Игорь Смирнов - Философский комментарий. Статьи, рецензии, публицистика 1997 - 2015
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философский комментарий. Статьи, рецензии, публицистика 1997 - 2015"
Описание и краткое содержание "Философский комментарий. Статьи, рецензии, публицистика 1997 - 2015" читать бесплатно онлайн.
Подборка около 60 статей написанных с 1997 по 2015 гг
Игорь Павлович Смирнов (р. 1941) — филолог, писатель, автор многочисленных работ по истории и теории литературы, культурной антропологии, политической философии. Закончил филологический факультет ЛГУ, с 1966 по 1979 год — научный сотрудник Института русской литературы АН СССР, в 1981 году переехал в ФРГ, с 1982 года — профессор Констанцского университета (Германия). Живет в Констанце (Германия) и Санкт-Петербурге.
16
Демонизируя нарождающегося советского человека, Олеша следовал за сатирической прозой Михаила Булгакова (первая половина 1920-х гг.); о сближениях в текстах этих писателей см. также: А. К. Жолковский. Попытка “Зависти” у Мандельштама и Булгакова // А. К. Жолковский. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 139—165.
17
Ср. наивное прочтение метафоричности у Олеши в качестве исключительно зрелищной: “В прозе Олеши мы целиком увязаем в └первом плане“ картины, и пути в глубь ее нам не дано” (М. О. Чудакова. Мастерство Юрия Олеши. М., 1972. С. 75).
18
Знаменательно, что один из прототипов Андрея, Маяковский, подхватил и гиперболизировал в своей лирической трагедии гамсуновскую тему голода: “Если б вы так, как я, голодали — / дали / востока и запада / вы бы глодали…” (Владимир Маяковский. Полное cобрание cочинений. В 13 т. Т. 1. М., 1955. С. 161).
19
“Голод” послужил претекстом для еще одного выдающегося позднеавангардистского романа — для “Тошноты” Сартра (1938). Если в “Зависти” недостача в пище ликвидируется, то Сартр выворачивает нутро Антуана Рокантена наизнанку (впрочем, и рассказчикa у Гамсуна то и дело тошнит).
21
О зависимости “Зависти” от творчества Достоевского, особенно от “Записок из подполья”, писали многие — ср., например: Kazimiera Ingdahl. A Graveyard of Themes. P. 17 ff.
22
Этот отправной пункт “Зависти” обсуждает и Н. Я. Григорьева: Цит. соч. С. 511—512.
26
О биографической подоплеке мотивов нищенства у Олеши см. подробно: Вячеслав Десятов, Александр Кулябин. Прозрачные вещи. Очерки по истории литературы и культуры ХХ века. Барнаул, 2003. С. 30—33.
27
Цитирую публикацию “Разговоров” в доме Липавских (1933—1934), подготовленную Анной Герасимовой: Логос. 1993. № 4. С. 21.
28
Весьма вероятно, что фамилия братьев Бабичевых этимологически образована от старинного именования пеликана “бабой”. По легендарной характеристике “Физиолога”, пеликан вскармливает птенцов собственной кровью, ввиду чего эмблематизирует Христа. У Бабичевых на роду написано быть сообразными Спасителю, но оба — так или иначе — отчуждаются от своего прообраза. Учитывая множество ренессансных и барочных мотивов в “Зависти”, следует подчеркнуть, что пеликан был одной из самых распространенных эмблем в культуре XVI—XVII вв. — см. подробно: А. А. Морозов. Из истории осмысления некоторых эмблем в эпоху Ренессанса и барокко (Пеликан) // Миф — фольклор — литература. Под ред. В. Г. Базанова и др. Л., 1978. С. 38—66.
1
Освязи этих творческих продуктов с заупокойным культом см. подробно: И. П. Смирнов.Праксеология. СПб., 2012. С. 11 сл.
2
Ср., впрочем: И. П. Смирнов, Генезис. Философские очерки посоциокультурнойначинательности. СПб., 2006. С. 272 сл.
3
Омифогенностифилософии см.: Там же. С. 109—141.
4
Теоретическому толкованиюсоциокультурныхпериодов я посвятил книги и статьи,собранныeзатем под одной обложкой: Игорь Смирнов.Мегаистория. К исторической типологии культуры. М., 2000. В еще одной работе я попытался перевести эту логическую модель в психологические категории: И. П. Смирнов.Психодиахронологика.Психоисториярусской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.
5
См. также: И. П. Смирнов. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М., 1977. С. 19 сл.
6
См. о ней подробно: И. П. Смирнов.Социософияреволюции. СПб., 2004.
7
См., например: Там же. С. 487 сл.; ср.: Игорь Смирнов.Homo homini pilosophus…СПб., 1999.С. 90сл.
8
Кзабвению современнойсоциальностьюантропологизма ср. подробно: И. П. Смирнов. Кризис современности. М., 2010.
1
AdiOphir.TheOrderofEvils.Toward an Ontology of Morals (2000). Translated by R. Mazall, H. Carel. New York, 2005. P. 327.
