» » » Алла Болотова - Психология коммуникаций


Авторские права

Алла Болотова - Психология коммуникаций

Здесь можно купить и скачать "Алла Болотова - Психология коммуникаций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алла Болотова - Психология коммуникаций
Рейтинг:
Название:
Психология коммуникаций
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-7598-1107-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология коммуникаций"

Описание и краткое содержание "Психология коммуникаций" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлены истоки и механизмы формирования, развития и функционирования коммуникативной подсистемы общественной жизни. Авторами обобщены и проанализированы эмпирические работы последних лет в области психологии коммуникаций в отечественной и зарубежной науке. Это позволило предопределить существующие коммуникативные стратегии и тактики как наиболее эффективные в различных кризисных ситуациях, особенности их реализации и освоения в профессиональной деятельности. Коммуникавистика представлена как целостная система на пути изучения природы социального взаимодействия в исторической ретроспективе ее основных школ, учений и направлений в психологии, философии и культурологии. Даны обзоры авторских исследований различных феноменов социальных коммуникаций в кросскультурном аспекте, включая техники фасилитации больших групп.

Книга предназначена для тех, кто занимается психологическими исследованиями в области человеческих коммуникаций, социологов и философов, политологов и демографов, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, а также для всех интересующихся реалиями современного социума.






Наиболее полно процесс обучения, воспитания и развития межличностных отношений может осуществляться в атмосфере любви, заботы, доверия и принятия. Основная направленность в межличностном взаимодействии с другими людьми, будь то взрослые или учащиеся, – понимание и поддержка, искренность, подлинность, реальность. Такому человеку нетрудно раскрывать свои взгляды на реальности жизни, политики, вопросы морали, этики и т. д., подводя других к плюрализму жизненных коллизий, к открытому обмену взглядами, идеями. Как коммуникатор (сообщающий о себе нечто), такой человек может вызвать и позитивные, и негативные последствия в ситуации самораскрытия.

Наиболее частым из позитивных последствий самораскрытия можно назвать возникновение аттракции (привлекательности твоей личности) для тех, с кем взаимодействует, вступает в контакт человек. Аттракция здесь выступает как необходимая предпосылка, возможность самораскрытия и для других в общении. Кроме того, самораскрытие свидетельствует о психическом здоровье человека, представляет его как эффективно функционирующую личность. Неспособность человека к самораскрытию может препятствовать личностному росту, блокировать потребность в самореализации. Вместе с тем чрезмерное самораскрытие, не учитывающее социальные стандарты, этические нормы, может привести к социальной дезадаптации личности. Поэтому, говоря о самораскрытии, важно учитывать его содержательные и временные параметры, критерии своевременности и границы самораскрытия.

С этой точки зрения нелепо будет выглядеть в глазах других как новый сотрудник или начальник, который в первые моменты знакомства с коллегами пытается почти все рассказать о себе, включая семейное положение и состояние здоровья, так и коллега, который много лет работает с вами вместе, но никогда не вступает в доверительные беседы, постоянно дистанцируясь от всех. Может быть, поэтому такой интерес в обществе вызывают произведения эпистолярного жанра, мемуары, телевизионные передачи от первого лица, где человек предстает в своем истинном, непосредственном и подлинном обличье. А вот контекст и содержание тем для самораскрытия во многом будет определяться профессионализмом интервьюера и соблюдением этико-психологических норм и культуры межличностных отношений.

Содержательные характеристики самораскрытия несут в себе прежде всего соответствие самораскрытия социальным, этическим, социокультурным, региональным и национальным нормам общественного бытия. Это нормы самораскрытия в широком понимании; а в узком смысле оно должно соответствовать контексту и времени взаимодействия, ролевой и статусной ситуации общения, уровню интимности и доверительности общения и, конечно, соотноситься с характером, возрастными и личностными особенностями реципиента, т. е. того, на кого направлено самораскрытие. В настоящее время можно говорить о предельных содержательных и временных границах самораскрытия, которые включают тематические сферы и обобщены в так называемые уровни и индексы последовательности самораскрытия по С. Джурарду [Jourard, 1971, p. 103]. Отмечены два основных уровня тематических сфер, каждый из которых включает по три индекса временной последовательности возможного самораскрытия. Таким образом, выделяются шесть основных индексов, а вернее, возможных пределов самораскрытия с точки зрения времени, места и этико-психологических норм в данной социальной ситуации.

Первый уровень (отношение к внешним объектам и явлениям социальной жизни) включает такие индексы самораскрытия:

1) отношения, установки, мнения и ценности общественной и культурной жизни;

2) вкусы, интересы и предпочтения;

3) работа, профессия.

Второй уровень (отношения к морально-этическим и нравственным сторонам жизни) включает:

4) бюджет, деньги;

5) личность, мое «Я»;

6) тело, здоровье, секс.

В ряде исследований показано, что люди чаще раскрываются по поводу внешних объектов и явлений, социальной жизни и значительно реже – по поводу своего отношения к морально-этическим проблемам и собственно личностным проявлениям [Амяга, 1998]. Еще реже многие склонны раскрываться в интимно-личностной сфере, где чаще отмечается псевдораскрытие, напускная скромность. Считается, что в доверительных, особенно интимно-личностных отношениях, в ситуации общения-диалога, продуктивно развивающегося в течение длительного времени, самораскрытие коммуникатора возможно в пределах всех названных шести сфер и индексов самораскрытия.

