» » » А. Акрам - Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валйд. Крушение империй


Авторские права

А. Акрам - Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валйд. Крушение империй

Здесь можно скачать бесплатно "А. Акрам - Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валйд. Крушение империй" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Издательство «ДИЛЯ», год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Акрам - Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валйд. Крушение империй
Рейтинг:
Название:
Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валйд. Крушение империй
Автор:
Издательство:
Издательство «ДИЛЯ»
Год:
2009
ISBN:
978-5-88503-833-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валйд. Крушение империй"

Описание и краткое содержание "Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валйд. Крушение империй" читать бесплатно онлайн.



В книге в увлекательной форме рассказывается о событиях из истории военного искусства эпохи Раннего Халифата. В центре этих событий знаменитый воин, мусульманский полководец, ни разу не потерпевший поражения, — Халид ибн ал-Валид.


Этой книгой может воспользоваться и верующий, и неверующий, и человек военный, и преподаватель истории, и студент, и школьник — каждый, кто изучает историю, военное искусство, хочет узнать о причинах побед и поражений в прошлых войнах. Несомненно, эта книга дает ответы и на многие другие вопросы из области военной истории. Она как бы является ее своеобразной энциклопедией. Это, можно сказать, популярное и масштабное исследование военной истории раннего Ислама. Мусульманская история полна великих военных достижений и славных воинских подвигов. В истории военного искусства есть мало сражений, которые своим блеском и победоносностью могли бы сравниться с битвами за Ислам; мало военачальников, которые бы превосходили мужеством и умением одаренных мусульманских полководцев.






Б. Абу Бакр был приверженцем принципа концентрации сил, что отчетливо видно по тому, как он вел кампанию против отступников. Маловероятно, что он изменил бы этому принципу теперь, разделив имеющиеся у него силы пополам и направив их в удаленные одна от другой области так, чтобы они не могли оказывать поддержку одна другой. Вторжение по двум направлениям, иногда желательное и разумное, в данном случае было бы грубой ошибкой, так как враг был намного сильнее и действовал по внутренним линиям. Расколовшись на две армии, мусульмане непременно были бы разгромлены.

B. Если бы эта версия была истинной и Ктесифон действительно являлся конечной целью вторжения, Халид непременно атаковал бы его. На самом же деле благодаря Табари мы знаем, что под занавес кампании Халид хотел напасть на Ктесифон, но не сделал этого, боясь вызвать неодобрение халифа. И нигде не говорится о том, что Абу Бакр когда-либо отменял предположительно отданный им приказ о нападении на Ктесифон или же напоминал о нем Халиду.

Г. Получилось так, что 'Ийад завяз в Даумат ал-Джандале, откуда его позднее вызволил Халид. Если бы его целью был «Ирак с севера», у него не было бы никакой надобности ввязываться в серьезные боевые действия в этом регионе, расположенном далеко от его цели, особенно тогда, когда он мог идти к своей цели другими, более удобными, путями.

'Ийад ибн Ганам действительно командовал войсковым подразделением, но численность его была невелика. Вероятно, его задачей был лишь Даумат ал-Джандал. Разумеется, у Абу Бакра могло быть намерение впоследствии отправить его в Ирак на подкрепление Халиду, ибо после Даумат ал-Джандала он действительно направился в Ирак с Халидом и служил под его началом.


Примечание 5. Битва у Реки (с. 244)

Описание данной битвы заимствовано исключительно у Табари, однако Табари указывает, что это сражение произошло у Мазара, и называет его и битвой при Мазаре и битвой у Реки (Санй). Балазури (с. 243) также упоминает о битве при Мазаре, а в хрониках Ибн Исхака и Вакидй вовсе не упоминается о событиях, происходивших в регионе Казимы- Убаллы-Мазара.

Мазар, согласно Йакуту (т. 4, с. 468), находился в четырех днях пути от Басры на дороге в Васйт (основанный в 83 г. хиджры), и еще он стоял на Одноглазом Тигре. В настоящее время считается, что Мазар располагался на месте современного Азайра, находящегося на правом берегу Тигра. Азайр действительно находится в 80 милях от Басры, и это позволяет считать, что он стоит как раз на месте Мазара.

Однако необходимо отметить, что Мазар располагался примерно в 70 милях за Рекой и в 25 милях за Евфратом. Таким образом, до него невозможно было добраться, не позаботившись о лодках для переправы через реки, однако нет никаких упоминаний о том, что по дороге в Мазар Халиду пришлось переправляться через какую бы то ни было реку. Операция по подготовке лодок для переправы целой мусульманской армии с неизбежностью должна была привлечь к себе внимание историков, как это было в случае с использованием Халидом лодок после Уллайса, а такое событие, как переправа через Евфрат, не могло пройти незамеченным для авторов хроник.

Я считаю, что Халид никогда не пресекал эту реку. Ни один арабский полководец (разумеется, тех времен) не стал бы переправляться через крупную реку и идти далеко за нее, оставляя позади себя крупное препятствие, отделяющее его от пустыни, тогда как мощные силы врага могли свободно атаковать его с тыла. Особенно в том случае, если врагом были могущественные имперские персы.

Пустынная стратегия Халида и других арабских полководцев после него основывалась на принципе нахождения неподалеку от окраин пустыни. Более того, поскольку целью Халида была Хйра, его переправы через Реку и Евфрат, необходимые для того, чтобы углубиться в центральную часть Ирака, были бы бессмысленными, так как вынудили бы его отклониться от цели. Поэтому, с моей точки зрения, это сражение было лишь битвой у Реки, но не битвой при Мазаре.


