Кузьма перетянул его за голени, просунув веревку под коленки.
— Ладно висит, в самый раз будет, — проговорил Кузьма, отирая пот со лба. Длинные патлы нищего свисали до полу, он трепыхался и бормотал что-то невнятное.
— Ну что, начинаем? — спросил Моисей.
Чпок и Кузьма кивнули.
Моисей вышел за дверь, и вместо него в куалу вошел его родич Дмитрий Степанов, быдзим-восясь, главный жряк его куалы.
— Мар ужаськод, что делаешь? — раздался из-за двери голос Моисея.
— Луд-Кылчинлы дун виро сетско, Луд-Кылчину чистую жертву приношу, — ответил Степанов.
Моисей зашел в куалу. Степанов достал из-за пазухи нож и ударил им гостя в бок.
— Э…, — жалобно завыл нищий.
Моисей подставил склянку и набрал в нее несколько капель крови.
— Кинлы виро, кому жертва? — раздался из-за двери незнакомый бабий голос.
— Виро Луд-перилы, Тол-перилы, жертва Луд-пери, Тол-пери, — отвечал Степанов.
В куалу вошли остальные, учурки и будлуки. Теперь все вместе уже тыкали мужика ножиками в живот, и он выл беспрерывно то громкой коровой, то тихим щенком.
Три раза спрашивала женщина:
— Кинлы виро?
И трижды отвечал ей восясь.
А после третьего раза Кузьма опустился на колени, схватил гостя за патлы и ловким ударом топора отсек ему бошку. Захлестала кровь, все бросились подставлять склянки, тазики, медные корытца. Гостя сняли и положили на узкий дубовый стол.
Кузьма перевернул его на живот, взмахнул топором и начал рубиться. Он разрубил ключицу и ребра, дальше пошли крепкие мышцы спины.
— Уф, готово, — выдохнул Кузьма и отложил топор в сторону.
Раздвинул края раны и выдрал сердце и легкие. Передал их восясю.
Моисей развел костер. Степанов плюхнул на сковороду внутренности гостя и принялся жарить, то и дело переворачивая. Все стояли вокруг и зачумленно зыркали в язычки костра. Сердце и легкие зажарились быстро. Степанов порезал их на мелкие кусочки и передал каждому. Ели молча, медленно прожевывая мясо.
Когда трапеза закончилась, учурки и будлуки забрали с собой свои склянки с кровью и вышли из куалы. Остались только Моисей и Чпок с Кузьмой. Моисей сказал Чпоку:
— Утром я поеду с бабой своей на мельницу, отвезу двуногого подальше, там рядом тропинка идет через болотца, стащу с телеги, в лес отволоку по тропинке, там и выброшу. А вы с Кузьмой прихватите бошку и бросьте в чульинский родник, дед Акмар говаривал, так надобно дело довершить, чтобы мора не было. Уговор?
Чпок согласно кивнул.
Наутро они вышли с Кузьмой на болота. Чпок нес в своем пестере бошку гостя, а Кузьма ничего не нес, так шел себе, за компанию. Вязкая тропинка была тут и там устлана бревнами и ветками, но нога то и дело проваливалась в мутную жижу. Вокруг стояли чахлые серые деревца. Моросил дождик. Наконец дошли до родника. Чпок извлек из пестеря бошку, завернутую в тряпку и стал осторожно разматывать. Когда размотал, бошка вдруг открыла глаза, посмотрела на Чпока и мерно сказала:
— Ты следующий.
Чпок с испугу выронил бошку в болото. Но падая, она еще успела произнести:
— Твой черед пришел. Молить тебя будут.
Тихо булькнула топь. Чпок покосился на Кузьму. Тот плотоядно облизнулся.
И Чпок проснулся. Ощущение было гадостное. «Екарный бабай, — подумал Чпок, — не к добру. По ходу, меня скоро завалят». Потом вспомнил, бабушка говорила ему в детстве, что если во сне что-то случается, то в жизни выходит ровно наоборот. «Значит, это я кого-нибудь завалю. Или просто завалят кого-то другого». Чпок успокоился. Стал рядить-гадать, кого могут завалить, но ничего путного в бошку не лезло. В конце концов решил, что сон просто навеян на него впечатлением от гибели Мойши и Крокодила. «Старею, видать, впечатлителен стал», — хохотнул Чпок, но снова вспомнил сон и затих.
В тот же день за нардами рассказал свой сон Шейху. Шейх ничего не отвечал. Только усмехался по своему обыкновению. Потом сказал:
— На этот счет у нас в народе существует такая древняя байка:
Один жряк, облаченный в церемониальные одежды, вошел в хлев и спросил жертвенного барана:
— Отчего ты боишься смерти? Я буду откармливать тебя три месяца, семь дней блюсти ритуальные запреты, три дня поститься, а уж потом, подстелив белый ковер, положу тебя на резную скамью.
На это один мужик, заботившийся о баране, сказал:
— Уж лучше кормиться овсом, отрубями и мякиной, да оставаться в хлеву!
А другой мужик, заботившийся о самом себе, сказал:
— Хорошо быть вельможей, который ездит на колеснице с высоким передком и носит большую шапку, а умрет — так его похоронят в толстом гробу, водруженном на погребальную колесницу.
Заботившийся о себе предпочел то, от чего отказался заботившийся о баране. Чем же он отличается от барана?
Чпок только пожал плечами. Байка Шейха не имела никакого отношения к его сну.
Нумизмат
А в результате завалили почему-то Нумизмата. Уж кого-кого, но Чпок меньше всего ожидал, что могут завалить очкастого Нумизмата. Какой-то он сторонний был, казалось, не его это дорожка, того и гляди, соскочит с нее и займется своими учеными делишками. Боксер, который знал его с детства, рассказывал, что, бывало, на каком-нибудь дне рождения пожрут пацанчики торт с шоколадными фигурками и пойдут себе во двор в футболян перекинуться. А Нумизмат нет, не такой, один в квартире среди обоев и ковров сидеть останется, снимет с книжной полки энциклопедию умную и давай читать, за ноги не оттащишь, пока не придут родаки именинника и не разгонят гостей по домам, не прикроют свою лавочку. И вот теперь закончился он, зарезали его в Столице.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подсвечник Чпока"
Книги похожие на "Подсвечник Чпока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Илья Фальковский - Подсвечник Чпока"
Отзывы читателей о книге "Подсвечник Чпока", комментарии и мнения людей о произведении.

























