Герцель Давыдов - Акива и Рахель. История великой любви

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Акива и Рахель. История великой любви"
Описание и краткое содержание "Акива и Рахель. История великой любви" читать бесплатно онлайн.
Книга, представленная вниманию читателей, основана на истории высокой любви между раби Акивой и Рахель, описанной в Талмуде. Именно благодаря своей жене Акива сумел преодолеть путь от неграмотного пастуха до одного из величайших мудрецов в истории Иудеи. В этом произведении рассказывается о родившемся в бедной семье и не получившем никакого образования в молодости Акиве. Он был простым пастухом и, перебираясь с места на место, везде выполнял тяжелую работу. Но однажды судьба преподнесла ему удивительный подарок, послав встречу с прекрасной девушкой. Молодая, образованная Рахель была единственной дочерью Кальбы Савуа, богатейшего человека Иерусалима. Эта встреча в корне изменила жизнь Акивы, который влюбился в девушку с первого взгляда. Понимая, что между ними большая разница в возрасте и, тем более, в социальном положении, он старался не думать о Рахель, но ничего не мог с собой поделать. Девушка, видя скромность и добродетельность пастуха, согласилась выйти за него замуж – при условии, что тот начнет изучать премудрости Торы. Однако Кальба Савуа, отец Рахель, всячески противился их браку. Рахель же, прекрасно понимая, что будет сложно перевоспитать и обучить грамоте тридцатипятилетнего мужчину, тем не менее была настроена решительно. Кальба Савуа, узнав о решении дочери, выгнал ее из дома, лишив наследства. Эта история, произошедшая около 2000 лет назад, на протяжении веков передавалась из поколения в поколение как эталон высоких отношений между мужчиной и женщиной. По мере развития сюжета в книге поднимаются важные вопросы о необходимости молитв, об иллюзорности мира, о том, что все в этом мире предрешено и случайностей не бывает, и так далее. «Все предопределено, но свобода дана» раби Акива (Мишна, трактат Авот, 3:15).
Акива.
– Потому что, если даже собака входит в его дом голод-
ной, она выходит оттуда сытой. Двери его дома всегда откры-
ты для гостей, и он тоже стремится походить в этом на праот-
ца нашего Авраама. – Шэтия немного помолчал и с грустью
добавил: – Но сейчас, после неудавшегося восстания, римля-
не обложили его высокими налогами.
– Он принимал участие в восстании? – удивился Акива.
– Он не только уважаемый и богатый человек, он верный
сын своего отечества. Трое самых богатых иерусалимских жи-
телей помогали восставшим.
– Кто же другие двое?
– Накдимон бен Гурион и Бен Цицит Акесет. О богатстве
этих людей складываются легенды. Они втроем могли бы про-
кормить весь Иерусалим.
* Кальба Савуа – букв. «сытая собака».
– Почему тогда римлянам удалось захватить Иерусалим и
разрушить город?
– Узнав о приближении римской армии, Кальба Савуа,
Накдимон бен Гурион и Бен Цицит Акесет наполнили свои
склады продовольствием, которого в случае осады города
должно было хватить на двадцать один год. Они были увере-
ны, что у римлян не хватит сил и продовольствия для долгой
осады и они отступят. Но некоторые жители Иудеи не желали
следовать этому плану и жаждали сразиться с римлянами ли-
цом к лицу. Они подожгли склады в надежде на то, что, когда
в городе не останется еды и воды, не будет и возможности вы-
жидать и тогда сограждане вместе с ними бросятся в бой. Чем
это закончилось, всем известно.
– Я почел бы за честь работать у столь уважаемого челове-
ка. Если он примет меня, я буду, господин Шэтия, тебе очень
благодарен.
– Не нужно мне никаких благодарностей, доедай свой за-
втрак, и мы отправимся к Кальбе Савуа – как раз сегодня по-
везу ему пряности, – произнес торговец и затем, будто раз-
глядев в глазах Акивы вопрос, пояснил: – Евреи должны
помогать друг другу и держаться вместе, особенно в столь тя-
желые для нашего народа дни.