2
Ibid. P. 428.
3
ПодходБодрийярак Злу был канонизирован (ипримитивизирован)НорбертомБольцем:NorbertBolz.Philosophie nach ihrem Ende. Berlin, 1992. S. 11—46.
4
ЛарсСвендсен.Философиязла(2004).Перевод Н.Шинкаренко. М., 2008.
5
Ср. отчасти сходное прочтение библейского антропогенеза:RüdigerSafranski.DasBöseoderDasDramaderFreiheit.München—Wien, 1997.S. 23.
6
Об этом сочинении Канта, вызвавшем многочисленные философские отклики, см. подробно:ChristophSchulte.Radikal Böse. Die Karriere des Bösen von Kant bis Nietzsche.Mhnchen, 1988.
7
В. С. Соловьев. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. М., 1988. С. 232.
8
Martin Heidegger. Gesamtausgabe. Bd. 42. Schelling: Vom Wesen der menschlichen Freiheit (1809). Hrsg. von I. Schüßler. Frankfurt am Main, 1988. S. 267.
9
Ibid. S. 270.
10
Об эстетствующих диктаторах ХХ в. см. подробно:Despotendichten.Sprachkunst und Gewalt. Hrsg. von A. Koschorke, K. Kaminskij. Konstanz, 2011.
1
Бобров С.Вертоградаринад лозами. М., 1913. С. 79.
2
МолдованА.М.«Слово о Законе и Благодати»Илариона. Киев, 1984. С. 94.
3
Там же. С. 88.
4
Там же. С. 86; ср. подробно: Топоров В.Н.«Работники одиннадцатого часа». «Слово о Законе и Благодати» идревнекиевскиереалии//RussianLiterature. 1988.Vol. XXIV. P. 1–128.
5
Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века// Под ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М., 1978. С. 350.
6
Там же. С. 304, 306.
7
Идеализация общины составила параллель к развивавшемуся на Западе представлению о «первобытном коммунизме».В контексте моих соображений о компенсаторной природе русскойсоциокультуры, соревновавшейся с византийской, кажется знаменательным, что центральным пунктомдискурсаопредзаданностичеловеку бесклассового общества стала брошюра Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), опиравшаяся, с одной стороны, на этнологическое исследование Льюиса Моргана (1877), а с другой, – послужившая толчком для написания Фердинандом Тённисом обширного философского труда об архаическойсоциальности, незнакомой с отчуждением (TönniesF.GemeinschaftundGesellschaft.AbhandlungdesCommunismusundSocialismusalsempirischerCulturformen.Leipzig, 1887); впоследствии вся эта линия была продолжена Виктором Тёрнером в книге «Ритуальный процесс» (1969).Пребывавший в тени Маркса, Энгельс возместил свое подчиненное положение тем, что диагностировал истоки совершенного социального устройства уже в глубокой древности.
8
Булгаков С.Н.Сочинения: В 2 т.М., 1993. Т. 1. С. 155.
9
Ленин В.И.Сочинения.Т.25. М., 1952.С. 444–445 (курсив автора.– И.С.).
10
Впрочем, и ленинский «военный коммунизм» не только марксистского происхождения – он уходит корнями в идеи такихмонархистов-сверхгосударственников, как Константин Победоносцев и Лев Тихомиров (см. подробно:Смирнов И.П.Социософияреволюции. СПб.,2004.С. 200–203).
11
Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века// Под ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М., 1985. С. 288.
12
Так, троеперстие, которое насаждал на Руси Никон, взяло верх наддвоеперстиему греков уже в середине XV века:КаптеревН.Ф.Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Сергиев Посад, 1913. С. 24.
13
Зеньковский С.Русское старообрядчество. Духовное движение семнадцатого века. Мюнхен, 1970. С. 203.
14
Бердяев Н.Самопознание. Опыт философскойавтобиографии.Paris:Ymka-Press, 1949. С. 324; ср. у Вячеслава Иванова:«Над смертью вечно торжествует, / В ком память вечная живет» (Иванов В.Стихотворения.Поэмы. Трагедия. СПб.,1995. Кн. 1.С. 102).
15
Ср.: Лотман Ю.М., Успенский Б.А.Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)//Труды по русской и славянской филологии. Т. XXVIII. Литературоведение.Тарту, 1977. С. 26–27.
16
См. подробно: Они же.Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии ПетраПервого. (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко)//Художественный язык средневековья/ Под ред. В.А.Карпушина. М., 1982. С. 236–249; клатинофильскойнаправленности языковых преобразований в петровскую эпохуср.: Живов В.М.Язык и культура в России XVIII века. М., 1996. С. 73 сл.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философский комментарий. Статьи, рецензии, публицистика 1997 - 2015"
Книги похожие на "Философский комментарий. Статьи, рецензии, публицистика 1997 - 2015" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Смирнов - Философский комментарий. Статьи, рецензии, публицистика 1997 - 2015"
Отзывы читателей о книге "Философский комментарий. Статьи, рецензии, публицистика 1997 - 2015", комментарии и мнения людей о произведении.