Такой уровень самораскрытия способствует самопознанию личности, самопринятию ее, взаимопониманию участников общения; вызывает ответное самораскрытие у реципиентов (тех, кому раскрываются), способствует их личностной идентификации, удовлетворяет потребность в интимности, способствует преодолению чувства одиночества. Особенно уместно и своевременно самораскрытие на таком уровне, когда речь идет о близких интимно-личностных и супружеских отношениях, о взаимоотношениях взрослых, где рефлексивность, открытость родителей, учителя, его готовность к диалогу-общению помогают юноше расширить круг общения, способствуют преодолению застенчивости, дают ощущение позитивной оценки себя, ощущение социальной награды в признании и принятии своей личности.

Таким образом, содержательные особенности самораскрытия личности, его уместность и своевременность способствуют дальнейшему развитию эмоционально-благоприятных отношений с другими, определяют большую диалогичность, доверительность отношений к другому на индивидуально-личностном уровне. Это касается также возможного самораскрытия как родителей и учителей, так и взрослых детей и учеников [Болотова, 2008].

При этом, как показывают результаты эмпирических исследований, проведенных Н. Амягой [1991], учитель сообщает интимно-личностную информацию о себе, если воспринимает класс как более сплоченный. Оценка же учащимися степени позитивности эмоциональной атмосферы общения значимо связана с их собственной готовностью к самораскрытию учителю. Хотя ученики воспринимают учителей более открытыми по сравнению с собой, ведущий тип личностной представленности педагогов в общении со старшеклассниками скорее соответствует понятию «самопредъявление», а не самораскрытию. Учителя зачастую способны открыться в выражении своих мыслей, чувств и отношений по поводу внешних объектов и явлений действительности, а не в связи и непосредственно с собой, своими индивидуально-личностными качествами и фактами своей жизни. И как возможное следствие обезличенного педагогического общения, индифферентности в обсуждении важных социальных, морально-этических вопросов современной жизни у старшеклассников также наблюдается низкий уровень самораскрытия учителю.

Оценки учеников уровня самораскрытия учителя, особенно по проблемам интимно-личностных проявлений в отношениях к вопросам этики, морали, нравственности, не связанных с проблемами внутришкольной жизни, значимо коррелируют с их оценками своего собственного самораскрытия. Можно сделать вывод, что достижение учителем в течение длительного времени эмоционального контакта с учениками через самораскрытие связано не с количеством сфер самораскрытия, а с качественными его особенностями, глубиной внутреннего диалога, проблемным характером высказываний учителя, передачей своего отношения к различным жизненным вопросам, выходящим за рамки школьной действительности, а также к вопросам, касающимся личности учащихся. Такие учителя отличаются другими индивидуально-личностными особенностями, среди которых выделяется эмпатийность, позитивность ожиданий в отношении учеников, развитые коммуникативные умения, компетентность в общении.

Важно отметить, по нашим наблюдениям, тенденцию влияния временных параметров самораскрытия на эмоциональный фон общения, позитивность ожиданий диалогичности общения. Так, самораскрытие человека по всем шести уровням и индексам в начальном, непродолжительном по времени периоде только еще складывающихся взаимоотношений может вызвать у партнера повышено закрытый, защитный характер реакции в общении и привести к социальной дезадаптации, вызвать эмоциональное отторжение, непринятие такого внезапного, несвоевременного самораскрытия. Несвоевременность самораскрытия в подобной ситуации не будет способствовать развитию дальнейших эмоциональных взаимодействий, тем более не способна вызвать и ответное самораскрытие [Болотова, 2007].

Не способствует самораскрытию и догматичность позиции в общении, ригидность в отношении к проблемам интимно-личностных, эмоциональных отношений, что значимо коррелирует у большинства людей с их возрастом, большим стажем работы и опытом собственной профессиональной деятельности, где самораскрытие не допускалось в силу закрытости самого общества. Результаты специально проведенного исследования [Амяга, 1989] показывают, что, чем дольше работает учитель в школе, тем отчетливее проявляется ведущий тип личностной представленности педагогов в общении, который соответствует понятию самопредъявления, а не самораскрытия. Такая модель общения педагогов с учениками не может способствовать достижению желаемых воспитательных эффектов, которые возможны лишь в общении, затрагивающем личностно значимое, глубокое, интимное. Молодые, начинающие свой путь, учителя отличаются большей готовностью к самораскрытию, созданию позитивных отношений с учениками, хотя они не всегда представляют пути, закономерности и возможные психологические, личностные последствия самораскрытия. Этому, к сожалению, у нас не учат. Однако интуитивно тенденция к самораскрытию связывается с возможностью аттракции, возникновения привлекательности, близости к другому в социальных коммуникациях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология коммуникаций"

Книги похожие на "Психология коммуникаций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алла Болотова

Алла Болотова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алла Болотова - Психология коммуникаций"

Отзывы читателей о книге "Психология коммуникаций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.