Акива был очень взволнован: если удастся устроиться к
этому богачу, то он получит хорошее жалованье, крышу над
головой и сможет пережить сложные времена.
Взвалив тяжелую сумку с пряностями на спину осла, они
отправились в путь. Дорога, по которой они должны были
идти, проходила мимо рынка.
– Если ничего не получится, я хочу вернуться сюда до за-
хода солнца и поискать работу у торговцев. Может, кому-то
понадобится моя помощь, – сказал Акива.
Старик его остановил:
– На рынок ты всегда успеешь прийти и найдешь здесь
разную работу, но если тебе удастся устроиться у Кальбы Са-
вуа, это будет надежнее.
– Да, уважаемый Шэтия, ты прав. Мне уже за тридцать,
и я хочу добрую работу, чтобы спокойно встретить ста-
рость, – согласился Акива.
Вдали, за городским рынком виднелись руины когда-то
многочисленных строений и среди них одна-единственная со-
хранившаяся стена.
Шэтия, поймав взгляд спутника, брошенный на городские
развалины, пояснил:
– Это Храмовая гора – на ней и возвышался Храм! Ты-
сячу лет наши предки чтили это место и приходили сюда мо-
литься. Римляне разграбили и разрушили наш Второй храм
всего через шесть лет после окончания его строительства. Это
произошло 9 ава* 3830 года (2 августа 70 г. н. э.). Это не един-
ственное печальное событие, приходящееся на эту дату. Пер-
вый храм – храм царя Шломо**, построенный около тыся-
чи лет назад, – тоже был разрушен именно 9 ава.
– Ты можешь считать меня глупым, господин, но я не верю
во все эти совпадения.
– Акива, какое я имею право думать о тебе так? Все мы рав-
ны перед Вс-вышним, благословенным, и можем иметь свою
точку зрения на происходящие события. Если бы Он, мило-
сердный, хотел, чтобы у всех людей были одинаковые взгля-
ды на разные события, то Он бы так и сделал. Но раз мы все
* Месяц ав – пятый месяц еврейского календаря, если отсчитывать месяцы
от исхода из Египта. Соответствует приблизительно июлю–августу.
** Царь Шломо (на рус. яз. – Соломон) – сын царя Давида от Бат-Шевы,
третий еврейский царь. Царь Шломо оставил после себя три книги: «Шир
а ширим» (Песнь песней), «Мишлей » (Притчи царя Соломона) и «Коэлет»
(Экклезиаст).
разные, то, значит, так и должно быть. Но я часто думаю, по-
чему недавние печальные события и разрушение храма Шло-
мо произошли в один и тот же день. Может, это знак?
– Я не могу дать тебе ответ на этот вопрос, уважаемый
Шэтия. А почему Первый храм ты называешь храмом Шло-
мо? Его построил Шломо Мудрый?
– Да, Первый храм был построен великим царем Шломо,
которого многие называют Шломо Мудрый, по праву считав-
шимся умнейшим человеком. Есть и такие, кто именует его
Шломо Великим, так как время его правления считается эпо-
хой расцвета монархии и иудейского могущества. Он славил-
ся необычайным богатством, а самое главное – мудростью
и справедливостью. Когда я вижу, что творится в Иерусали-
ме, вспоминаю историю с перстнем Шломо и нахожу некое
утешение.
– А что было необычного в его перстне?
– Говорят, что на его перстне была высечена фраза: «Все
проходит». И в моменты сильного гнева царь Шломо всегда
смотрел на эту надпись, и это помогало ему обрести спокой-
ствие. Но однажды он так разгневался, что не смог совладать
с собой, даже смотря на эту надпись. В гневе он сорвал кольцо
с пальца и уже собрался бросить его, как в последний момент
заметил светящиеся буквы на внутренней стороне кольца. Он
приблизил кольцо – надпись гласила: «И это тоже пройдет».