Примечание 6. Местоположение Ханафиса и т. д. (с. 292)

Нельзя с уверенностью сказать, где именно располагались Ханафис, Хусайд, Мусаййах, Санй и Зумайл, и я допускаю ошибки в проведенной мной реконструкции географии этой операции. Ниже приводятся содержащиеся в исторических документах указания на положение этих географических объектов.

Ханафис. Согласно Иакуту (т. 2, с. 473), этот населенный пункт находился рядом с Анбаром и в окрестностях Бардана. В одной части своей книги (с. 309) Музиль высказывает предположение, что он находился западнее Евфрата, однако в других местах сообщает, что он стоял на месте современного Казимайна, в 5 милях выше Багдада, указывая, что Бардан представлял собой район в 4 лигах от Багдада.

Я помещаю Ханафис однозначно западнее Евфрата (хотя о его точном местонахождении приходится гадать), основываясь на следующих указаниях Табари и географических привязках:

А. Табари утверждает (т. 2, с. 580), что Халид вышел из Хйры по дороге на Ханафис и догнал Ка'ка' и Абу Лайлу в 'Айн ат-Тамре. Если бы Ханафис находился восточнее Евфрата, 'Айн ат-Тамр никак бы не мог находиться на пути к нему.

Б. В 13 г. хиджры Мусанна хотел напасть на Багдад и Ханафис из Уллайса (Ат-Табари: т. 2, с. 655-656), и проводники сказали ему, что между этими городами 2 дня пути и что Халид доберется туда быстрее. Мусанна направился к Ханафису «по суше», а затем двинулся на Анбар. Таким образом, если бы Ханафис находился в окрестностях или неподалеку от Казимайна, он не мог бы находиться в 2 днях пути от Багдада и до него нельзя было бы добраться «по суше».

Я отождествляю Бардан с Вади ал-Гадаф, который также именуется Вади-уль-Бурдан и находится в 25 милях севернее 'Айн ат-Тамра. Если когда-то и существовал населенный пункт под названием Бардан или Бурдан, его больше нет, но по вади можно предположить, где именно он мог находиться. Это поддерживается утверждением Табари (т. 2, с. 581) о том, что во время марша из 'Айн ат-Тамра на Мусаййах Халид прошел мимо Бардана. Я поместил Ханафис немного севернее вади.

Хусайд. Йакут (т. 2, с. 281) упоминает ее как небольшую долину между Куфой и Сирией. Поэтому очевидно, что она находилась западнее Евфрата, но, должно быть, восточнее Ханафиса, учитывая направление отступления Махбузана. Если бы Ханафис располагался восточнее, Махбузан должен был бы отступать на Ктесифон, а не на Мусаййах. Музиль также (с. 309) указывает, что Хусайд находилась западнее Евфрата, но ее точное местоположение не определено.

Мусаййах. Йакут (т. 4, с. 560) называет это место холмом в Наджде, находящимся на берегу Вади ал-Джарйб в районе Рабй'а, одного из иракских племен таглибской группы. (Наджд означает высокое плоскогорье, и это был не тот Наджд, который находился на Аравийском полуострове.) Табари (т. 2, с. 580) указывает, что она находилась между Хаураном и Кфлтом. Музиль (с. 303) указывает, что она располагалась в 'Айн ал- Арнабе, в 270 километрах от Хйры и 115 километрах к северо-западу от Анбара и 75 километрах к югу — юго-востоку от Аклат Хауран. 'Айн ал-Арнаб в настоящее время находится в 25 милях к западу от современного Хита. Ввиду отсутствия каких-либо иных указаний я считаю его Мусаййах.

Санй и Зумайл. И Йакут, и Табари (и Музиль, который следует в этом отношении за Йакутом) заметно ошибаются в своих указаниях. Йакут (т. 1, с. 937) помещает Санй восточнее Рисафы, а Зумайл— в окрестности Башара, восточнее Рисафы и восточнее Евфрата. Табари (т. 2, с. 582) также указывает, что они находились восточнее Рисафы. Рисафа находится в Сирии, к северу — северо-востоку от Пальмиры и в 15 милях к югу от Евфрата. Музиль (с. 312) указывает, что оба поля сражения находились у подножия гор гряды Бисри, проходящей северо-восточнее Пальмиры, и считает Башар другим названием Бисри.

Я категорически отрицаю подобную географическую привязку. Невозможно представить, чтобы Халид заставил свое войско пройти 250 миль от Мусаййаха (удалившись примерно на 400 миль от базы в Хйре и затратив на это недель шесть) только для того, чтобы разделаться с двумя сосредоточениями арабов, которые никак его не беспокоили. Более того, гряда Бисри и Рисафа находились в глубине Сирии, и нельзя всерьез рассуждать о том, что Халид мог позволить себе так вольно отнестись к указаниям халифа, которые предписывали ему действовать на территории Ирака.

Я обнаружил Зумайл. На некоторых картах он обозначен как город- руина в 35 милях к северо-западу от 'Айн ат-Тамра, расположенный на берегу Вади Зумайл. На карте с миллионным масштабом (Геодезическое управление военного и военно-воздушного министерств, Лондон, 1962) он обозначен как Сумайл, и это гораздо более основательная географическая привязка. Санй, должно быть, находился между этим населенным пунктом и Мусаййахом, и я указал ее на карте 14 в 25 милях к северо-западу от Зумайла. (Возможно, я ошибся на несколько миль, но не более того.)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валйд. Крушение империй"

Книги похожие на "Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валйд. Крушение империй" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Акрам

А. Акрам - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Акрам - Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валйд. Крушение империй"

Отзывы читателей о книге "Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валйд. Крушение империй", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.