» » » » Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)


Авторские права

Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство Крым, год 1968. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)
Рейтинг:
Название:
Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)
Издательство:
Крым
Жанр:
Год:
1968
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Описание и краткое содержание "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" читать бесплатно онлайн.



В книге инженер-капитана 1 ранга запаса М. Г. Алексеенко рассказывается о боевых действиях черноморцев в годы Великой Отечественной войны.

Перед читателем раскрываются яркие страницы, вписанные в героическую летопись Черноморского флота подводниками, а также военными инженерами, электриками, ремонтниками — всеми теми, кто самоотверженно боролся за живучесть подводных кораблей, обеспечивал их успешные боевые действия.

Эту книгу, написанную на основе фронтовых дневников и личных воспоминаний участников событий, с интересом прочтет широкий круг читателей, особенно молодежь.

Общественный рецензент контр-адмирал запаса А. С. Жданов.

Литературная обработка Г. Ф. Лючина.






Пришлось защищать подводников:

— Стихия морская — это серьезное испытание для «малютки». И экипаж держался стойко.

В конце концов решили стянуть лодку двумя мощными буксирами.

Но когда прибыли на место, осуществить этот вариант не удалось: буксирные тросы не выдерживали нагрузки и рвались.

Проще было бы прорыть к лодке траншею. Но где срочно взять гидромонитор? Обошлись своими силами.

Буксиры поставили на якоря кормой к берегу. Мощным потоком воды от работающих гребных винтов промыли траншею длиною около 200 метров в направлении к лодке. На это ушло трое суток. Когда размытый грунт под «малюткой» осел, она заскользила, как по стапельной дорожке, в море.

При осмотре лодки в Поти убедились, что корпус ее цел, хотя и имел около 300 вмятин. Трещин и пробоин не было, а ведь «малютку» изрядно потрепало во время шторма. После ремонта экипаж «Шестьдесят второй» с теми же механизмами, приборами и аккумуляторной батареей плавал до конца войны. Но борьба со стихией, испытание, пережитое подводниками в море, запомнились им на всю жизнь.

29 августа.

4.30. Море — полный штиль. Погружаемся. Стали на жидкий грунт.

21.40. Всплыли. Начата форсированная винт-зарядка батареи.

23.40. Принято по радио сообщение, что нашими войсками взята Констанца. По отсекам лодки слышны восторженные возгласы:

— Нашей армии и флоту — ура-а-а!

— Победа близка!

Этой ночью в экипаже лодки шли разговоры о планах на будущее, о планах реальных, гак как окончательная победа виделась каждому.

31 августа.

Из штаба получен приказ возвращаться в Новороссийск. Идем домой. Кок готовит праздничный обед. Иванов подходит ко мне и говорит:

— Удивительное дело. На протяжении всего похода температура электролита элементов батареи ни разу не превышала нормы. — И с хитроватой улыбкой добавил: — Видимо, «испугалась» она-таки флагманского электрика бригады…

…Лодка «М-62» вернулась в Новороссийск. Так завершился наш последний боевой поход. Закончилась война и для других подводных лодок Черноморского флота. А вскоре вместе со всей эскадрой вернулись в свой родной Севастополь. Нашей второй бригаде подводных лодок было присвоено наименование «Констанцская».

Война полыхала за пределами нашей земли. На западе вставало зарево победы — близкой, до боли желанной…

НАМ ДОРОГИ ИХ ИМЕНА

(Послесловие)

Уже не годы, а десятилетия отделяют нас от тех грозных дней, когда Страна Советов, как исполинский богатырь, встала на пути бронированной фашистской машины и сломала ее.

Десятилетия. Кажется, что они могли бы многое изгладить в памяти народной. Но нет! Ничто не забыто и никто не забыт. Советские люди помнят и чтят тех, кто жизни своей не пожалел и отдал ее ради свободы и счастья родного Отечества.

Родина помнит своих героев. И спустя более двадцати лет после великой победы она продолжает награждать достойных. Ордена Красного Знамени удостоен и Черноморский флот… И многие имена отважных, имена тех, кто ковал боевую славу флота, — подводников, рабочих-ремонтников — ты нашел, читатель, в этой книге. Не все они дожили до счастливого дня 9 мая 1945 года, но и те, кто погиб смертью храбрых, сейчас вместе с нами. Они в наших сердцах.

Черное море, Крым, Севастополь… Родными и близкими стали эти места для ветеранов-подводников, многие из них здесь остались жить после службы на флоте.

Контр-адмирал запаса Алексей Степанович Жданов возглавил севастопольскую секцию ветеранов воины. Многие работают в военно-научном обществе, трудятся над созданием монографий о битвах на Черном море. Живет в Севастополе и старейший подводник всех морей Советского Союза Дмитрий Григорьевич Водяницкий. Не забывает столицу черноморских моряков, приезжает сюда навестить своих питомцев бывший командир бригады подводных лодок контр-адмирал Михаил Георгиевич Соловьев.