Шломо рассмеялся и снова надел кольцо.
Торговец тяжело вздохнул:
– Может, и эти сложные для нашего народа времена
пройдут…
– Ты тоже мудрый человек, господин Шэтия. Даже если
Кальба Савуа не примет меня, я все равно буду тебе очень бла-
годарен, – отозвался Акива.
Шэтия не согласился:
– Я стараюсь учиться, общаться с мудрецами Торы, уче-
никами ешив*, хожу в синагогу, но все равно до мудрости
царя Шломо мне ой как далеко. Он великий царь, он удосто-
ился чести построить Храм, а я простой смертный. Акива,
если у тебя возникнет желание, можешь посещать синагогу
со мной.
– Уважаемый Шэтия, прости, но сейчас я к этому не готов.
И ты знаешь, за всю мою жизнь у меня сложилось не совсем
положительное впечатление о религиозных людях.
– Я не настаиваю! К этому каждый должен прийти сам,
каждый сам должен проложить свою дорогу к мудрости. Ког-
да будешь готов, скажи.
Акива молча согласился, и оставшуюся часть пути они
прошли без единого слова, думая каждый о своем. Время при-
ближалось к полудню, и солнце нещадно пекло, когда Шэтия
сказал:
– Ну, вот мы и пришли – это владения Кальбы Савуа.
С возвышенности, на которой стояли Акива и Шэтия, был
виден огромный особняк с цветущим садом и тучное поле, ко-
торое пересекала протекающая по нему речка.
* * *
Путники прошли в ворота имения Кальбы Савуа, и Шэ-
тия, прихватив сумку с пряностями, направился к огромному
особняку, поручив Акиве своего осла. Поравнявшись с дере-
вянным колодцем, стоявшим посреди двора, торговец увидел
бегущую ему навстречу молодую девушку, лет двадцати, нео-
быкновенно красивую. Она радушно поприветствовала гостя
* Ешива – букв. «сидение, заседание»; еврейское высшее религиозное учеб-
ное заведение.
и поднесла ему кувшин с водой, набранной из колодца. Шэтия
умылся и, выпив холодной воды, прошел в дом.
Приняв кувшин из рук Шэтии, девушка наполнила его еще
раз, чтобы, как обычно, напоить осла, но увидела незнакомца
и подошла к нему.
– Пей, пожалуйста, – протянула она кувшин гостю, – на-
верное, тебе с господином Шэтией пришлось преодолеть дол-
гий путь.
Акива скромно принял кувшин из рук девушки, вниматель-
но посмотрев в ее карие глаза. Он сразу же влюбился в нее, его
одинокое сердце распахнулось ей навстречу.
– Ты пей сколько угодно, а я пойду напою и накормлю осла
господина Шэтии. Наверное, жажда измучила бедное живот-
ное, ослик выглядит усталым, – продолжала девушка.
Набрав очередной кувшин, девушка наполнила водой глу-
бокое корыто и, подведя осла к воде, стала гладить его по шер-
сти и нежно приговаривать:
– Пей, ослик, ты сегодня много ходил и, наверное, очень
устал.
Когда осел осушил корыто, девушка забрала пустой кув-
шин у Акивы и, вернув его к колодцу, направилась в дом.
Кальба Савуа встретил старого знакомого со всеми почестя-
ми и пригласил отобедать. Трапеза прошла в беседах о Иеруса-
лиме и будущем иудеев в родной стране. Кальба Савуа пошел
по обыкновению проводить гостя до двери, когда Шэтия сказал:
– Я могу обратиться к тебе с просьбой?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Акива и Рахель. История великой любви"
Книги похожие на "Акива и Рахель. История великой любви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Герцель Давыдов - Акива и Рахель. История великой любви"
Отзывы читателей о книге "Акива и Рахель. История великой любви", комментарии и мнения людей о произведении.