Ветераны Великой Отечественной, войны (слева направо): Д. А. Дюков, М. В. Ковеня, А. С. Жданов, Д. М. Муратов, Н. К. Пустовойтенко, Д. Ф. Плешаков, В. С. Нижний на открытии памятника подводннкам-черноморцам, погибшим в боях за Родину.


Соберутся ветераны и идут к памятным местам. А их, этих мест, много в Севастополе. На площади Нахимова установлены мемориальные доски, на одной из которых указаны все подводные лодки, участвовавшие в обороне города-героя.

Смотришь на эту доску, читаешь наименования лодок и в памяти встают героические дела их экипажей…

«Л-4»… В дни, когда отмечалось 25-летие начала обороны Севастополя, в город-герой приезжали многие ветераны-подводники. Побывал здесь и Евгений Петрович Поляков. Командир прославленной краснознаменной подводной лодки «Л-4» «бросил свой якорь» в Риге.

А вот Николай Николаевич Прозуменщиков, инженер-механик этой лодки, остался жить в Севастополе. Крепко полюбил он море. Свою любовь передал и дочерям. Вода — родная стихия старшей из них, Галины. Отец когда-то бил ненавистного врага, а Галя Прозуменщикова побила… мировой рекорд по плаванию.

«А-5»… После войны судьба разбросала членов экипажа этой лодки по разным уголкам нашей страны. Но многие из них пожелали жить ближе к морю, где проходила их боевая юность. И. И. Дегтяренко демобилизовался уже в офицерском звании, работает в Николаеве. С ним у меня завязалась тесная переписка. А. В. Кочетков так и не мог расстаться с Севастополем. В Крыму трудится бывший боцман с лодки «А-5» И. В. Качурин. Он, покоритель черноморских глубин, обратил свой взор к звездам, став сотрудником Крымской астрофизической обсерватории.

«М-32»… М. В. Дьяконов, Н. К. Пустовойтенко. Оба они живут в Севастополе. «Держись, старшина!» — эти слова, сказанные командиром Николаю Куприяновичу в трудную минуту, запомнились ему на всю жизнь, стали его девизом. И сейчас, после демобилизации, он верен традиции, идет в первой шеренге ударников коммунистического труда.

С лодкой «М-32» тесно связано и имя Ивана Алексеевича Лебедя. С ним мы переписываемся. Сейчас И. А. Лебедь генерал-майор инженерно-технической службы.

Присылают мне письма академик А. П. Александров, заслуженный деятель науки О. Б. Брон, Л. П, Викулов, А. Н. Иванов, М. А. Полищук, часто пишет Б. А. Ткаченко.

В Севастополе и его окрестностях живет немало бывших подводников. Среди них — А. Г. Баклагин, В. А. Худошин, В. С. Нижний, П. В. Калякин, Н. И. Скрнпченко, Б. П. Сергеев, Д. И. Наумов, М. М. Костенко и многие другие. Продолжают службу на Черноморском флоте Герой Советского Союза, капитан I ранга А. Н. Кесаев, адмирал Н. А. Смирнов. Все они — живая история.

Напоминает нам о прошлом и одна из улиц Балаклавы. На мемориальной доске надпись:

«Улица АНДРЕЯ КРЕСТОВСКОГО.

Наименована в 1964 году в память

героя-подводника, погибшего в 1944 году

в боях за Советскую Родину».

В бухте Омега под Севастополем установлен памятник подводным лодкам. Одной из них командовал капитан-лейтенант А. Д. Девятко. Экипажи этих кораблей доставили на родину болгарских политэмигрантов, замечательных патриотов дружественного нам народа.

Ветераны-черноморцы часто бывают на кладбище Коммунаров. Здесь в братской могиле покоятся славные подводники экипажа лодки «Щ-203» инженер-капитана 3 ранга В. И. Немчинова. Здесь вместе с другими участниками севастопольского подполья похоронен и наш умелец-приборист А. С. Мякота. В феврале 1966 года он посмертно награжден медалью «За отвагу…»

Погибшие герои! Нам дороги ваши имена. Мы помним ваши славные подвиги, совершенные во имя социалистической Родины. Вы в наших сердцах, вы всегда и всюду вместе с нами.

Примечания

1

«Флаг Родины», 1966, 16 февраля.

2

Сейчас газета Краснознаменного Черноморского флота» Флаг Родины».

3

Сведения о походах лодки «А-5» сообщили автору члены экипажа А. В. Кочетков и И. И Дегтяренко.

4

Кабельтов — мера длины, служащая для измерения в море сравнительно небольших расстояний. Равен 0,1 морской мили, или 185.2 м.

5

Узел — мера скорости движения судов, соответствующая скорости в одну морскую милю в час (1,852 кл/час).

6

Тубус — гофрированное продолжение металлической части шахты выходного люка отсека.

7

Выгрузка деталей гребного двигателя потребовала бы демонтажа отсека, что в свою очередь привело бы к необходимости дополнительных испытаний с выходом лодки в море и привлечения обеспечивающих кораблей. Все это в условиях боевых действий представляло немалую сложность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Книги похожие на "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Алексеенко

Михаил Алексеенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Отзывы читателей о книге "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.